10. Полёт

     Начало (Вместо предисловия) - http://www.proza.ru/2015/08/10/1315
     Предыдущая страница - http://proza.ru/2015/08/30/1844

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Отдыхая после поездки с цеховиками, Виктор опять вспомнил о другой крутой ломке его судьбы, когда он после школы поступал в лётное училище. Также вспомнил о событии, с которого начался его практический путь в авиацию, когда он после седьмого класса в одиночку съездил на велосипеде в соседний район, чтобы пятнадцать минут покататься на самолёте-кукурузнике. В лётном училище он не прошёл медкомиссию, что вынудило его поступить в авиационно-техническое училище, чтобы быть в авиации.
_______________

После возвращения домой Виктор слегка перекусил бутербродом с колбасой и лёг отдохнуть. Планировал часик поспать, но нервное напряжение последних дней давало о себе знать, и сон никак не приходил. Зато пришли воспоминания о другой крутой ломке его судьбы, когда он после школы поступал в лётное училище…

Приговор врачей из Харькова был окончательным и обжалованию не подлежал. Виктор с опущенной головой брёл полутёмным коридором забирать свои документы. Но ему сказали, что документы будут отдавать всем таким же, как он, только в два часа дня. До назначенного срока оставалось ещё около полутора часов.

Виктор вышел во двор и примостился на краю скамейки, поскольку скамеек было всего три, а желающих посидеть — несколько десятков человек. Некоторые уже распрощались со своими мечтами, как и Виктор, а многие ещё продолжали проходить различные тесты, проверки и исследования.

От досады, что в считанные минуты рухнули все его мечты и планы, Виктору не хотелось никого видеть и ни с кем разговаривать. Поэтому он вообще отвернулся в сторону, поставил локти на колени, свесив голову, и в таком положении замер.

За месяц до приезда в Харьков, он бросил курить, чтобы не было проблем с медкомиссией, но теперь попросил у одного из сидящих сигарету, прикурил её от протянутого горящего окурка и с жадностью затянулся. В глазах поплыли лёгкие круги, и закружилась голова. Если бы не сидел, то, наверное, зашатался бы на ногах.

На случай провала медицинской комиссии у него не было продумано ни одного запасного варианта. Хотя абитуриенты в военные училища проходили медицинские комиссии и сдавали экзамены раньше, чем в гражданские учебные заведения, так что год не терялся, и можно было поступать в гражданские институты или техникумы. Но он с детства мечтал о профессии военного лётчика — и не просто лётчика, а лётчика-истребителя, хозяина неба. Поэтому ничего иного в его голову не лезло.

Он вспоминал, как читал книгу «Вам — взлёт!» и грезил об авиации, как ходил в сельскую библиотеку и искал книги по авиации, поскольку в школьной библиотеке их не было. Однажды он нашёл там книгу Александра Яковлева «Рассказы авиаконструктора» и за два вечера до глубокой ночи перечитал её всю от корки до корки. Потом, до окончания школы, он ещё трижды брал её в библиотеке и перечитывал наиболее интересные места о том, как создавались самолёты, как они испытывались, как на них летали боевые асы, всегда находя для себя что-то новое.

В библиотеке он нашёл ещё художественную книгу трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина «Небо войны» и с упоением её прочитал, всё больше и больше влюбляясь в свою, как он считал, профессию.

К книгам добавились журналы, в том числе «Техника — молодёжи», в которых тоже регулярно печатались статьи о самолётах, включая материалы о самоделках. Именно там он вычитал, как рассчитать деревянный винт для аэросаней. Ему пришло в голову, что этот винт можно также использовать и для лёгкого самолёта. А как хотелось полетать, не дожидаясь окончания школы и лётного училища! И такая возможность у него однажды появилась!

В начале лета после седьмого класса, раскрывая как-то местную газету на четвёртой странице, — первых страниц с передовицами и отчётами по выполнению планов сельскохозяйственных заготовок Виктор не читал, — он вдруг наткнулся на объявление, что в соседнем районном центре на День молодёжи будут проводиться экскурсионные полёты на самолёте Ан-2, называемом в народе кукурузником, поскольку именно такие машины использовались для распыления удобрений и других химикатов над полями.

