Вступление. В Карибах между двух Америк

                ОТ АВТОРА

   Эти   очерки  не ставят перед собой задачу  глубокого анализа истории
морского разбоя, настоящей теме посвящено множество исследований и публикаций. Относительно недавно, в дополнение к уже изданому на эту тему, вышла новая книга американца Эдварда Крицлера  «Еврейские пираты Карибского моря». Как видно  из названия, эта книга об участии евреев (кто бы мог подумать) в пиратском промысле на Карибах.
 
   Пик морской экспансии и пиратского разбоя на Карибах совпал по времени с реформацией католической церкви и набирающей обороты «чисткой» проводимой Святой Инквизицией. Эти два фактора привели к появлению огромного числа беженцев. Спасаясь от цепких лап «Господних псов» (dominicanos) инквизиции, из католических стран Старого Света побежали те, кто присоединились к Реформам Лютера. Этот поток беженцев устремился туда, где принадлежность к протестантизму не являлось поводом отправить человека на костер. Но в это же самое время появляется еще один объект для пристального внимания инквизиторов. Это, так называемые, марраны – дети, внуки и правнуки испанских и португальских евреев, насильственно крещенных в этих странах. Отношение к ним церковников и черни в наихристианнейших странах Старого Света выражает само название marranos (свиньи). Несмотря на то, что они уже были католиками во втором и даже третьем поколении, их убивают и сжигают на кострах, как «тайных иудеев». Вместе с протестантами они находят убежище в тех странах, где законы Инквизиции не действуют.  Эти два потока беженцев неизбежно должны были встретиться, сама судьба бросала их в объятия друг друга. Для многих из них Карибы стали местом, где они снова обрели свободу и утраченное достоинство. Несмотря на то, что скользкие щупальцы Инквизиции вскоре протянулись к островам Нового Света, эти люди  уже не свернули с того пути, который привел их однажды на Карибы, морской разбой стал смыслом и целью их жизни. Мы можем презирать их за это или завидовать, каждый выбирает по себе, но одно не вызывает сомнения, они жили в жесточайшие времена, когда человеческая жизнь не стоила медяка, а понятие «добра» воспринималось и  измерялось  количеством   золотых  и  серебряных  монет  в  кошельке.

   Возможно кто-то, прочитав эти очерки, скажет: «Ну, вот, снова ЭТИ хотят выделиться.  Бессмысленно оправдываться, но пояснить кое-что хочется. Выделять кого бы то ни было по национальному признаку я считаю делом бесполезным и унизительным. Признаюсь, в молодости сам иногда грешил этим. Помню, как во времена внезапно нахлынувшей гласности, все вдруг принялись заполнять исторические пробелы. И я подготовил материал о евреях – Героях Советского Союза. Из благих, между прочим, соображений, хотелось разрушить подлый стереотип «евреи воевали в Ташкенте». Долгие годы этот стереотип, как мне кажется, внедрялся в сознание людей партийными эллитами с помощью соответствующих органов. Иначе трудно объяснить, почему спустя десятки  лет после Отечественной войны скрывалось количество евреев Героев Советского Союза. И вообще, об  участии евреев в войне было не принято говорить ни в прессе, ни в открытых дискуссиях, так же, как и о жертвах Холокоста. Следы массового уничтожения евреев в годы войны скрывались фашистами и это вполне объяснимо, но зачем КГБ скрывал места  расстрелов евреев и всячески препятствовал установлению каких бы то ни было памятных табличек и знаков до сих пор мне представляется чем-то кощунственным и не поддающемся обычной человеческой  логике. Прежде, чем тащить свой труд в газету или журнал, дал почитать соседу, как-никак, работнику прессы с 30-летним стажем. Возвращая мне на следующий день творение, он, со свойственным ему скепсисом и прозорливостью, сказал, на мой взгляд, пророческие слова: «Снова хотите высунуться?» И, не дав мне ответить, добавил: «Не дразни «гусей», гласность – она штука двухсторонняя. На каждого еврея-Героя, завтра ты получишь тысячу других «героев». И, ведь, прав оказался, 30 лет в партийной прессе – не хухры-мухры. Когда одни историки предъявили свои честные аргументы, другие историки выпустили целую серию под названием «Библиотечка патриота». На каждого еврейского Героя Великой Отечественной войны пришлось не меньше сотни «героев» - чекистов, «героев» - руководителей ГУЛАГа, «героев», совершивших Октябрьский переворот, и т.д., и т.п.  Вот и  сейчас, пишу эти строки и вспоминаю своего соседа, его вопрошающий взгляд сквозь толстые стекла немодных очков: «Снова хотите выпендриться?» Что ответить, спустя столько лет? Ну, да, конечно, можно гневно бросить: «Какая глупость! Это же пираты!» Или спокойно и рассудительно объяснить, дескать, все эти люди давно перестали считать себя евреями, в те времена было просто не важно, какая кровь течет в твоих жилах, да и понятия такого «еврей по крови» не существовало. На вопрос «кто вы по национальности, сударь?», каждый из них ответил бы «француз», «голландец», «испанец», «португалец»…Не кровь, текущая в жилах, а вера, которую они исповедовали и страна, где они родились, отличала их друг от друга. Правда, ступив однажды на палубу пиратского судна, все они  «подписывали договор с дьяволом», а их единственной религией становилась месть и жажда наживы.
 
    Спустя несколько десятков лет, мой сосед все еще смотрит на меня с укором, не знаю почему, но я стыдливо опускаю глаза.










               


Рецензии
Володя, я только что узнал, что книга Крицлера переведена на русский и перевод имеется в интернете
http://coollib.com/b/299572-edvard-kritsler-evreyskie-piratyi-karibskogo-morya/read
Сам еще не читал.
С пожеланием удачи, Валера.

Валерий Диковский   29.09.2023 16:37     Заявить о нарушении
Это - давнее моё исследование, Валера. Хотел даже издать книжку, но меня опередил Эд. Крицлер и затея с моей книгой потеряла смысл. Кстати, лет 8-10 назад мы вместе с Олевскими отправились в Цфат искать древнюю могилу известного еврейского пирата Яакова де Куриэля. Захоронение не нашли, но время провели славно, даже написал об этом рассказ "В отпуск на кладбище". Впрочем, ты его, наверное, читал.
Спасибо, Валера, за прочтение и отзыв! Моё исследование утвердило меня в мысли, что евреи ни в чём не отличаются от других народов - ни в подлости и жестокости, ни в авантюризме, ни в жажде наживы любым путём... Но любой народ нужно судить не по мерзавцам, коих у всех хватает в избытке, а по праведникам.

Жму руку и поздравляю с праздником Сукот.

Владимир Пастернак   29.09.2023 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.