Елена Соболева разлюбила гимнастику и занялась лёг

ЕЛЕНА СОБОЛЕВА РАЗЛЮБИЛА ГИМНАСТИКУ И ЗАНЯЛАСЬ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

За последние четыре года бегунья средней дистанции, Елена Соболева добилась хороших результатов: неоднократная чемпионка России, в 2005 году заняла четвертое место в Хельсинки на чемпионате мира. В 2006 году – рекордсменка мира, серебряный призер зимнего и летнего чемпионатов мира в закрытых помещениях, проходивших в Москве. В сентябре этого года на чемпионате мира в Японии стала серебряным призером. А недавно ей присвоено звание Заслуженный мастер спорта.
 С Леной Соболевой мы встретились на тренировке, где со своими питомцами занималась её тренер С. И. Белова. Пока Лена совершала на средней дистанции забег, мы побеседовали со Светланой Ивановной. В ДЮСШ она работает с 1993 года, а до этого работала в спортивном обществе «Динамо».
  – Когда вы впервые стали тренировать Лену?
  – Ей тогда было 14 лет, и вот уже 11 лет вместе. Сначала она занималась гимнастикой. В школах Брянска я набирала группу спортсменок. Лену мне предложил физрук первой школы Виктор Петрович Бирюков. Я побеседовала с ней и начались тренировки. В школе она училась хорошо, тянула на золотую медаль. Когда у неё умерла мама, я старалась не бросать ее и как могла поддерживала.
– Светлана Ивановна, расскажите о своих спортивных достижениях?
– Я была членом команды сборной СССР, рекордсменкой Союза в эстафетном беге четыре по сто, занимала все призовые места, была призером трех Спартакиад, побеждала на международных соревнованиях. Из-за травм не попала в Олимпийскую сборную, но надеюсь, что мои девочки будут выступать. Одна из кандидаток – Лена Соболева. Я всегда вела своих воспитанниц к спортивным достижениям с пятого-шестого классов. В этом возрасте уже знаешь, чем они дышат, о чём мечтают, знаешь их характер, как к кому подойти, какую нагрузку дать. Подготовка строилась по многоборью, тренировки два раза в день.
Сейчас она в Олимпийской сборной России. Это постоянные выезды на сборы. Скоро поедет в Кисловодск, потом в Португалию. Занимаются почти круглый год.   
После беседы с тренером подошла Лена Соболева. Задал ей несколько вопросов, касающихся ее занятий спортом и жизни.
– Лена, в каком возрасте вы занялись гимнастикой, сами ли пошли?
– Когда мне было пять лет, в спортивную школу меня отдали родители. После нескольких лет тренировок, я занималась по программе мастера спорта, а когда увлеклась легкой атлетикой, тренер просила не уходить. Я была призером городских, областных соревнований. Как-то в один момент пришло решение, что больше не могу заниматься гимнастикой. Я человек упертый, меня бесполезно уговаривать.
– Принято считать, что на полпути не бросают, или вы поняли, что достигли своего потолка и тогда решили заняться другим видом спорта?
– Не знаю, как было бы дальше, но за пределы области мы не выезжали, я поняла, что ничего выдающегося не достигну, не скрываю, что хотела попасть в сборную страны. Меня часто спрашивают: почему выбрала легкую атлетику? У нас в школе тренировалась Аллочка Косолапова, она так хорошо бегала, что самой хотелось попробовать. В то время она занималась у Светланы Ивановны. Мне тогда казалось, чтобы достичь хороших результатов, гимнастика такой вид спорта, который требует от тебя много сил, выдержки. А в легкой атлетике как в гимнастике не нужно разучивать сложных упражнений, но я ошибалась. Мои родители были против того, чтобы я бросила гимнастику. И вопреки их возражениям стала ходить на легкую атлетику. Светлана Ивановна дала мне шиповки, я их прятала, чтобы не увидела мама. А потом она догадалась и приняла мой выбор. Тренер по гимнастике уговаривала меня продолжать занятия, но я уперлась: нет и все! Даже не согласилась чередовать тренировки гимнастики и легкой атлетики. И когда уже серьезно занималась бегом, я стала понимать, настолько тяжело тренироваться, что не такой мне представлялась легкая атлетика и легкой ее никак не назовешь. Но я верила, что у меня все должно получиться и эту веру мне внушал тренер.
– На какие дистанции вы бегали?
– Когда пришла к Светлане Ивановне, я бегала на разные дистанции: и шестьдесят, четыреста, и самые длинные. Кстати, почему-то считала, что мне не нужны кроссы и не хотела их совершать. Светлана Ивановна меня уговаривала. В комплекс тренировок входили волейбол, баскетбол, силовые упражнения со штангой, выполняли много прыжков, упражнения на координацию. Тренировки два раза  в день по два-три часа.
– Можно ли потерять спортивную форму, если не бегать неделю?
– Если упражняться только средним бегом, то конечно можно, поскольку это бег на выносливость, где играет большую роль функциональная подготовка.
– Участвует ли  психолог в подготовке к соревнованиям?
