Адоня 39. Матушка Лигита

http://www.proza.ru/2015/08/30/1020

Едва Адоня вернулась в свою комнатушку, следом торопливо вошла Лигита, комкая в руках мокрый кружевной платочек.

- Всё пропало! Господину барону стало известно...
- Я уже знаю, матушка Лигита. Господин Яссон только что удостоил меня чести высокого визита.

- Ах, Адоня, он кричал на меня! Он, - мой добрый, ласковый мальчик! Мне показалось даже, что это чужой человек, совершенно мне незнакомый! Что происходит? Я боюсь его! Он стал злым, его раздражает любая мелочь. Мне кажется, что порой он не владеет собой - и хочет удержать грубые слова, но не может.
- Так оно и есть. У него нет своей воли. Вспомните куклу-марионетку, которую кукловод дергает за ниточки, - она не может выйти из чужой воли.

Госпожа Лигита прижала к глазам платочек.

- Ты ведь обещала помочь!
- Матушка Лигита, представьте, что вы вошли в комнату, полную ядовитых испарений. Что вы сделаете прежде всего?
- Ну... Вероятно, распахну все окна и двери, чтобы очистить комнату.

- Верно. Потому что иначе и сама надышишься той гадостью и тогда уже никому не поможешь. Я не бездействую. И тот негодяй это знает, поэтому старается помешать мне. Он далеко не глуп и нашёл самый верный способ - я борюсь за барона Яссона с самим Яссоном Гондвиком, и мешает он мне весьма успешно. Тому человеку надо во что бы то ни стало убрать меня из замка, и он своей цели достигнет. Мне осталось считанные дни пользоваться "гостеприимством" господина барона. Вскоре он категорически захочет распрощаться со мной, по какой причине, я не знаю, но она наверняка появится. Не противоречьте ему тогда, его волю надо будет исполнить.

- Ты оставишь нас!?
- К тому времени я успею кое-что сделать для господина барона, без защиты он не останется. Всё будет хорошо, матушка Лигита. Вы не должны отчаиваться. Мы, друзья Яссона Гондвика обязаны твёрдо верить, что спасем его.
- Да помогут тебе Святые хранители! Научи, что я должна теперь делать, когда он запретил использовать твои снадобья? Как я могу помочь ему?

- Есть другие снадобья, которые он запретить не сможет, но они будут истинно панацеей для его измученной души.
- Какие?! Дай мне их!
- Вручить их невозможно, но у вас и без того их достаточно - ваше бесконечное терпение и любовь.
- Адоня... - в голосе Лигита прозвучало разочарование.

Адоня движением руки остановила её.

- Разочарованы? Ах, как напрасно! Душа Яссона Гондвика жива, я это знаю, я видела. Я видела, как безмерно страдает она и измучена уже настолько, что не имеет сил противиться злой воле. В ответ на ваши слёзы и упреки он кричит и оскорбляет вас, но то душа его кричит от боли, что не слышите вы её, вы, самый близкий человек не понимаете его страданий. Постарайтесь ежечасно помнить об этом и тогда сможете искренне прощать его. Да, знаю, больно от незаслуженных обид, но истинная любовь, это всегда самопожертвование. Не обижайтесь на него, это делает его ещё несчастнее.

Госпожа Лигита смотрела на Адоню широко открытыми глазами, и они медленно наполнялись слезами.

- Почему всего этого я не сказала себе сама? - прошептала она. -  Ведь нередко я нарочно изображала обиду, когда хотела добиться своего, и он не мог устоять, сейчас же соглашался со мной. Ах, как горько теперь! Зачем я причиняла ему столько боли?

- Что толку казниться за прошлое? Лучше сейчас, за все обидные слова простите его от всего сердца, не затаив ничего. Если сможете, непременно почувствуете, как легко вам станет. Но самое главное - искренним прощением вы снимите с души барона Яссона вину за нанесенные обиды, и ему тоже станет легче, пусть даже он не поймёт отчего. Это и не важно.

- Неужто это истинно так?

- Да, матушка Лигита. Люди должны бы прощать друг друга в своём сердце, а не копить, не хранить чёрные обиды на ближнего. Это яд. Если бы они знали и умели... Впрочем, если и знают, то хотят ли? Трудно быть по-настоящему добрым, злым - гораздо легче. Но как много выправилось бы искалеченных судеб.
- Сколько тебе лет, Адоня? - тихо спросила Лигита. - Как соотнести твой юный облик с мудростью старости? И эта мудрость должна таиться в лесах, бежать от людей? Почему!?

- Не знаю. Я об этом не думала. На всё воля Предвечного. Но, может быть, как раз за то, что нам известны эти истины, мы и стали гонимыми. Рано ещё говорить их людям. Мы только смущаем людей, говоря, как они дурны, озлобляем и вместо пользы получается обратное. Нельзя научить добру. Надо позволить в полной мере вкусить от сладкого плода и от горького, и дать возможность сделать выбор. Самому - и никак иначе. Нельзя сделать выбор за другого, чтобы избавить от горечи. Ему не с чем будет сравнить сладкое. Теперь, не сочтите меня неучтивой, матушка Лигита, но у меня так мало времени, чтобы тратить его впустую.

Адоня старалась избегать встречи с Консэлем. Она рада была видеть доброго, мудрого старика, в беседах с которым душа её отдыхала. Он стал ей верным другом. Но она знала - Эстебан сказал не пустые слова, за легковесной формой предостережения от Адони не укрылась его жестокая суть.

http://www.proza.ru/2015/08/31/48


Рецензии
Вот, очень точные слова про сладкий и горький плод.

Михаил Сидорович   15.05.2016 19:00     Заявить о нарушении
Через собственные синяки и шишки всегда доходчивее получается.

Раиса Крапп   16.05.2016 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.