Ересь в Аррасе
1461 год оказался для Европы годом больших перемен и был связан с некоторыми любопытными, возможно, случайными, а возможно, имеющими немалое значение, совпадениями, связанными с числом 22. 22 июня умер французский король Карл VII, правивший страной с 1422 года (кстати, Карл VI умер 21 октября, так что надо полагать, что Карл VII почувствовал себя королем 22 октября). На 22 года престол занял Людовик XI.
Племянник Карла VII английский король Генрих VI, правивший, как и его дядя, с 1422 года, в том же 1461 году был свергнут своим сыном Эдуардом IV, который, как и Людовик XI, оставался на престоле 22 года. Стоит ли удивляться тому, что время оказалось довольно смутным и в районах, отделявших Францию от Британии, происходили весьма странные события?
Сообщения, сначала встревожившие, а затем ужаснувшие всю Францию, приходили из небольшого города Арраса. В те времена он принадлежал герцогству Бургундия. Началось все с того, что одна за другой стали появляться женщины, которые, по их собственным признаниям, участвовали в шабашах ведьм, и не стыдились подробно описывать, чем они там занимались, как перемещались по воздуху, меняли свое обличие, проникали в дома через запертые двери и окна, какие отвратительные поручения выполняли и какими хитроумными способами портили людей и домашний скот.
Ведьм выслушивали внимательно и аккуратно записывали страшные рассказы, наполненные деталями, которые нередко оказывались новыми и неожиданными даже для видавших виды судей. Правдивость колдуний не вызывала сомнений. Их откровенность ошеломляла.
На долгие разбирательства не оставалось времени. Практически всегда приговоры были также очевидны, как вина сознавшихся. Преступниц, которые хвастались своими дерзкими проделками, заживо сжигали на кострах. Между тем, инквизиторы, которых направили в Аррас, быстро обнаружили, что о своей вине открыто заявляют лишь немногие, а черной магией занимаются здесь на каждом шагу.
Опытные специалисты, принявшиеся за искоренение колдовства, нашли для себя много работы. Они утверждали, что каждый третий христианин в Аррасе запятнал себя какой-либо ересью. Об Аррасе говорили по всей Франции, в Испании и Италии. Невероятные истории о творившихся там страшных преступлениях пугали и будоражили население и могли закончиться беспорядками. Власти не хотели испытывать судьбу и пускать дело на самотек. Необходимо было срочно объяснить все простому народу и назвать источник заразы.
Вскоре нашлось подходящее объяснение всем загадочным происшествиям в Аррасе. Оказалось, что в городе действует секта последователей Пьера Вальдо (1140 – 1217), купца из города Лион, отлученного от церкви в 1179 году. Последователи Вальдо вальденсы, называвшие себя «лионскими бедняками», призывали отказаться от роскоши и лишнего имущества, жить аскетично и основывать свои поступки не на речах наводнивших Европу склонных к празднословию бродячих проповедников, а только на тексте Святого писания. Маловероятно, что они увлекались колдовством.
Вальденсы очень активно распространяли свое учение по всей Франции. Они добрались до Нидерландов и Швейцарии, а когда появились протестанты, присоединились к ним.
Итак, вся Европа знала: никаких дел с людьми из Арраса иметь нельзя. Не стоит у них ничего покупать и лучше ничего им не продавать. Аррасцам трудно было получить кредит. Город ремесленников и торговцев оказался в изоляции и был обречен на вымирание.
Герцогу Бургундскому Филиппу Доброму (1396 – 1467) каждый день сообщали новые подробности о злодеяниях аррасцев. Но он не верил ни одному слову и добивался, чтобы ученые авторитеты и церковные власти признали, что в большинстве случаев речь идет не о настоящем колдовстве, а об игре больного воображения выживших из ума старух.
Благодаря настойчивости герцога преследования ведьм в Аррасе продлились не долго. Они закончились также внезапно, как начались. Когда аресты, допросы, пытки и казни прекратились, ликующие горожане, в один момент забывшие о страхе и многочисленных замученных невинных жертвах, вышли на улицы и устроили пышные и веселые празднества с пением, танцами и обильной выпивкой.
Люди смеялись над нелепыми обвинениями. В самом деле, трудно было придумать что-либо более несуразное, чем увлечение аррасцев идеями вальденсов. Для каждого, кто имеет хотя бы небольшое представление об Аррасе, ясно, что его жители могли пострадать за пристрастие к колдовству, однако поплатиться за ненависть к роскоши и склонность к аскетизму они не могли ни в коем случае. Нет, здесь было что-то совсем иное.
Город роскоши
Атребаты – кельтское племя. Одним из последних этот народ был покорен Юлием Цезарем перед вторжением великого полководца в Британию. Воины атребатов славились храбростью, их друиды знали множество секретов магии и колдовского искусства, их купцы добирались порой до Италии, торгуя вином и предметами роскоши. Атребаты любили изысканно наряжаться, ценили дорогие и красивые вещи, искусные украшения и золототканную одежду.
Десятки тысяч кельтов погибли в боях, защищая свои земли от римлян. Город же атребатов, который позже был переименован в Аррас, не только выжил, но процветал, и его жители вкусов и нравов своих никогда не меняли. Уже в IV веке город славился замечательными коврами. Слово arras (настенный ковер, театральный занавес) вошло в английский язык. Arazzo – роскошный настенный ковер по-итальянски. Замечательны были шелковые и бархатные изделия аррасских мастеров. Аррас переходил из рук в руки. Принадлежал то Франции, то Нидерландам, то Бургундии, но, кто бы им ни управлял, слава его ткачей неизменно росла.
