Человек с лондонской дьюк-стрит
Поражаясь его неутомимой работоспособностью и нескончаемыми изобретательскими идеями, осуществляемыми в жизнь, друзья и коллеги прозвали Изамбарда Кингдома Брюнеля «железным». Талантливый инженер, изобретатель, архитектор, создатель туннелей, мостов, железных дорог, больших океанских судов, внёсший огромный вклад в мировую науку и технику, поистине являлся «Леонардо ХIX века», а при жизни, не смотря на постоянную занятость, был хорошим семьянином, прекрасно разбирался в живописи, музыке, литературе, покровительствовал художникам.
Прекрасный вид открывался из окна второго этажа большого лондонского дома на Дьюк стрит. Внизу под лучами яркого летнего солнца блистал во всей красе Сент – Джеймский парк. По его аллеям чинно прогуливался высший свет английской столицы – аристократы, богачи, красавицы в роскошных туалетах. Здесь все давно знали друг друга, совершая ежедневный регулярный моцион пока не зайдёт солнце. Изабард так любил эти редкие мгновения пребывания в своём доме, кратковременные промежутки отдохновения от неустанной работы. Помещения дома, снятого в аренду, Брюнель частично переоборудовал для своей инженерной деятельности. Зато жилые комнаты были обставлены роскошно и со вкусом. Великолепные шторы украшали окна, на стенах красовались венецианские зеркала, огромная гостиная могла послужить местом проведения семейных театрализованных представлений.
Одну из комнат Изабард задумал преобразить полотнами со сценами из произведений великого Шекспира, надеясь на свой вклад в поддержку искусства, как представителя профессионального среднего класса викторианской Англии, приходящего на смену аристократии. Вот и сейчас, по мере поступления новых картин, Брюнель не отрывался от своего неизменного блокнота, набрасывая на его страницах порядок размещения художественных приобретений. В его коллекции картин среди избранных им художников самым старым и почтенным членом Королевской Академии был Сэр Аугустус Уолл Калькот ( Augustus Wall Callcott ) (1779 – 1844), впоследствии его внук – Джон Калькот Хорсли (1817 – 1903), написавший портрет Брюнеля, стал его родственником, ирландец Кларксон Стэнфельд (Stanfield Clarkson) (1793 – 1867), создавший полотно «Макбет и колдуньи» (известность ему принесла картина «Трафальгарская битва»), живописец на исторические темы Чарльз Роберт Лесли (Charles Robert Leslie) (1794 – 1859), пейзажист Фредерик Рихард Ли (Frederick Richard Lee) (1799 – 1879), Эдвин Генри Лэндси (Edvin Henry Lanseer) (1802 - 1873) – автор знаменитой «Долины монархов» и другие. Брюнелю часто приходилось откладывать блокнот в сторону, очень отвлекали другие ответственные дела, то разработки Великой Западной железной дороги, то постройка огромного океанского корабля «Греат Истерн». Однако, «шекспировская комната» всё – таки стала гармоничным аккордом вкуса её создателя. Правда, после смерти Брюнеля многие из этих картин были проданы родственниками на аукционе.
Изабард неоднократно в шутку заявлял своим друзьям, что женится только на богатой женщине, обладающей музыкальным талантом. Однажды, муж старшей сестры Брюнеля - Бенджамин Ховс пригласил его посетить семейство Хорсли, проживающее по Хай роу 1 (High Row), ныне – 128 Хурч стрит ( Church Street). Зажиточная музыкальная семья радушно приняла гостей. Глава семейства - Уильям Хорсли был одним из основателей филармонического общества в Лондоне, впоследствии ставшего Королевским. Племянница художника Августуса Калькота - Элизабет Хатчинс Калькот вышла за Уильяма замуж. Их дети, одержимые музыкой и не лишённые таланта, принимали активное участие в музыкальных слётах, организуемых семьёй. Чета Хорсли воспитывала трёх дочерей - Мэри Элизабет (1813 – 1881), Фанни Арабелу (1815 – 1849), Софью Хатчин ( 1819 – 1894) и двух сыновей - Джона Калькота (1817 – 1903) и Чарльза Эдварда (1821 – 1876). Красавица – леди Мэри покорила сердце Изабарда. Она была главной хозяйкой этого «оазиса музыкальной культуры», развлекавшей фешенебельное лондонское общество. Хорсли дружили с Феликсом Мендельсоном (1809 – 1847), бывшим частым визитёром во время своей концертной жизни в Англии.
5 июля 1836 года И. К. Брюнель женился на Мэри Элизабет Хорсли. Они венчались в Кенсингтонской церкви. По-прежнему, пропадавший в бесконечных разъездах по стране, занимаясь своими многочисленными проектами, он не щадил себя, нередко, много работая, засыпал за письменным столом, а вставал в три часа утра, чтобы успеть на дилижанс. Пристрастился к курению сигар и выкуривал их в большом количестве.
Со временем семья Брюнелей увеличилась, родились дети - Изабард Брюнель – младший (1837 – 1902), Генри Марк (1842 – 1903) и Флоренс Мэри (1847 – 1876). Для занятий с ними Изабард придумывал различные игры, фокусы, трюки, устраивал любительские спектакли. Как – то раз, демонстрируя один из своих фокусов, он проглотил монету в пол – соверена. Она застряла у него в трахее, и даже вмешательство врача – хирурга, пытавшегося достать монету с помощью длинного пинцета не помогло. Изабард задыхался, и дело принимало нешуточный оборот. Выручила инженерная смекалка и изобретательность. Быстро сооружённое устройство из двух стоек и доски, нечто напоминающее лопинг, позволило поднять Брюнеля вверх ногами, в результате монетка вылетела изо рта при помощи центробежной силы.
Много энергии и физических сил отнимало осуществление в жизнь идеи создания Великой Западной пароходной компании, соединяющей Англию с Америкой посредством перевозки пассажиров на океанских судах. Здоровье Изабарда ухудшалось, по совету врача он отправился на альпийский курорт, а затем вместе со своим другом Р. Стефенсоном в Египет на отдых. Вернувшись в Англию и снова окунувшись в работу, столкнувшись с неудачами при постройке своего гигантского корабля «Греат Истерн», испытав большой нервный стресс , Брюнель, разбитый инсультом уже не вставал с постели. Через десять дней, 5 сентября 1859 года он умер у себя дома. Так, в возрасте 53 лет преждевременно ушёл из жизни величайший английский инженер, но его разносторонние интересы, созданные им сооружения, открытия поражают грандиозностью и смелостью полёта мысли и в наше время.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №215083101014
Единственное замечание - эпитет "великий", тем более "величайший". Их нужно применять очень осторожно. Таких людей единицы. Проще с определениями: выдающийся, заметный, знаменитый, известный и т.д. А Википедия не наградила Брюнеля даже этим эпитетом, там он просто "... одна из крупных фигур."
Когда буду дома, поинтересуюсь как он оценен в Большой Советской энциклопедии, которой я очень доверяю.
С интересом и неизменным расположением, Александр. Заглядывай на пенсионера "Бриллиант".
Александр Волосков 02.09.2015 15:04 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 02.09.2015 16:48 Заявить о нарушении