Царские строгости-милости. Царь и террорист

       В конце XIX века

   «Горе и отчаяние матери дают мне смелость прибегнуть к Вашему Величеству, как единственной защите и помощи.
   Милости, государь, прошу! Пощады и милости для детей моих.
   Старший сын, Александр, окончивший гимназию с золотой медалью, получил золотую медаль и в университете. Дочь моя, Анна, успешно училась на Петербургских высших женских курсах. И вот, когда оставалось всего лишь месяца два до окончания ими полного курса учения, у меня вдруг не стало старшего сына и дочери...

   Слез нет, чтобы выплакать горе. Слов нет, чтобы описать весь ужас моего положения. Старший сын, Александр, окончивший гимназию с золотой медалью, получил золотую медаль и в университете. Дочь моя, Анна, успешно училась на Петербургских высших женских курсах. И вот, когда оставалось всего лишь месяца два до окончания ими полного курса учения, у меня вдруг не стало старшего сына и дочери...

   На моих руках осталось шесть человек детей, в том числе четверо малолетних. Это несчастие, совершенно неожиданно обрушившееся на мою седую голову, могло бы окончательно сразить меня, если б не та нравственная поддержка, которую я нашла в старшем сыне, обещавшем мне всяческую помощь и понимавшем критическое положение семьи без поддержки с его стороны.
Он был увлечен наукой до такой степени, что ради кабинетных занятий пренебрегал всякими развлечениями. В университете он был на лучшем счету. Золотая медаль открывала ему дорогу на профессорскую кафедру, и нынешний учебный год он усиленно работал в зоологическом кабинете университета, подготовляя магистерскую диссертацию, чтобы скорее выйти на самостоятельный путь и быть опорой семьи.

   О, государь! Умоляю — пощадите детей моих! Нет сил перенести этого горя, и нет на свете горя такого лютого и жестокого, как мое горе! Сжальтесь над моей несчастной старостью! Возвратите мне детей моих!
Если у сына моего случайно отуманился рассудок и чувство, если в его душу закрались преступные замыслы, государь, я исправлю его: я вновь воскрешу
в душе его те лучшие человеческие чувства и побуждения, которыми он так недавно еще жил!

   Я свято верю в силу материнской любви и сыновней его преданности и ни минуты не сомневаюсь, что я в состоянии сделать из моего несовершеннолетнего еще сына честного члена русской семьи.
Милости, государь, прошу милости!..
Мария Ульянова».

   С таким прошением, находясь в материнском горе и отчаянии, обратилась к Александру III - Императору Всероссийскому вдова действительного статского советника Мария Ульянова, мать будущего Ленина и его старшего брата Александра, которому грозила смертная казнь.  Александр Ульянов был арестован за участие в подготовке покушения на Александра III.  Это неудавшееся покушение террористы – народовольцы совершили 1 марта 1887 года, в день годовщины смерти императора Александра II.

   Хотя Александр Ульянов сам лично не участвовал в покушении, но был одним из его организаторов, был одним из руководителей террористической фракции партии «Народная воля».  Александр Ульянов был и автором «Программы  террористической фракции партии «Народная воля».  Кроме того, на деньги, вырученные от продажи золотой медали, полученной Александром   в Санкт-Петербургском университете, была приобретена взрывчатка для бомбы на то покушение.

   Семья Ульяновых была потрясена, узнав о постигшей беде - аресте Александра и Анны, но надеялась на милость императора. Мария Александровна спешно выехала в столицу, 27 марта 1887 года была принята императором и получила от него разрешение на свидание с сыном.  В биографии Александра Ульянова отмечается, что император пообещал его матери, что если сам Александр Ульянов подаст прошение о помиловании, тогда, возможно, наказание ему будет смягчено.

   По словам прокурора Князева, присутствовавшего при последнем свидании матери с сыном, Александр на этом свидании это предложение отверг, сказав следующее: «Представь себе, мама, двое стоят друг против друга на поединке. Один уже выстрелил в своего противника, другой ещё нет, и тот, кто уже выстрелил, обращается к противнику с просьбой не пользоваться оружием. Нет, я не могу так поступить».

   Тем не менее, есть сведения, что по настоянию родственников, прошение о помиловании Александром Ульяновым было подано.  Приводится и его текст: «Я вполне сознаю, что характер и свойства совершённого мною деяния и моё отношение к нему не дают мне ни права, ни нравственного основания обращаться к Вашему Величеству с просьбой о снисхождении в видах облегчения моей участи. Но у меня есть мать, здоровье которой сильно пошатнулось в последние дни и исполнение надо мною смертного приговора подвергнет её жизнь самой серьёзной опасности. Во имя моей матери и малолетних братьев и сестёр, которые, не имея отца, находят в ней свою единственную опору, я решаюсь просить Ваше Величество о замене мне смертной казни каким-либо иным наказанием.
Это снисхождение возвратит силы и здоровье моей матери и вернёт её семье, для которой её жизнь так драгоценна, а меня избавит от мучительного сознания, что я буду причиной смерти моей матери и несчастья всей моей семьи.
Александр Ульянов».

   Здесь концы с концами как-то не полностью сходятся, но это не мои выдумки, всё это есть в биографиях Александра Ульянова.  Во многих источниках много говорится и  о  том, что Александр Ульянов сын то ли Александра II, то ли – самого Александра III, но где здесь правда, а где чей-то вымысел, истина окончательно не установлена.  Хотя вызывает удивление, что уже на второй день по приезде Марии Александровны в Петербург, её лично принял сам император и разрешил на её свидания с сыном в Шлиссельбургской крепости, с террористом, который покушался на его жизнь.
 
   И она встречалась с сыном до самого суда.  Такая милость как-то не объясняется только тем, что семья Ульяновых была  причислена к дворянскому роду.  Вероятно, что-то было.  Есть и такие сведения, что в прошении Марии Ульяновой о помиловании сына были и такие слова: «Если бы я могла представить сына злодеем, у меня бы хватило мужества отречься от него… Сын мой всегда был ненавистником терроризма».  На что приводится и отзыв Александра III: «Хорошо же она знает сына!».

  Однако, прошение Марии Ульяновой и Александра Ульянова, если такое было, на решение императора и суда не повлияли. Скорее всего, во внимание было принято положение в то время, в стране усиливалось революционное движение, в котором терроризму отводилось не последнее место.   
  8 (20) мая 1887 года Александр Ульянов и его товарищи были повешены в Шлиссельбургской крепости.

     30.08.2015


Рецензии