Вступление. В Карибах между двух Америк
Эти очерки не ставят перед собой задачу глубокого анализа истории
морского разбоя, настоящей теме посвящено множество исследований и публикаций. Относительно недавно, в дополнение к уже изданому на эту тему, вышла новая книга американца Эдварда Крицлера «Еврейские пираты Карибского моря». Как видно из названия, эта книга об участии евреев (кто бы мог подумать) в пиратском промысле на Карибах.
Пик морской экспансии и пиратского разбоя на Карибах совпал по времени с реформацией католической церкви и набирающей обороты «чисткой» проводимой Святой Инквизицией. Эти два фактора привели к появлению огромного числа беженцев. Спасаясь от цепких лап «Господних псов» (dominicanos) инквизиции, из католических стран Старого Света побежали те, кто присоединились к Реформам Лютера. Этот поток беженцев устремился туда, где принадлежность к протестантизму не являлось поводом отправить человека на костер. Но в это же самое время появляется еще один объект для пристального внимания инквизиторов. Это, так называемые, марраны – дети, внуки и правнуки испанских и португальских евреев, насильственно крещенных в этих странах. Отношение к ним церковников и черни в наихристианнейших странах Старого Света выражает само название marranos (свиньи). Несмотря на то, что они уже были католиками во втором и даже третьем поколении, их убивают и сжигают на кострах, как «тайных иудеев». Вместе с протестантами они находят убежище в тех странах, где законы Инквизиции не действуют. Эти два потока беженцев неизбежно должны были встретиться, сама судьба бросала их в объятия друг друга. Для многих из них Карибы стали местом, где они снова обрели свободу и утраченное достоинство. Несмотря на то, что скользкие щупальцы Инквизиции вскоре протянулись к островам Нового Света, эти люди уже не свернули с того пути, который привел их однажды на Карибы, морской разбой стал смыслом и целью их жизни. Мы можем презирать их за это или завидовать, каждый выбирает по себе, но одно не вызывает сомнения, они жили в жесточайшие времена, когда человеческая жизнь не стоила медяка, а понятие «добра» воспринималось и измерялось количеством золотых и серебряных монет в кошельке.
Возможно кто-то, прочитав эти очерки, скажет: «Ну, вот, снова ЭТИ хотят выделиться. Бессмысленно оправдываться, но пояснить кое-что хочется. Выделять кого бы то ни было по национальному признаку я считаю делом бесполезным и унизительным. Признаюсь, в молодости сам иногда грешил этим. Помню, как во времена внезапно нахлынувшей гласности, все вдруг принялись заполнять исторические пробелы. И я подготовил материал о евреях – Героях Советского Союза. Из благих, между прочим, соображений, хотелось разрушить подлый стереотип «евреи воевали в Ташкенте». Долгие годы этот стереотип, как мне кажется, внедрялся в сознание людей партийными эллитами с помощью соответствующих органов. Иначе трудно объяснить, почему спустя десятки лет после Отечественной войны скрывалось количество евреев Героев Советского Союза. И вообще, об участии евреев в войне было не принято говорить ни в прессе, ни в открытых дискуссиях, так же, как и о жертвах Холокоста. Следы массового уничтожения евреев в годы войны скрывались фашистами и это вполне объяснимо, но зачем КГБ скрывал места расстрелов евреев и всячески препятствовал установлению каких бы то ни было памятных табличек и знаков до сих пор мне представляется чем-то кощунственным и не поддающемся обычной человеческой логике. Прежде, чем тащить свой труд в газету или журнал, дал почитать соседу, как-никак, работнику прессы с 30-летним стажем. Возвращая мне на следующий день творение, он, со свойственным ему скепсисом и прозорливостью, сказал, на мой взгляд, пророческие слова: «Снова хотите высунуться?» И, не дав мне ответить, добавил: «Не дразни «гусей», гласность – она штука двухсторонняя. На каждого еврея-Героя, завтра ты получишь тысячу других «героев». И, ведь, прав оказался, 30 лет в партийной прессе – не хухры-мухры. Когда одни историки предъявили свои честные аргументы, другие историки выпустили целую серию под названием «Библиотечка патриота». На каждого еврейского Героя Великой Отечественной войны пришлось не меньше сотни «героев» - чекистов, «героев» - руководителей ГУЛАГа, «героев», совершивших Октябрьский переворот, и т.д., и т.п. Вот и сейчас, пишу эти строки и вспоминаю своего соседа, его вопрошающий взгляд сквозь толстые стекла немодных очков: «Снова хотите выпендриться?» Что ответить, спустя столько лет? Ну, да, конечно, можно гневно бросить: «Какая глупость! Это же пираты!» Или спокойно и рассудительно объяснить, дескать, все эти люди давно перестали считать себя евреями, в те времена было просто не важно, какая кровь течет в твоих жилах, да и понятия такого «еврей по крови» не существовало. На вопрос «кто вы по национальности, сударь?», каждый из них ответил бы «француз», «голландец», «испанец», «португалец»…Не кровь, текущая в жилах, а вера, которую они исповедовали и страна, где они родились, отличала их друг от друга. Правда, ступив однажды на палубу пиратского судна, все они «подписывали договор с дьяволом», а их единственной религией становилась месть и жажда наживы.
