Глава 3. В Карибах между двух Америк

   2 августа 1492 года, когда на еврейских кладбищах Кастилии и Арагона ещё был слышен плач последних евреев, прощавшихся с могилами своих предков, из тихой севильской гавани в Палос Де Ла Фронтеро отправлялась первая экспедиция Христофора Колумба.

Можно поспорить: был ли Колумб пиратом в пору своей молодости или не был? Многие исследователи сходятся во мнении, что до того, как он впервые объявился при дворе короля Португалии, он довольно продолжительный период занимался пиратством. Оставим ответ на вопрос по поводу пиратской деятельности молодого генуэзца историкам.
Есть вещи, которые, как мне представляется, имели куда большее значение, как для самого Колумба, так и для тех, кто его, в буквальном смысле, выталкивали в плавание.
 
  «Итальянец»,  с трудом говоривший на «родном» языке, вызвал большое подозрение сначала у португальского монарха, а потом и при дворе королевы Изабеллы Кастильской и короля Фернанда II Арагонского. Впрочем, еврейское происхождение Колумба не являлось секретом для монархов обоих государств. Хлопоты высокопоставленных марранов по продвижению этого конверсо, лишь подтверждали ходившие при испанском дворе слухи. Так или иначе, усилиями министра финансов Арагоны Луиса де Сантанхеля и других авторитетных марранов, монархи Испании согласились на непомерно наглые требования Колумба. Что же требовал этот крещёный еврей? Ни много, ни мало, этот конверсо требовал следующее: если в ходе путешествия, ему посчастливится открыть новые земли, то какая-то их часть должна быть ему дарована и передана под его полное управление.

  То, что два разных на первый взгляд события (последние еврейские беженцы навсегда прощались с Испанией и выход первой экспедиции Колумба) происходят в один день, наводит на некоторые размышления и хочется задать естественный вопрос: а не было ли между ними связи?  Не нужно обладать чересчур развитым воображением, чтобы заметить эту связь. С одной стороны, десятки тысяч евреев лишались  своей земли, с другой стороны, некий  Христофор Колумб отправлялся открывать новые земли. Причём подготовка экспедиции начинает развиваться стремительней после принятия окончательного решения о выдворении евреев из страны, как будто какие-то тайные силы подталкивают испанских монархов и самого Колумба незамедлительно отправиться в плавание. Волей-неволей задашься вопросом: а не было ли здесь тайного заговора?

   В 1494 году открытый Колумбом остров Ямайка, как и было обещано монархами, перешёл под его полное управление с правом наследования. И вскоре сюда, а позже и в другие места на Карибах, начинают перебираться, гонимые со всего света, сефардские беженцы и их потомки.
Здесь следует немедленно оговориться, чтобы попасть на Карибы из наихристианнейшей Испании, следовало предъявить своё limpieza de sandre (сертификат о чистоте крови). Лишь католикам в четвёртом поколении разрешалось селиться в этих местах. Разрешение не распространялось на членов экипажей судов, перевозивших колонистов. Лазейкой пользовались многие богатые марраны, записывая простыми моряками своих родственников. Существовал и другой способ – взятка. Но самым надежным оказался третий способ попадания на острова Нового Света. «Калитка» на Карибы легко вышибалась ударом пиратского сапога, ежегодно сотни каперских судов под разными флагами посещали эти места, сея страх, разорение и кровь. Разумеется, в экипажах этих  судов  было  изрядное количество потомков  сефардских  беженцев.

   С одной стороны существовала катастрофическая необходимость заселять открытые колонии как можно большим количеством подданных, а с другой – этнически чистых испанцев и португальцев, желавших отправиться в эти «не столь отдалённые» места,  в самих метрополиях явно не хватало. Как нельзя лучше, подтверждением этому служат генетические исследования, выполненные в 2008 году Лидским университетом. Результаты этих исследований вызвали шок у некоторой части испанского населения и было от чего: 20% современных испанцев (по мужской линии) имеют еврейские корни. К слову сказать, такая же картина наблюдается и в современной Португалии.
«Слепота», которая внезапно поразила почти всю колониальную власть, не сумевшую разглядеть в новоприбывающих «португальцах» евреев, вполне объяснима, тем более и сама эта власть на половину состояла из  марранов.

  Согласно сговору, а он реально имел место, в этом я абсолютно уверен, сефардские изгнанники на Карибах обретали новую родину. После всего, что им пришлось испытать сначала на своей исторической родине в Испании, а потом в изгнании, свою новую землю, открытую и дарованную им Колумбом, они готовы были защищать любыми средствами. Если ситуация требовала брать в руки оружие и защищать свой дом, они смыкали ряды и давали отпор любым посягателям на их свободу. Если для этого нужно было присоединиться к карибским пиратам, то законы кашрута отходили на второй план.
Видавшие виды голландские адмиралы, поражались стойкости и мужеству колонистов, когда тем приходилось отражать атаки, например, при защите форта Ресифе, от посягательства португальцев. Своё бесстрашие проявили и жители Суринама, которых возглавил капитан Исаак Пинто, им удалось отразить целый ряд нападений различных пиратских флотов.

  Однако, бывшие сефардские беженцы и их потомки так и не смогли выстроить на Карибах свою «Муэва Сефарад» (Новую Испанию). Некоторые из них продолжали жить по законам Торы, другие так и не вернулись к вере своих предков. 
Впрочем, одна попытка создать «Муэва Сефарад» на Карибах почти удалась.  Эта попытка связана с именем Мозеса (Моше) Коэна Энрикеса. О его участии в захвате испанского «Серебряного флота» написано немало. Одни авторы преуменьшают его роль в одном из самых известных пиратских захватов, а то и вовсе не упоминают его имени, другие чрезмерно выпячивают. Но для меня он интересен другим. После захвата «Серебряного флота» Энрикес получил голландское каперское свидетельство и  успешно грабил испанцев, прикупив небольшую эскадру и остров недалеко от Ресифе. На этом острове он решил создать еврейскую республику и жить по законам Торы. Всё это, правда, слабо увязывается с морским разбоем, но, как говориться, все мы не без греха. В свободное от грабежей время, пираты посещают построенную своим предводителем синагогу «Маген Абрахам».
Как пишет в своей книге «Еврейские пираты Карибского моря»  Эд Крицлер, впоследствии адмирал Энрикес продал свой остров голландскому губернатору и переселился на Ямайку.
  Что побудило Моше Коэна Энрикеса отказаться от мечты  остаётся лишь гадать, но и эта попытка создать на Карибах «Муэва Сефарад» закончилась плачевно.

  Тайный заговор Христофора Колумба и его единомышленников провалился или был реализован частично. Но это нисколько не умаляет заслуг Великого Командора, ведь он дал им такую возможность и не его вина, что они не смогли её достойно реализовать. Возможно, не хватило праведников, много лет назад сгоревших на кострах инквизиции.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ.http://www.proza.ru/2015/08/31/1350


Рецензии
По логической цепочке можно предположить неосуществленный план "Новой Палестины"?

Миру-мир!

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   21.01.2023 09:49     Заявить о нарушении
Однако эту логику можно вполне понять и объяснить: целый народ лишили права проживания не только в стране, где они жили столетиями, но и во всех наихристианнейших странах планеты, поэтому, они искали место, где их не будут сжигать на кострах и подвергать прочим казням лишь за то, что они исповедуют не ту религию.

Владимир Пастернак   21.01.2023 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.