У Виктора учащённо забилось сердце — это шанс полетать! Он схватил газету, сел на велосипед и помчался за полкилометра к ближайшему другу детства с предложением поехать на велосипедах в этот город и покататься на самолёте.

Друг поначалу согласился. Но когда утром в праздничный день Виктор заехал за ним на велосипеде, тот невнятно отнекиваясь и прикрываясь якобы запретом старшей сестры, которая заперла его велосипед в сарае, отказался ехать. У Виктора же дома никто не был посвящён в его тайные планы, поэтому препятствий для поездки не было.

В те времена праздники были всенародные, и искать других ребят для совместной поездки не было смысла — они были в центре села на празднике, и им явно было не до самолётов. И тогда у Виктора созрел дерзкий и рискованный план — ехать на экскурсионные полёты в соседний районный центр в одиночку. И он поехал.

Если срезать углы, то ехать туда нужно было километров сорок. Большей частью по асфальтовым дорогам, но были и грунтовые перемычки. Виктор крутил педали своего дорожного велосипеда и к одиннадцати дня докрутил до нужного райцентра. Начал спрашивать, где проводятся экскурсионные полёты на самолёте, но никто из прохожих этого не знал. Тогда он начал спрашивать, где находится аэродром, но этого тоже никто не ведал.

Так он доехал до автобусной остановки, но и там, в кассе, ответа на такой вопрос не знали. И пассажиры не могли подсказать. Что же делать? Виктор был в растерянности, хотел искать редакцию газеты, опубликовавшую объявление об экскурсионных полётах на самолёте, как вдруг вдали показался Ан-2, который приблизился к городу, накренился, сделал поворот и полетел в другую сторону, скрываясь за высокими деревьями.

Виктор рванул в ту же сторону. Выехав за город, он усиленно крутил педали по грунтовке и ехал предположительно в нужном направлении километров пять, крутя головой по сторонам и высматривая самолёт. Но ничего не видел. Тогда он остановился и начал ждать. Минут через двадцать-двадцать пять опять появился над горизонтом самолёт, но теперь его ничто не заслоняло, и Виктор уже точно заметил, куда он пошёл на посадку.

Оказалось, что аэродром находится почти по другую сторону города. Виктор рванул туда, опять проезжая по той же грунтовке, по городу, мимо той же автостанции. Но теперь он уже точно попал на аэродром, который представлял собой обыкновенный кусок травяного поля, на котором сбоку бултыхался на ветру полосатый рукав указателя ветра и стоял небольшой вагончик, где продавали билеты. Недалеко от них стоял самолёт.

Виктор быстренько занял очередь за билетами, прислонив велосипед к вагончику. В очереди стояло около десятка людей разного пола, возраста, комплекции и одежды. Самолёт стоял, время шло, а билеты не продавали — со стороны города надвигалась тёмная туча. Примерно через полчаса из вагончика вышел человек в комбинезоне и пошёл закреплять самолёт от порывов ветра, а женщина-кассир из окошка объявила, что полёты приостановлены из-за непогоды.

Виктор, чуть не расплакался от досады и решил ждать. И только через час, к его великой радости, полёты возобновились. Он купил билет, вошёл в самолёт в числе первых и занял сиденье возле круглого окошка. Когда же вошли остальные пассажиры, то оказалось, что одному человеку не хватило места, а больше желающих уже не осталось. Тогда человек в комбинезоне, который закреплял самолёт, и как понял Виктор, это был механик, что-то сказал одному из двух лётчиков, видимо, советуясь.

Лётчик глазами пробежался по рядам сидящих, подошёл к Виктору как к самому хрупкому и маленькому из всех и сказал, чтоб тот шёл за ним. Он привёл Виктора в кабину, сам сел в свободное кресло, а его поставил между креслами пилотов. У Виктора чуть было сердце не выскочило из груди от счастья — он мог видеть всё, что видели лётчики, а также то, что они делали и как управляли самолётом.

Тогда экскурсионный полёт длился всего лишь пятнадцать минут, но оставил неизгладимое впечатление у Виктора и страстное желание стать лётчиком. Домой же Виктор приехал, а точнее, притащил велосипед, весь забитый грязью и глиной, только в семь часов вечера, проехав за день в общей сумме километров сто и попав по пути под грозу и шквальный ливень. Знала бы только его мать, где он был...

