Один день Ивана Денисова

____"Человек предполагает, а бог располагает" - любил говорить мой знакомый, Мишаня, и в справедливости этих слов мне приходилось убеждаться не единожды. Горечь и досада захватывают тебя целиком, когда вчерашние стройные, радующие воображение планы, вдруг оказываются полностью разрушенными в результате какой-то неожиданной случайности, порвавшей запланированную цепь событий и радикально изменившей твоё "сегодня". Иногда, конечно, это бывает неожиданный поворот к лучшему, но чаще наоборот.
____Вчерашний рейс в Быстровку с грузом и обратно с пассажирами принес вполне приличную сумму, отчего ещё на обратном пути созрел план: завтра будет пиво с шашлыками! Тем более что суббота. Саня с Таней давно уже приглашали посидеть в тени яблоневого сада.
____Начало дороги от Быстровки пролегает по ущелью, в которое как в воронку входят воздушные массы и, ускоряясь, создают порывистый ветер, ощутимо беспокоящий машину. Справа угрожающе нависает скалистое обрамление. Бетонные плиты, сдерживающие россыпи камней, представляются хлипкими сооружениями, не способными надежно защитить машины и людей. Эти ограждения, дорожные знаки, аварийные тупики – робкие попытки людей противостоять неимоверным силам природы. Слева за обрывом внизу бурлит и шумит небольшая речушка. Даже если чудом мягко спланировать в неё, машину кувыркая унесёт на несколько километров, пока не превратит её в груду металлолома и не выбросит на какую-нибудь отмель. В природе всё целесообразно. Значит так надо.
____Ущелье осталось позади, мы выезжаем на равнину и узкая извилистая дорога становится прямой, с небольшим уклоном. Ровный, в меру шершавый асфальт бежит под колеса в лучах заходящего солнца, и через открытое окно я слышу мягкий шелест шин. Придорожный ландшафт радует красками. Места эти пустынные, безлюдные и потому красивые. Сентябрь здесь тёплый. Пирамидальные тополя, кустарник, трава не спешат уходить в зимнюю спячку, но буйство красок уже говорит о постепенном приближении осени.
____Мотор ровно работает в полсилы и без напряга поддерживает 90…100 на пятой передаче. Стоит чуть нажать, и вот они 120.
____Ага! Идилия нарушена. Сзади слышен цокот с частотой вращения колеса. Вероятно камешек застрял в протекторе. Не хочется останавливаться, может сам вылетит? Но камешек стучал по асфальту все оставшиеся 100 километров. Ну и ладно!
____Пробуждение утром было приятным. Казалось, в воздухе уже витал шашлычный запах, звенели бутылки с пивом, и шел неспешный разговор "за жизнь". Нет! Мы сделаем из этого ритуал и растянем минимум на полдня с обеда до вечера! А сейчас надо приобрести всё необходимое для трапезы.
____Телефонный звонок прервал мои мысли. Звонил Андрей. Он завершил работу над электрошоком и просил меня забрать его на испытания. Электрошок – адская машина, которая при относительно небольших габаритах дает высокое напряжение около 40 кВ и призвана деморализовать, дезорганизовать, дезориентировать, ошеломить, шокировать и т.д. нехорошего пассажира. Приблуду эту Андрей придумал для таксистов и реализовал в ней какое-то своё "ноу-хау". Андрей – инвалид, лишен возможности передвигаться на ногах, и все средства для существования добывает головой и немного руками.
____Надо ехать!
____Собираюсь, выхожу и сразу же замечаю в заднем правом колесе инородное тело. Ага! Это вчерашний камешек! Подхожу ближе, как бы не так! Шестигранная головка болта М6 поразила меня своим конкретным присутствием в протекторе бескамерной шины Бл-85. Беру плоскогубцы и вынимаю болт, воздух тут же выходит из шины, и машина слегка кренится на бок. Да уж, сюрприз! Однако заслуживает уважения тот факт, что за 100 километров пути шина не выпустила воздух! Достаю аптечку, и, не снимая колеса, разделываю прокол круглым напильником, смазываю резиновым клеем и вставляю в отверстие пробку из аптечки. Через 15 минут накачиваю колесо. Еду.