Спустя несколько десятков лет, мой сосед все еще смотрит на меня с укором, не знаю почему, но я стыдливо опускаю глаза.
Свидетельство о публикации №215083101289
Да, времена были жесточайшие, а человеческая жизнь не стоила и медного гроша.
Бегство в Новый Свет от костров Инквизиции протестантов и марранов чем-то напоминает бегство в Московию несчастных французских кальвинистов, немцев всех вероисповеданий, потерявших человечий облик от Тридцатилетней религиозной войны и от прелестей службы в Речи Посполитой, шотландцев, не смирившихся с тем, что их Родины больше нет, и фламандцев, которых не слишком радовала испанская Инквизиция. Все эти люди были до чрезвычайности удивлены двумя несуразностями Московии. Во-первых, удивило их в московитах то, что в отличие от поляков, у них не принято было иноземных наёмников засовывать в самую мясорубку, чтобы потом денег не платить, а воевали они плечом к плечу с ними, да ещё пытались чему-то научиться. Во-вторых, и немцы, и французы, и шотландцы, и прочие с удивлением узнали на Московии, что христианство – это вовсе не руководство, кого надо резать и жечь и по каким признакам, а, оказывается, вероучение о любви к ближнему своему.
Столкнувшись с этим абсурдом, вновь прибывшие вначале слегка ошалели, но уже в Первую Смоленскую войну воевали крепко, если не сказать героически. И очень жаль, что забыты у нас имена таких русских героев, как полковник Юрген Матейсон, который лёг со всеми своими рейтарами на Покровской горе, прикрывая отход русских войск Михаила Шеина. И как можно забыть подвиг кирасир полковника Томаса Сандерсона, фламандской пехоты полковника Тобиаса Унзена и шотландской пехоты полковника Александра Лесли, которые спасли русскую армию под Жаворонковой горой от истребления и опрокинули хвалёных крылатых гусар?
Вволю повоевав за Московию, пришельцы врастали в эту землю костями и кровью и уже во втором-третьем поколении становились русскими православными людьми. И не случайно февральский стрелецкий бунт 1697 года против идиотских реформ Петра и засилья немцев с Кукуя возглавил бородатый стрелецкий полковник Иван Елисеевич с такой русской фамилией Цыклер.
Остап залез на любимую лошадь, Остапа понесло (мои предки тоже любят высовываться). Уверен, факты описанные в твоей повести не менее интересны.
Жму руку,
Юра.
Юрий Владимирович Ершов 11.07.2024 20:24 Заявить о нарушении
Гонения на меннонитов в Германии привели к массовому их бегству в страны, куда не дотягивались щупальцы Инквизиции. Большая их часть осела на территории нынешней Запорожской области. Уже во времена Екатерины по её высочайшему приглашению на территорию Украины переселилась ещё одна часть германских меннонитов. При советской власти после Первой Мировой к ним добавились новые переселенцы, которые образовали сельскохозяйственные коммуны на территории Екатеринославской губернии.
Почему это я вспомнил о немецких переселенцах? Да потому, что мало кто из них пережил 1937-38 г.г., а в 1941-ом тех, кто всё таки пережили, депортировали в Северный Казахстан. Собирая картотеку, я откопал материал по одной немецкой колонии, которая в конце 20-х преобразовалась в колхоз. В 1937 году по доносу конюха этого колхоза, которого хотели выгнать за систематическое пьянство, был арестован председатель колхоза и закрутилось дело "о немецко-фашистском заговоре". Было арестовано более пятидесяти человек, большая часть которых была расстреляна, остальные отправились в края далёкие. Семьи приговорённых к ВМН отправились "по путёвкам" в лагеря КАРЛАГА вместе с детьми. Колхоз перестал существовать. Больше всего меня потрясло, что все расстрелянные колхозники "признались", что являются агентами АБВЕРА". Когда меня пригласили в областную комиссию по реабилитации, я добился, чтобы мне дали ознакомиться с ДЕЛАМИ. КГБ категорически запретило выдать мне документы, но старший помощник прокурора области в своём кабинете, на свой страх и риск, оставил меня на пару часов с этими делами. У меня там, Юра, волосы поднялись дыбом. На первом допросе все, естественно, отказались от всех обвинений. Далее был второй допрос, где все признались, что были "агентами АБВЕРА". Когда вошёл прокурор я спросил его: "Почему в каждом ДЕЛЕ только два допроса?" Он мне говорит: "А ты посмотри внимательно на дату первого и второго допроса!" Гляжу на даты и чувствую, как волосёнки на голове зашевелились. Между первым, где всё отрицают, и вторым - полгода, Юра! Полгода их били смертным боем, Юра, почти каждый день. Полгода!!!
Да там не то что "агентом АБВЕРА", там агентом планеты СИРИУС назовёшься.
Меня так потрясла эта история, что я написал и опубликовал в областной газете статью "Агенты АБВЕРА" и рассказал об этих несчастных людях, которых, кстати, ещё не всех реабилитировали. В общем, добился, чтобы по этому липовому делу были реабилитированы посмертно все, пусть даже у них не осталось живых родственников.
Такая вот история, Юра.
Владимир Пастернак 11.07.2024 21:57 Заявить о нарушении
Юрий Владимирович Ершов 11.07.2024 22:17 Заявить о нарушении