Какие тайны скрывает брянский лес?

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
КАКИЕ ТАЙНЫ СКРЫВАЕТ БРЯНСКИЙ ЛЕС?

В далёкие времена, когда на Десне ставилась крепость, названная позже Дебрянской, что означало непроходимый, то есть в древности на территории нашей области леса занимали во много раз больше площадей, чем к началу 21 века. Они были густыми, действительно непроходимыми. Хвойные и лиственные деревья достигали могущественных размеров. Недаром Пётр I избрал для постройки кораблей наш край. Разумеется, в десятом веке, когда предположительно закладывался Брянск не было тех технических средств, которыми нынче пилят лес. Топор да обычная пила были единственными орудиями по заготовке древесины.
Если посмотреть на карту области, где обозначены по районам лесные угодья, они выглядят небольшими и совсем маленькими, а то и крошечными островками. Сплошные лесные массивы, что были в древности на территории нашей области, давно исчезли за многовековую нерачительную деятельность человека и в результате различных стихийных бедствий. Особенно пострадали леса в годы войны, когда немецкие оккупанты нещадно рубили и вывозили лесные кордоны эшелонами в Германию. С развитием техники заготовка древесины увеличивалась с каждым годом. В советские времена больше, чем на один миллион кубометров в год сокращались лесные запасы. В основном лес вывозился за границу. В те годы, чтобы купить мебельный гарнитур, нужно было постоять в очереди не один месяц. Причем это не мнение автора, сами чиновники из управления лесами Брянской области почти в один голос утверждают, что сегодня пилят лес в несколько раз меньше, чем, скажем, 20 лет назад. Но почему же тогда наша область, считавшаяся не очень ветреной, именно в последние годы мы можем наблюдать сильные ветродуи?
Чиновники это относят на всеобщее изменение климата на Земле в сторону значительного потепления. В областном Гидромете феномен ветров не стали комментировать, считая, что в этом явлении ничего особенного нет, но не исключили, что вырубка лесов в какой-то степени влияет на то, что часто дуют ветра. Конечно, в Европе так же, как и на других континентах, леса пилят, но наверно далеко не так интенсивно. Ведь Россия издавна считалась кладовой всех мировых лесных запасов, поэтому покупают нашу древесину. А наша область во все времена  лесом только и выживала, что и сказалось на значительном сокращении всех лесных площадей.
Однако в управлении лесами так не считают. Хотя потребление  древесины мебельными фабриками, которых стало больше, значительно выросло. Впрочем, оно ничуть не выше, чем было при советской власти. Общая площадь, занимаемая в области лесами, в 1990 году составляла 1 млн. 096 тысяч гектаров, в 1993 году леса составила 795 тысяч гектаров без учета сельских лесов. Но уже в 1996 году - 1 млн. 368 тысяч гектаров, 1998 году 1 млн. 134, 1 тысячи гектаров, в 2003 году  1 млн. 146, 8 тысяч гектаров. Что удивительно, когда поля перестали обрабатывать, они покрылись подлеском, но эти земли так и остались, входящими в земельный фонд сельхозпредприятий. Так что лесоводы самопроизвольное залесение не причисляют к перспективным лесным богатствам области. Хотя на некоторых бывших полях уже больше десяти лет шумят молодые леса, и они остаются бесхозными, с которыми, выходит, можно поступать в ближнем или далеком будущем как угодно? Удивительно и другое, что лесные массивы не только не уменьшаются, а наоборот почти ежегодно увеличиваются за счет интенсивных лесовосстановительных работ. Тем не менее главной проблемой лесоводы называют недостаток финансирования, чтобы можно было еще с большим размахом умножать лесные богатства. Но так ли происходит на самом деле, когда мы видим, что взрослого леса становится все меньше. Для дуба зрелый возраст 120 лет, для сосны 80-100, для березы 61, осины 45. Советская власть существовала 73 года. Известно, что именно за прошлые десятилетия лес изводился во много раз быстрей, чем сейчас в основном за счет экспорта. Поэтому если спелую сосну срубили, скажем, в 1920 году, то посаженная взамен ее тогда же, уже срублена несколько лет назад. Если продолжать считать в той же регрессии или прогрессии, то можно увидеть, что лес пилится быстрей того, пока дорастет своего заготовительного возраста. И парадокс состоит в том, что все занятые под лесами в области площади не уменьшаются…
С 1996 года при норме 1348, 1 тысяч  куб. м. по агентству лесного хозяйства Брянской области было спилено всех древесных пород 513. 5 тысяч куб. м., в 1997 году - 451, 0 тысяч куб, м., в 1998 году - 388, 5 тысячи куб. м., в 1999 году – 550, 0  тысяч куб. м. Но с 2000 года расчетная лесосека увеличилась до 1353, 9 тысяч куб.м., в 2000-ом – 530, 5, в 2001-ом – 436, 1, в 2002-ом, - 437, 5, в 2003-ем – 471, 6. В 2005 году расчетная лесосека выросла до 1540, 6 тысяч куб. м. Фактически же было спилено только 772,3, в 2006-ом 717 тысяч куб. м.  Глядя на эти цифры, то невольно спрашиваешь у себя, неужели стали бережно относиться к валке леса! Почему же норма значительно не вырабатывается, хотя периодически она растет? И напрашивается вопрос, зачем ее повышать, если она не вырабатывается. На всякий случай? Или это простая манипуляция цифрами? Оказывается, коммерческие структуры и частные предприятия пилят леса столько, сколько могут переработать. А то, что не выполняется норма, это вроде бы и неплохо, тем не менее вредит тем деревьям, которые входят в пору перезрелости, что сказывается на качестве древесины. Но так ли много у нас зрелого леса? Вопрос, как говорится, много, да только исчерпывающих ответов мало. Чиновники на них отвечают неохотно, а значит, все-таки дела с лесами обстоят неважно. Особенно когда кто-то хочет отхватить лучшую делянку.