– К сожалению, в нашем виде спорта, такая подготовка не предусмотрена. Хотя я считаю, что это большой минус, так как нужно настраиваться на самые высокие спортивные достижения. Если со спортсменом работает психолог, он помогает справиться с большими нагрузками, соперничество требует мобилизации всех физических и духовных сил. И кто заряжен верой в свои силы, тот выдерживает моральный настрой на победу.
Думали вы, что станете призером или чемпионкой?
– Три-четыре года назад я даже не могла себе предположить реально, что я буду вполне осознанно биться за золото на чемпионате мира. Это спорт, на самом деле здесь то травмы, то что-то не получается, то учеба, ведь я всегда хорошо училась. Да, я верила в себя, была упертая, шла к своей цели и мне всегда помогала в этом Светлана Ивановна и настраивала меня только на победу, что ты сможешь, только надо постараться.
– Когда вы едете на большие соревнования, знаете ли вы своих потенциальных соперников, их физические возможности?
– Конечно, мы встречаемся с ними на коммерческих стартах, которые не имеют статуса официальных соревнований. 
– Кроме спорта, какому предмету отдавали предпочтение в школе?
– Я точно не могу сказать, что мне нравилось больше, получалась математика, физика, в школе я тянула даже на золотую медаль. Когда училась в академии, по философии мне даже не могли поставить четвертку, преподаватель говорила: если я не могу тебе поставить пятерку, тогда кому? Но считаю, что у меня математический склад ума, нежели гуманитарный. Два года назад окончила факультет по специальности деревообработка, но еще ни одного дня не работала по специальности. Хотелось бы целиком посвятить себя спорту, но не знаю, как сложится жизнь. Хотя в школе мечтала стать юристом, но учиться на платном обучении у меня не было возможности.
– Может, вы увлечетесь еще каким-нибудь видом спорта, к примеру, лыжами?
– Что вы, я не люблю холод, потому к лыжам не лежит душа, другое дело плавание. Когда бываю на море, то помногу плаваю.
– Вы любите читать книги?
– Я читаю много, но не могу сказать, что отдаю предпочтение каким-то авторам. В основном читаю тех, которые помогают жить. В детстве у меня была любимая книга «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, которого много раз перечитывала. И читаю тех авторов, которых называют модными.  К примеру, Пауло Коэльо, последние книги Бориса Акунина. Из классики мне больше всего нравится «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. Я люблю посмеяться и по жизни веселый человек. А вот любовные романы не люблю, потому что в них нет правды жизни, там все преувеличено. И на жизнь я смотрю более реалистично, чем оптимистично.
– Три года назад у вас умерла мама, эта большая потеря, и как она отразилась на занятиях спортом? 
– Конечно, было очень тяжело пережить потерю родного человека. А мама для меня была другом, советчиком, она поддерживала меня в трудные минуты и верила в меня, я ее очень любила. Если в 2003 году я стала чемпионкой России по бегу на 700 м, и была седьмой на чемпионате Европы среди молодежи, то в 2004-ом, когда не стало мамы, на чемпионате России я была седьмая. Морально меня поддерживала Светлана Ивановна, за что я ей очень благодарна. Я и до сих пор переживаю потерю дорогого для меня человека. Мой отец Владимир Петрович рабочий на «Брянском Арсенале», мама работала там же контролером. У меня есть еще и старший брат, у него своя семья…
– Недавно вы участвовали во встрече с губернатором Н.В. Дениным, где речь шла о выделении средств на приобретение жилья спортсменам, достигшим хороших результатов в соревнованиях. Вы довольны поддержкой администрации области?
– Тех денег, которые я получила, не хватит купить даже однокомнатную. В Брянске на Новостройке такая квартира стоит от 1 млн. 200 тысяч рублей до 1 млн. 500 тысяч. К примеру, соберу нужную сумму, хоть какая, но будет крыша над головой, однако хотелось бы иметь больше. Ведь надо думать о будущем, когда будет семья однокомнатной мало. Мне же дали третью часть денег, но я и тогда, и сейчас говорю: спасибо губернатору за поддержку. Но надо, конечно, искать несколько другой выход, чтобы я могла купить квартиру по себестоимости. В Брянской области жилья строится много, и такая возможность есть, а ведь многие спортсмены испытывают естественные трудности из-за отсутствия жилья.  Иногда можно услышать в наш адрес упреки, мол, что они там побегали, а им за это дают квартиры. Для того чтобы иметь высокий результат, я пришла с тренировки мне надо отдохнуть. А как я могу хорошо отдохнуть, если в общежитии или дома, где постоянно ходят, ругаются, кричат.
– Да, таких случаев сколько угодно. А вы с кем живете?
– Я живу с отцом и бабушкой в частном доме. Моей бабушке, матери папы, Александре Ивановне уже 87 лет, она  душевный, замечательный человек, когда я уезжаю на соревнования, за меня всегда переживает.
– Когда вы говорили о проблеме приобретения жилья, то сам собой возникает вопрос, у вас есть в планах создание своей семьи? Или все же на первом месте спортивная карьера?