Герцог Бургундский Филипп Добрый распорядился построить в Аррасе специальное здание, чтобы в нем на протяжении веков надежно хранились шедевры аррасских ткачей и чтобы каждый мог увидеть их собственными глазами и убедиться в их несравненном совершенстве. Подарок герцога оказал Аррасу дурную услугу. Может быть, именно он и стал одной из главных причин бедствий, чуть было не погубивших Аррас в 1461 году.
Охота на ведьм в Аррасе вошла в историю Франции под названием «Vauderie d’Arras» (аррасское вальденство). Любопытно, что «V»- 22-ая буква латинского алфавита. Многие историки пришли к выводу, что никакого аррасского вальденства никогда не существовало. Для учения, распространявшегося «лионскими бедняками» здесь не нашлось бы почвы. Умиление картинами тихой бедной жизни было не в природе аррасцев. Им требовались яркие краски, бурные страсти и новые впечатления.
Опасное ремесло ткача
Ткацкое искусство не случайно привилось в Аррасе. Оно полностью соответствовало нравам и привычкам жителей этого города.
Многим людям кажется, что на ковре могут изображаться люди, животные, пейзажи, битая дичь, букеты цветов или оружие, а могут быть орнаменты, которые ничего не изображают и имеют единственное предназначение – радовать глаз. Однако для специалиста по оккультным наукам именно ковер с геометрическим орнаментом имеет наибольший интерес. В сплетении линий на ковре спрятано гораздо больше смысла, чем в сплетениях линий руки, которые разгадывают хироманты. Орнамент – это оккультный знак, значение которого бывает очень сложным и недоступно непосвященному.
В 1461 годы в Аррасе давным-давно не было друидов и никто не выполнял их магические обряды, но тяга ко всему таинственному ничуть не уменьшилась. Оккультные учения не забывались. Их секреты переходили от поколения к поколению. Только ковроткачество превратилось в ритуал и заменило исполнение обрядов.
Потомки древних жрецов пытались влиять на окружающий мир не с помощью магических процедур, а созданием ковров с определенными орнаментами и сочетаниями цветов. Ковер может изменить настроение человека, его намерения и желания, заставить его отказаться от старых привычек или возбудить стремление перебраться на новое место жительства. Одни ковры успокаивают, другие вселяют грусть, третьи разжигают страсти. Орнамент может стать ловушкой для того, кто чрезмерно им любуется, но также и для своего создателя.
Ткацкое ремесло становилось в Аррасе разновидностью занятия магией, а ковры все больше превращались в источник опасности для общества.
Европейские и восточные ковры – вещи разные. Возьмите индийский ковер ручной работы и внимательно к нему присмотритесь. Наверняка, вы найдете какой-то сбой в орнаменте. Появился он не потому что у ткача испортилось зрение и не потому что что-то отвлекло мастера. Нет, скорее всего, ткач сделал этот сбой намеренно, потому что не пожелал, чтобы его произведение было совершенным.
Зачем же автору портить свой шедевр? Он знает, что его ковром будут восхищаться, но предпочитает дать повод для того, чтобы раздосадованный покупатель выругал невнимательного ремесленника. Так спокойнее жить. Ведь чем ковер красивее, тем больше он притягивает к себе завистливые взгляды, которые могут принести неприятности его владельцу и его создателю. Так считают на Востоке.
Аррасцы, гордые потомки воинов-кельтов, не слишком заботились об осторожности. Им нравилось всеобщее восхищение аррасскими коврами. Они стремились, чтобы их увидело и оценило как можно больше людей. Аррасцы добились своего, но им пришлось дорого заплатить за свои триумфы. Вместе с деньгами и восторженными отзывами в город лились потоки злобных пожеланий и проклятий. Нет сомнений, что город сглазили и чудовищная охота на ведьм явилась прямым результатом сглаза. Однако аррасцы не извлекли урока. Они не желали покоряться ни своей участи, ни французскому королю. В 1456 году Людовик XI в очередной раз поссорился со своим отцом и бежал к Филиппу Доброму в Бургундию. Став королем, Людовик отблагодарил герцога тем, что разгромил Бургундию и не пощадил Аррас. Цитадель Арраса была захвачена королевскими солдатами в марте 1477 года. В марте 1479 года пришло возмездие: с королем случился удар. В течение двух или трех дней он почти не понимал, что происходит вокруг, и объяснялся в основном при помощи знаков.
В начале XVIII века Аррас опять привлекал к себе всеобщее внимание. Здесь делали такие великолепные кружева, что в 1714 г. именно в Аррасе их заказали для коронации английского короля Георга I. Аррас опять процветал, и аррасцы снова забыли об осторожности. Они снова ликовали и снова пострадали от человека, который, подобно вальднесам, проповедовал аскетизм и социальную справедливость. Этим человеком был Максимильен де Робеспьер, родившийся в Аррасе 6 мая 1758 г. и возглавивший в 1793 г. революционное правительство и революционный террор. Окружала Робеспьера секта пожилых фанатичек, поведением своим напоминавших ведьм 1461 года.
Сегодня Аррас административный центр департамента Па-де-Кале. Это небольшой городок на севере Франции. В нем около полусотни тысяч жителей. Французская революция и две мировые войны уничтожили в Аррасе немало исторических зданий. Но теперь мало кто помнит, что не только они разрушали Аррас.
Свидетельство о публикации №215083101489