____Лицо Андрея редко озаряется улыбкой, он обычно строг и серьезен, как большинство инвалидов. По квартире передвигается на коляске с газовым пистолетом в кармане – был случай грабежа…
____- Вот. Бери и дерзай.
____- И чё?
____- Сорок киловольт!
____- Убьёт?
____- Не знаю. Это ты должен выяснить.
____- Почётную роль ты мне нашёл.
____- Не трусь. Я думаю, не убьёт, но шарахнет как следует. Ставь прямо сейчас.
____- Сейчас?
____- А кого ждать?
____Я беру инструмент и приступаю к работе. Гибкий медный провод под чехол заднего сиденья в подушку и спинку, само устройство – с тыльной стороны спинки, тумблер МТ-1 под руль. Включаю, слышу треск, но ничего не вижу. Ставлю на заднее сиденье домкрат. О-о-о!!! Теперь и треск громче и искры видны! Да, интересно, убьёт или не убьёт? Убьет, так убьет, и чёрт с ним! Одним дураком меньше будет. М-м-м-м… да… Ну и история. Испытания…
____- Ё моё! Уже двенадцать!
____- Ну так и езжай, испытывай.
____- Мож собаку или кошку посадить для начала.
____- Дело твоё. Обещал – испытывай. Да, заедь к Лёхе, он сигнализацию просил. Я вот ему ENFORCER подобрал. Передашь?
____- Передам.
____Кладу коробку с ENFORCERом на заднее сиденье и еду к Лёхе. Ну и Андрей! Ну и машину сделал! Тумблером щёлк! – трещит сзади! Щёлк – трещит сзади!
____- !!!!! Вот бестолочь! Там же ENFORCER! На заднем сиденьи! А я ему 40 киловольт! Вот балда! Ему же конец!
____Возвращаюсь назад к Андрею.
____- Ты что! С коня упал?! Там же все микросхемы сейчас вылетели! Это же не кошка, не собака, и не человек!
____- Андрей, посмотри, может удастся что сделать. Ремонт за мой счёт. Ну а не удастся, куплю новый…
____- Я тебе страшную вещь дал, а ты ведешь себя как…
____- Андрюх, ну ладно, не наезжай, мне и так уже тошно.
____Еду назад, размышляю: Та-а-ак! День только начался, а я уже влетел на энную сумму, даже сам не знаю какую, а это ещё хуже, чем если сумма известна. Торопить он, конечно, не будет, но деньги всё равно придется отдавать. Заезжаю за Татьяной, и мы едем за продуктами, уже давно пора мариновать мясо! Рассказывая ей, как с утра пораньше я пролетел "как фанера над Парижем", я проскочил нужный светофор и только после этого понял, что нервничаю. Двойная сплошная. Ладно, развернемся, стражей порядка не видать и машины вдалеке. Я закладываю лихой маневр из правой полосы через двойную разделительную, и через несколько секунд меня обгоняет вишневая "семёрка" полная ментов! Пять человек их там было. Преградив мне путь и остановившись, они жестами потребовали, чтобы я пристроился к краю дороги. Но как же мне это сделать, если от меня до их заднего бампера сантиметров тридцать, не более. Мой ответный жест, дескать, уберите свою машину, и дайте мне возможность съехать с дороги был воспринят не то, как оскорбление, не то, как агрессивный выпад. Они вышли все пятеро, ну и, разумеется, первым делом потребовали, чтобы я предъявил документы.
____Это ключевой момент в диалоге инспектора с водителем. Он слова не промолвит, не получив в руки документы, а получив, становится хозяином положения. Да. Всё верно, всё правильно, всё так и должно быть, всё в рамках закона, но у меня при этом всегда возникает ощущение, что меня взяли за горло и прижали к стенке, приподняв вверх. Я трепыхаю ногами в воздухе, произношу какие-то звуки, но всё невпопад. А может я слишком мнительный?
____Один из них толкует мне о том, что я нарушил сразу три пункта Правил, а другой тем временем вынимает моё водительское удостоверение из обложки. Опыт прежних лет подсказывал мне, что "права" свои я сегодня больше не увижу. И действительно, мои "права" исчезают в кармане одного из них, а мне выносится приговор – машину на штрафстоянку! Четверо садятся в "семёрку" и уезжают, а один остается, чтобы сопроводить меня и сдать.
____На наших глазах от пункта обмены валюты отруливает "десятка" цвета "мираж", и, заложив от края дороги точно такой же маневр, как и я, резко набирает скорость. В её выхлопной трубе стоит какая-то ерунда, от которой выхлоп получается свистящим. При переключениях передач свист прерывается.
____- Командир, ну что ж так строго? Я понимаю, что виноват, но ведь можно и штрафом ограничиться. Смотри вон "десятка" что делает!
____- Это спецмашина.
____- Какая же это спецмашина? Водила вон, весь в цепях, перстнях, бритый и со свистком в трубе!
____- Ну и что. Свистит, значит умеет. И ты можешь свистеть, если умеешь.
____То ли клоуном хочет меня представить, то ли тонко намекает…
____- Ну что? На штрафе остановимся?
____- Нет. План по штрафам я уже выполнил, а вот по штрафстоянке нет. Я должен троих сдать туда за смену. Двух я сдал, ты третий.