А через некоторое время в одном из номеров журнала «Крылья Родины» Виктор вычитал, что кем-то был построен миниатюрный самолёт с пусковым двигателем ПД-10 мощностью всего десять лошадиных сил от гусеничного трактора. Это натолкнуло его на мысль о постройке миниатюрного самолёта своими руками. Но материальных и технических возможностей у него не было. Зато в журнале он нашёл упрощенный вариант аэродинамических расчётов, сам проделал подобные расчёты и убедился в том, что с этим пусковым двигателем от трактора можно построить настоящий летающий самолёт.

Чтобы как-то поправить своё материальное положение после девятого класса, Виктор подрабатывал в колхозе на тракторе. Официально он был прицепщиком, но поскольку у тракториста, к которому он был прикреплён, использовался трактор с гидравликой и ему формально прицепщик был не нужен, то он по очереди с основным трактористом фактически выполнял функции тракториста. А поскольку во время летней страды трактористы работали сутки — через сутки, то равноценные помощники им были нужны, чтобы поспать в скирде соломы и не сотворить аварию в сонном состоянии.

Однажды в тракторном парке Виктор набрёл на списанный трактор, у которого не был снят пусковой двигатель. Конечно, ему бы никто не дал этот двигатель. Поэтому он решил его снять втихаря вечером, когда из тракторного парка все уйдут. Но и после этого было всё ещё светло, и сторож мог его заметить. Поэтому Виктор решил повременить, пока день не станет короче, и после работы будут наступать хотя бы сумерки.

Был уже конец сентября, когда он, наконец-то, решился на снятие пускового двигателя. Тогда он сделал всё, как планировал, но не учёл заморозка. Неся двигатель на правом плече домой, он в сумерках на незаметном бугорке поскользнулся, упал на землю и двигателем сломал себе мизинец на правой руке. Мизинец ему, конечно, пришили, но после этого он две недели ходил в школу в гипсе и учился писать левой рукой...

Нахлынувшие воспоминания Виктора прервал громкий мужской голос из коридора, который пригласил таких, как он, заходить по одному в кабинет за документами.

Когда он зашёл по образовавшейся очереди в нужный кабинет, то заметил, что там сидел высокий худой и немолодой уже подполковник и капитан — оба в рубашках с эмблемами Военно-Воздушных Сил на погонах, а также женщина в белом халате, по-видимому, врач. Это была комиссия по приведению «приговоров» медиков в исполнение. По крайней мере, Виктор сразу же так окрестил эту группу людей, а потом представился, называя свою фамилию, имя и отчество.

— По заключению врачей, которые исследовали сосуды вашего глазного дна, — начал подполковник, — вы не сможете переносить те перегрузки, которые могут возникать у истребителя в полёте. Поэтому дорога в лётчики-истребители вам закрыта. Но в военное авиационно-техническое училище вы можете поступать. Мы вам предлагаем два таких училища в Харькове — 1-е или 2-е ХВАТУ.

У Виктора затеплилась надежда всё-таки как-то связать свою жизнь с авиацией. Он спросил:

— А на кого там учат?

— В первом готовят специалистов по самолётам и двигателям, а во втором — по радио.

Виктор вспомнил свои подростковые увлечения радиоприёмниками, выписывание и чтение журнала «Радио» и сборку каких-то простеньких транзисторных схем со своим старшим другом.

— Запишите меня во второе училище, — проговорил он.

— Выпиши ему направление во 2-е ХВАТУ, — сказал подполковник капитану, а затем, обратившись к Виктору, добавил, — сейчас мы вам выпишем направление и выдадим ваши документы, а вы поедете вот по этому адресу, — он черкнул адрес на лоскутке бумаги, — и там сдадите все эти бумаги в приёмную комиссию. Там скажут, что вам делать дальше.

Так неожиданно для себя Виктор стал курсантом военного авиационно-технического училища связи. Да ещё и радио было не самолётное, а наземное — для связи аэродромов с самолётами. Но всё равно он был в военной авиации. И имел возможность в бомбардировочной или транспортной авиации получить лётную должность и хоть и не быть лётчиком-истребителем, но летать на самолётах.

                ***

Следующая страница - http://proza.ru/2015/09/01/1587


Рецензии