Глава 8. В Карибах между двух Америк

                Глава 8. НА ДРЕВНИХ КЛАДБИЩАХ ЯМАЙКИ


В Карибах между двух Америк
Разбойники в земле зарыты.
Звезда Давида и пиратский череп
Сроднились на могильных плитах.
Позору предпочтя изгнание,
Но сохранив достоинство и честь,
Навечно разлучённые с Испанией,
Познавшие предательство и месть.
На древних кладбищах Ямайки
Не редкость надписи из Торы
И гиды вам расскажут байки
О злых пиратах и о море.
Про галеон, гружённый златом,
Захваченный в кровопролитной стычке.
За давнее изгнание расплата,
Привет пиратский КОРОЛЕВЕ-КАТОЛИЧКЕ.
На древних кладбищах Ямайки
Звезда Давида и пиратский череп,
Здесь на волну садятся чайки,
В Карибах между двух Америк.


  Теперь, я думаю, нет смысла объяснять, почему на Ямайке, Тортуге, Барбадосе... находят древние захоронения пиратов и, если вы однажды забредёте сюда в качестве туриста, то вряд ли сильно удивитесь присутствию здесь Маген Давида в соседстве с другими символами. Так, одной из достопримечательностей Бриджтауна на острове  Барбадос является могила Якова Машиаха.

Череп с костями, лопата, песочные часы – эти пиратские и масонские символы на могиле моего соплеменника чётко указывают на род его занятий при жизни. Вряд ли он был масоном, а странные символы  – всего лишь дань тогдашней моде, а вот пиратом  Яков Машиах возможно и был, о чём вам расскажут местные гиды.
Но это тоже может оказаться лишь догадкой или «завлекаловкой» для доверчивых туристов со всего света.
 
  Известный исследователь надгробных символов и эпитафий  Михаил Носоновский считает, что некоторая часть сефардских беженцев и их потомков всё же состояла в масонских ложах. Подобные утверждения представляются мне не вполне убедительными, постараюсь объяснить свою точку зрения по этому поводу.

   С 1100 г. по 1400 г. возникло около 20-ти духовно-монашеских орденов. Старейший из них – Орден тамплиеров. Принятие в какой-нибудь из орденов евреев было просто невозможно из-за враждебного отношения католиков к иудеям, да и последние – не горели желанием перейти в католичество. Массовое насильственное крещение евреев, которое происходило в Испании на протяжении нескольких веков, начиная с 1391 года, привело к появлению десятков тысяч ново-христиан. Но и для них вхождение в любой из монашеских орденов было весьма и весьма ограничено, даже в тех случаях, когда речь шла о католиках в третьем поколении. Небольшое исключение составлял Орден тамплиеров и его приемник Мальтийский орден, после того, как он обосновался на Мальте.  Старейший и богатейший орден имел целых два флота. Военный флот был необходим для защиты острова от постоянных посягательств берберских пиратов, другой – каперский флот совершал морской грабёж во всей акватории Средиземного моря. Пиратство и работорговля стали едва ли не главной основой благосостояния Ордена. С мальтийскими рыцарями были связаны оба спутника Христофора Колумба – братья Пинсоны в пору своей пиратской деятельности. Мальтийским рыцарем был и капер кардинала Ришелье шевалье – Исаак де Рацилли. Рыцарем ордена Святого Бернарда был известнейший корсар Пол Джонс.
Другие монашеские ордена к принятию в свои ряды бывших сефардских евреев относились ещё строже. Например, прославившийся на поприще морского разбоя  Орден Святого Стефана, крайне негативно относился к ново-христианам и всячески препятствовал проникновению туда даже их потомков (католиков во втором и третьем поколении).

Но ведь речь идёт только о прообразах масонских лож, сами ложи появились значительно позже. А принятие первого еврея в Лондонскую масонскую ложу состоялось лишь в 1732 году. Однако и в последующие годы к принятию евреев в масонские сообщества относились, скорее, отрицательно.
                Тогда почему на еврейских могильных захоронениях, возраст которых значительно старше, присутствует масонская символика? Помимо связи с масонством некоторой части потомков сефардских беженцев, считает Носоновский, существовала еще одна причина. На Ямайке и в других места Карибского региона отсутствовали резчики по камню и памятники доставляли по морю из Амстердама. Амстердамские резчики использовали модную в Европе масонскую и христианскую символику. Например, изображения парусника или черепа с костями можно встретить на древних христианских кладбищах в Испании и, по мнению Носоновского,  никакого отношения к пиратству или к масонству не имеют. Побывав на Ямайке в составе международной экспедиции, в своем отчете он сообщает следующее:

«...Изучение ямайских надгробных надписей начал еще в 1930-е годы профессор Оксфорда Филипп Райт. Всего на Ямайке обнаружено 13 еврейских кладбищ и самое знаменитое из них, безусловно, кладбище Хантс-Бэй поблизости от Порт-Рояля. В 1997 году вышла книга, в которой авторы (Ф.Райт и Р.Барнетт) собрали все древние эпитафии с ямайских захоронений, включая 159 надписей из Хантс-Бэй.  Большинство сохранившихся эпитафий датируются 1692 годом, но встречаются и более древние. Все надписи выполнены на иврите и дублированы на португальском или испанском… Многие испанские евреи после эдикта 1492 года переселились в Португалию. К испанскому языку могли  тяготеть потомки марранов, проживавших в испанских колониях и вернувшихся к иудаизму после установления британского владычества.  В то время как переселенцы из Амстердама считались «купцами португальской нации».