– Естественно, в преддверии Олимпийского года все силы приходится отдавать спорту, построению карьеры, а личные планы можно на время отодвинуть в сторону. Хотя как нормальный живой человек, как я могу не думать о личной жизни. Но скоро начнутся серьезные тренировки в Кисловодске, затем трехнедельные сборы в Португалии.  Так что личная жизнь подождет.
– У вас есть молодой человек?
– Да.
– Предлагает замуж?
–  Давно. (Смеется).
– Если не секрет, он местный, тоже спортсмен?
– Не спортсмен, он из Московской области…
– Как вы относитесь к браку с иностранцем?
– Однозначно отрицательно, ведь такой брак предполагает отъезд из России. Я бываю на сборах в Португалии по три недели и этого достаточно, чтобы понять, насколько мне чуждо все заграничное, и я знаю, что не смогу там жить. Не понимаю тех людей, которые уезжают: надо пройти через языковый барьер, хотя говорят, что он легко преодолевается, но зато другой образ жизни, традиции, обычаи – к этому трудно привыкнуть. После трехнедельного пребывания там, уже тянет в Россию, и хочется быстрей, быстрей попасть домой, потому что вне родины невозможно жить.
– Если не говорить о спорте, ведь в спорте все бывает, карьера не сложилась, что тогда делать, когда нет любимого дела?
– Конечно, очень хотелось, чтобы оно было и после окончания спортивной карьеры, но я пока об этом не задумывалась. Я еще не прошла главные этапы спортивных состязаний.
– Есть ли возрастной рубеж для легкоатлетов?
– Для моего вида спорта средней дистанции даже в 35 лет становятся чемпионками мира. Я уже вхожу во взрослую группу, молодежная до 23, думаю, что для меня все основные старты еще впереди.
– Как вы проводите свой досуг? В кино, театр ходите?
– Иногда хожу в кино. Недавно смотрела фильм «Код Апокалипсиса». Я вообще-то и книги читаю для своего удовольствия, для расширения кругозора и культуры, а еще как-то занять досуг. Литература для меня – это ключ к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию. Не нравится, когда говорят, что спортсмены грубые, неразвитые, что кроме спорта им ничего не надо. В школе я училась хорошо и понимала, что без знаний в жизни делать нечего. Стремлюсь к самообразованию, но то что я изучала в институте, мне это не интересно, потому что попала туда не по призванию, а по необходимости получить высшее образование. Хотя сначала было учиться интересно, когда факультет назывался декларирование и таможенное оформление продукции деревообрабатывающей промышленности – это был еще какой-то просвет, но после третьего курса он стал называться просто деревообработка.
– Вы, как спортсменка достигли неплохих результатов, что нужно для того, чтобы подростков не затягивала улица, и они больше увлекались спортом и занимались другой полезной деятельностью, а не просиживали попусту время в том же круглом сквере?
– Я бывала там в свое время, но я быстро поняла, что мне там делать нечего. У меня и друзья не поклонники  пустого  времяпрепровождения, меня лично улица не могла затаскивать только потому, что я не любила бесцельно шататься. Вот мой брат создавал проблемы родителям, я же от этого была совершенно далека. Может, потому, что с детства я была в спорте, и хорошо усвоила, что значит идти к своей цели.
– Чтобы вы посоветовали подросткам, которые хотели бы обрести себя, но они далеко не все знают, чего хотят добиться в жизни?
– Это зависит от мировоззрения и того, что дали им родители. Я считаю, чтобы не скатиться на дно, не собирать бутылки, не попасть в колонию, не ширяться, не поддаваться влиянию алкоголя, нужно бороться за существование вполне нормальными способами. Сейчас можно найти дело, которое тебе ближе, но некоторым легче побренчать на гитаре в людном месте и ходить с шапкой, чем обучаться полезным ремеслам. Мне жаль, в нашем городе много гибнет молодежи от наркотиков и алкоголя. Многие, кто там собираются из неблагополучных семей и кто с ними должен заниматься: психолог или участковый, чтобы они стремились к благородной цели, я не знаю. Хотя у меня есть немало примеров, когда люди из трудных семей выбивались в люди. Им надо понять, что им нужно дальше делать в жизни. Пока они молодые, их кормят, одевают родители, но так вечно не будет продолжаться и об этом они должны задумываться сейчас. Они не понимают: когда ругаются с родителями, убегают, что такое потерять родителей, хотя, знаю, есть там и сироты, но это уже другой вопрос.
– Недавно вы стали заслуженным мастером спорта, означает ли это, что вы уже сделали спортивную карьеру и достигли высоких результатов?
– Я так не думаю, и обольщаться не собираюсь, буду идти к новым вершинам в спорте. Была кандидатом в мастера, мастер спорта, уже три года мастер международного класса, а с этого года – заслуженный.
– Желаю успешно выступить на летних Олимпийских играх в Пекине.
– Спасибо, для того, чтобы попасть туда, надо много тренироваться, постараюсь не подвести своих тренеров и моих болельщиков.

Беседу вел Владимир ВЛАДЫКИН.
 


 
 


Рецензии