____Делать не чего. Справа от меня сидит Таня и молча наблюдает за происходящим. Мент садится на заднее сиденье, и я собственноручно везу свою машину и всех нас на штрафстоянку. Вижу в зеркало, как он безучастливо глазеет в окно. На лице его полное спокойствие и чувство исполненного долга. Я вспоминаю ENFORCER. А что если… А что если щелкнуть тумблером МТ-1 ? Может на штрафстоянку ехать не придётся, и испытаниям будет положено начало. Опять гляжу в зеркало и вижу его лицо. Нормальный с виду человек, моего возраста. Стоп! А если он "ласты склеит"? У него наверно есть семья, дети. Но какого чёрта он несёт эту ахинею – план по штрафстоянке! Впрочем, этот план наверняка придуман не им, а мудрым начальством, которое принимает у него не только отчёт по плану, но и выручку чёрным налом, часть которой передает вышестоящему.
____М-м-м-да… Выходит, он тут ни причём. А кто тогда "причём"? Опять президент? Неразрешимый замкнутый круг…
____На штрафстоянке меня "оформили" буквально за одну минуту.
____- И что мне теперь делать?
____- Сегодня суббота, завтра воскресенье. В понедельник напишешь заявление на имя начальника, он решит, что с тобой делать.
____- А если с машиной что случится?
____- А что с ней случится?
____- Ну, например, колёса облысеют…
____- Не знаю…
____- Таня, сиди в машине, закройся и никуда не выходи. Я пойду искать начальника.
____Мент улыбнулся, но улыбка его была какой-то доброю. Он как будто желал мне удачи. Ну и мент!
____Таких, как я, в ГАИ оказалось не мало, и технология вызволения машины (но не "прав") из плена была известна и отлажена. По коридорам первого этажа блуждал какой-то сержант, который периодически забирал очередного страждущего и уводил с собой в коридор, закрывая за собой решётчатую дверь. Минут через пять страждущий выходил из-за решетки и отправлялся на штрафстоянку за машиной. "Права" оставались до понедельника неизбежно.
____- И чё стоит это,- спросил я у одного горемыки.
____- Пятьсот. Можно бензином.
____- А кто крайний?
____- Дед в очках,- кивает он на старика и тот ответным кивком подтверждает, что я буду за ним.
____Да-а-а… Уж деда можно было бы не арестовывать. Наконец настал мой черёд. Мент заводит меня в коридор и закрывает за мной решётку на замок (меры предосторожности). Мы идём по коридору, и входим в совершенно пустую комнату 3х3 метра. В ней стоит простой столовский стол, какие всегда стояли в советских столовых. На столе лежит сложенная газета. Больше ничего нет. Голые стены. Мент разворачивает газету и молча (!) жестом даёт понять, что деньги нужно положить в эту газету. Я выкладываю заранее приготовленную сумму. И опять же жестом он даёт мне понять, что я свободен. Я, было, раскрываю рот, чтобы задать вопрос:
____- А-а-а-а-а…
____Но тот машет рукой, дескать, иди и забирай свою машину. Диктофона боится, что ли…
____Машину мне, действительно, отдали без разговоров. Бедная Таня! Вместо обещанных шашлыков с пивом в тени яблоневого сада я её пропарил полдня на солнцепёке в машине в ожидании неизвестно чего. Без "прав" и без бумажки их заменяющей мы тронулись в путь.
____- Ну что делать то будем? А Тань? Сколько время то?
____- Да уж седьмой час. Санька уж давно с работы пришёл. Поди голодный. Рвёт и мечет. Надо ужин готовить, кормить.
____- А может…
____- Да не грусти ты! В наши ли годы!
____- Да…
____Вечером позвонил Лёха:
____- Ну ты чё там? Испытал электрошок?
____- Ага.
____- Ну и как?
____- Нормально.
____- Живой хоть?
____- Неа, дохлый.
____- Да ну?
____- Ну да!
____- Ну, ты давай там испытывай, а то люди хотят применить это устройство в деле. Слишком опасно стало работать, особенно по ночам.
____- Ладно, Лёха, ладно. Будет тебе белка, будет и свисток. Всё! Пока!
____Ведь не засну же. Полночи буду ворочаться. Вспоминаю шутку: одна бутылка – это нормально, две – много, три – мало. Открываю холодильник, там стоит полбутылки водки, которую я настоял на лимонных корках. Жёлтая прозрачная жидкость льётся в стакан, и рука ощущает, как он холоднеет… Через пару минут напряг спадает, и я расслабляюсь. По телевизору Светлана Сорокина рассказывает всем о том, что случилось за день. Света, Света… Яркая ты девушка, только кому это надо, что Ясир Арафат приехал куда-то там… ты бы лучше про меня рассказала, про мой сегодняшний день. Впрочем, кому это интересно… кому я нужен… кому… кому…
____Мысли плывут, и я постепенно засыпаю. Завтра начнётся новый день, план на который в суматохе я не составил. Нарушаться нечему…
-----------------------------------

© Goliaf, 2001 г.


Рецензии