   Сомнения Носоновского по поводу широкого участия проживавших на Карибах евреев в пиратском промысле я не разделяю.  Во-первых, потому, что в этот период напрямую или косвенно в морском разбое участвовала бОльшая часть мужского населения Ямайки и евреи не составляли здесь исключения, во-вторых – огромный процент потомков сефардских беженцев перестали идентифицировать себя, как евреев или скрывали своё происхождение. Одному Богу известно, сколько их лежит на христианских кладбищах.

  Но вернёмся к древним еврейским захоронениям. Выбеленные ветрами и солнцем могильные плиты растрескались от времени, но на них хорошо сохранились еврейские имена, а череп с костями или  скрещенные пиратские сабли напоминают о нелегкой судьбе испанских беженцев. На одной из могил есть такая надпись: 
               

        МЕНАШЕ ПЕРЕЙРА.
        СКОНЧАЛСЯ 22 ТАМУЗА 5463.
        ГОСПОДЬ ДА ПРОСТИТ ЕГО ГРЕХИ, АМИНЬ.


Ах, Менаше, Менаше, пиратский череп на твоём надгробии красноречиво говорит, о каких грехах идет речь. Надеюсь, что Господь давно простил
все твои грехи, а душу твою не терзает больше чувство мести.

  Древние еврейские захоронения сохранились и в Суринаме, а также на островах Ресефи и Кюросао,  даже в Рио-Де-Жанейро есть их могилы. Сюда они бежали, пытаясь здесь найти своё спасение и свою новую родину, но Инквизиция доставала их повсюду и колонии Нового Света так и не стали для них надёжным убежищем.
Сефардские евреи задолго до Холокоста в полной мере прочувствовали, каково быть евреем в чужой стране. Ни тысячелетнее совместное проживание с коренными испанцами, ни прошлые заслуги, ни общественное положение, ничто не спасало от репрессий инквизиции и злости толпы. Даже принятие католичества лишь усугубляло «вину» и становилось причиной для новых, ещё более ужасных преследований. Гонители не оставляли евреям шанса на выживание, и выбирать приходилось между страшным и ещё более страшным. Ожидать, когда за тобой придут люди в сутанах или бежать, сломя голову в полную неизвестность, где тебя ждали новые кошмары, но уже со стороны португальской или французской инквизиций? Маленький лучик надежды               
зажёгся после открытия Колумбом Новых земель, но и он, этот лучик, очень скоро превратился в смрадные костры Святой инквизиции, когда в колонии добрались вездесущие монахи. Был ещё один путь, он не сулил ни почестей, ни наград, ни спокойной жизни, но давал шанс обрести, пусть иллюзорную свободу и возможность отомстить за пережитые унижения, за смерть своих близких. Потомки гордых сефардских грандов, некогда униженных и выброшенных из страны, в которой их предки жили на протяжении полутора тысяч  лет, становились морскими разбойниками.
 
  Ямайка, Тортуга, Барбадос, Ресифе, Эспаньола… Многие из них нашли здесь своё последнее пристанище, иные обрели вечный покой  в пучинах Карибского моря. Вправе ли мы осуждать их за этот выбор? Лично я бы не рискнул.

   А закончить главу хочется фразой из Британской энциклопедии:
«ОН УПЛЫЛ НАВСТРЕЧУ НЕВЕДОМОМУ, ОТКУДА ОН НЕКОГДА ЯВИЛСЯ».
Эти слова адресованные Жану Лаффиту, можно отнести ко всем пиратам Карибского моря.




          


Рецензии
По поводу масонской символики.

Изучая ассигнации белого движения России, обнаружил там, нет, не звезду Давида, но ряд символов, изначально не вполне понятных мне.

После прочтения этой главы невольно задумался...

Миру-мир, тем более-праху ушедших. Они уже не выясняют отношения, какая нация чистокровна, а какая -недонация.

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   05.02.2023 18:51     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений! Со времен средневековья и до наших дней человечество научилось многому, особенно, по части средств для уничтожения себе подобных. Ну, а что касается нравов, то дикарство продолжает рулить.
С пожеланием добра и мира,

Владимир Пастернак   06.02.2023 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.