Эта древесина была заготовлена на вполне законных основаниях. Насколько правдиво отражают настоящую картину приведенные цифры, знают только те чиновники, которые их выводят. И конечно, истинная картина того, как хозяйничают в лесах, знают 20 лесхозов и 94 лесничества, где трудятся 4, 5 тысячи человек. Говорят, если раньше занимались приписками, чтобы любой ценой выполнить план, то теперь в этом надобности нет…
Восстановление лесов хотя и происходит ежегодно, но посадки молодняка не могут в кратчайший срок восполнить ежегодные вырубки. Ведь чтобы сосновый бор достиг хотя бы рубочного возраста, требуется 80 лет, берёза растёт чуть быстрей, как впрочем, и все твёрдолиственные и мягколиственные породы. Но всегда ли деревья достигают спелого возраста, если их даже не поражают какие-то болезни? На этот вопрос не услышал вразумительного ответа. Впрочем, незаконные порубки и есть то злостное явление, которое и укорачивает жизнь деревьям. Скажем, край нужен дуб, а по возрасту ему расти да расти, но мебельщикам позарез он необходим. Нельзя! Но всё равно пилят, что, впрочем, относится не только к дубу, но и ко всем хвойным и лиственным породам.
В лесном хозяйстве проблем много, хотя некоторые руководители представителям СМИ не спешат или даже не собираются их освещать, что или кто  мешает активно противодействовать незаконным рубщикам. Принятый новый Лесной кодекс не устраивает ни самих лесоводов, ни коммерческие структуры. У одних мало полномочий для наказаний нарушителей закона, другим не дает «хозяйничать» как хочется. Впрочем, последним он вообще не нужен, они всегда за деньги получат тот лес, который востребуется на рынке. И не секрет даже то, кому в каком лесхозе выпало хозяйничать. Тут без раздела лесных угодий при нынешней конкуренции не обходится. Не договорятся на словах и даже при помощи денег, в спор за хорошую делянку вступит оружие…
По оценкам правоохранительных органов самым криминальными являются Дятьковский, Дубровский, Клетнянский, Рогнединский Навлинский районы. В лесничествах или лесхозах этих районов частенько сами работники, причем даже охрана, вступает в сговор с преступными группами, расхищающими лесные богатства. Под следствием попал за получение взятки директор ГУ «Унечскийлесхоз» А.И. Ковалёв.
В названных районах преступники хорошо технически оснащены, имеют лесовозы-самопогрузчики, средства связи и т.д. Как правило, их трудно поймать на месте незаконных вырубок. Природоохранной прокуратуре известно, кто совершил преступление, но доказать не всегда хватает улик. В прошлом году было возбуждено 124 уголовных дел. Но некоторые дела даже не доходят до суда и зависают на стадии следствия. И всё же лесничий А.И. Кравченко Погарского лесничества Унечского лесхоза привлечен к уголовной ответственности за растрату вверенного имущества и служебный подлог. Возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц Выгоничского лесхоза лесничего Красногорского лесничества Н.И. Железного, и.о. лесничего Жирятинского  лесничества С.В. Резникова,  помощника лесничего этого же лесничества Л.Н. Филиппова. Осужден судом помощник лесничего Щегловского лесничества Навлинского лесхоза  С.В. Шевченко за нарушение санитарной рубки в особо охраняемом участке лесного фонда.
В Клюквенском спецсемлесхозе за 2004-2005 годы за незаконные порубки леса осуждены пять должностных лиц. В ноябре прошлого года обнаружены незаконные порубки леса в значительных объемах в Клетнянском и Дубровском лесхозах. Причём все случаи были обнаружены работниками лесхозов при содействии аппарата управления лесами. В прошлом году из-за незаконных порубок лесам области недосчитались 3162 кубометров древесины или 41, 8 млн. рублей. Судом рассмотрено 12 дел, к уголовной ответственности привлечено 13 человек из них трое лесных охранников.
Однако наказание незначительное. Лесник Масленый из Выгоничского осуждён к двум годом, лесничий Щемелинин из Почепского лесхоза к одному году, лесничий А.И. Кравченко Унечского лесхоза к трём с половиной. В Суземском лесхозе привлечено три лесника. И все получили условные сроки. Разумеется, в следующий раз, если не задумаются, надо ли преступать закон,  будут действовать осторожней. Мягкое наказание только укрепляет в вере, что можно продолжать, ведь иначе жить уже не могут. Да и систему подкупа и шантажа никто не отменял, она действенней всякого закона. А лес, как основное наше богатство, будет по-прежнему редеть, так как процесс восстановления лесов дело дорогостоящее и длительное во времени…

Владимир ВЛАДЫКИН


Рецензии
В лесу много концов лесных спрятано. Основная проблема всегда была в том, что рубить первоочерёдно нужно перестойные мягколиственные леса, а их неликвид никому не нужен. Вот и "химичили", чтобы рубить лучшее в первую очередь. А правильный, лесоводственый подход к лесу всегда держался только на энтузиастах да способности леса к самовосстановлению. Теперь же вообще лесного хозяйства как производственной структуры больше нет, по крайней мере у нас, в Тульской области. У нынешних лесничих в полномочиях только контроль записан, а лесников полностью практически сократили.

Алпатов Валерий Лешничий   17.05.2016 00:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Наверно, вы правы. Когда лесхозы приватизировали была надежда, что частники станут рачительными хозяевами.Вам успехов в творчестве.

Владимир Владыкин 2   17.05.2016 22:09   Заявить о нарушении