Афганец

Афганец с нежною душой.                К. Шитов
Очерк.

Просто так ничего не бывает!
Ничего не произрастает.
Кущи рая и ада притоны
Подчиняются общим законам.
Что считает, согнувшись, старушка,
Как лежит, покосившись, игрушка,
Что малыш про себя напевает,
Просто так ничего не бывает!
Кто же вычертил эти законы,
На папирусе купола бархатно чёрном,
В сфере купола звёздного храма
Где вселенская мудрость витала?
Эту мудрость, собрав по крупицам,
Кто раздал и деревьям и птицам?
Кто так тонко повелевает?
Просто так ничего не бывает…

Сергей Скиданенко.

Эта история начиналась в очевидном созвучии с классическим плутовским романом Ильфа и Петрова…
Итак, конец августа 1984-го года. Со станционного перрона железнодорожного вокзала города Лодейное Поле не спеша сошёл приезжий пассажир, молодой человек с лёгким пакетом в руке. В лице у молодого человека читалась озабоченность. В кармане его брюк была сосредоточена вся его наличность. На тот момент карманные авуары насчитывали ровно три рубля. Ручная кладь приезжего, содержала вчерашний номер газеты «Ленинградская Правда» и коробку карандашей. Так Сергей Васильевич Скиданенко впервые соприкоснулся с лодейнопольской землёй. По всей видимости, местные Пенаты в миг признали в приезжем своего и взяли под бдительную опеку. Судите сами. Молодой художник прогулялся до гостиницы и вложил в трёхдневное проживание всю свою наличность. После этого, Сергей отправился побродить по городу и ноги (не ноги…Пенаты! Шустрые местные Пенаты!) вынесли его на живописный берег Свири. Впечатление от увиденной красоты ещё не до конца укоренилось в сознании приезжего, как за его спиной проникновенно и односложно поинтересовались:
-Художник?
Обернувшись, Сергей увидел перед собою бородатого человека с  подкупающей доброжелательностью во взгляде. Этого доброжелательного человека звали Франц Михайлович Тетерин.
Получив утвердительный ответ, бородатый незнакомец с азартом рассказал Сергею всю подноготную историю лодейнопольского края, от устройства капища древних славян  на берегу прото-озера до новейшего эпизода их неожиданной встречи.
Именно он, Франц Михайлович, директор детской художественной школы, предложил Сергею адрес для временного проживания и работу художника декоратора в районном доме культуры. Кроме вышеперечисленного, волшебный незнакомец по христиански ссудил обретённого коллегу наличностью.

Сергей Васильвич Скиданенко родился на юге России в посёлке Красная Яруга Белгородской области. В детские годы, Сергей запоем читал книжки, пробовал писать стихи и рисовать. Чем сильнее мальчик привязывался к поэзии и изобразительному искусству, тем увереннее удалялась от него математика. Когда Сергей, закончив восьмилетку, стал предпринимать шаги по поиску подходящего учебного заведения, его отец, человек прямой и бесхитростный посоветовал сыну Бутурлиновское художественное графическое училище, что располагалось в Воронежской области, говоря при этом:
-Поезжай, поступай смело, там математики нету! - Сын внял совету отца и отправился в Воронежскую область.
Окончив училище, молодой художник педагог был направлен преподавателем в Саратовскую область в город Аркадак, что расположился на берегу Хопра. Сергей преподавал в средней школе изобразительное искусство, черчение и труд. Таким образом, уже перед тем как уйти на армейскую службу, Сергей Скиданенко обладал внушительной личной географией путешествий. Вскоре к этому багажу ему предстояло присоединить опасные пространства раскалённых афганских ущелий.

Работая в доме культуры художником оформителем, Сергей Васильевич принес своим искусством много пользы труппе самодеятельного театра комедии под руководством Геннадия Мухина, в качестве художника по декорациям. Молодой Художник познакомился с людьми, чей жизненный путь был значителен и полезен для города. Таким человеком, безусловно, был  директор дома культуры Юрий Павлович Захаров. Таким человеком для города со временем станет и он сам, Сергей Васильевич Скиданенко, замечательный художник и поэт.
Особенное место в памяти, увы, теперь только в памяти художника, занимают воспоминания о Галямине Александре Анатольевиче. В 1985-м году, Сергей Васильевич заменяет  Галямина на посту директора Художественной школы и работает на этой должности вплоть до 1990-го года.
В ранге директора Художественной школы, Скиданенко дважды побывал в Норвегии в городе Гильдескон в составе делегации от жителей Лодейного Поля по программе городов побратимов. Там, в скандинавской школе художник проводил мастер класс с местными юными художниками и их родителями.


Когда в момент боя, Сергей очнулся контуженный, со сломанными рёбрами на уступе ущелья, не было в нем ни страха ни отчаяния. Вместо этого вспомнился Термес и холодные бараки ремонтного батальона, вспомнился Теплый Стан под Кабулом, где их колонна была атакована и убит комбат майор Марченко. Этот майор… Он в особенности врезался в память, поскольку, когда стальное пузо мощного АН 22 пролетело над заснеженным хребтом горной цепи и машина приземлилась на летном поле Баграма, именно Сергея подозвал офицер из штаба с вопросом не их ли это комбат… Под распахнутым брезентом лежал их майор с пистолетом в мёртвой руке. Скоба оружия была перекошена, в стволе заклинило последний патрон, однако вряд ли он спас бы тогда комбата от роты афганцев автоматчиков…Что бы было с ними тогда, с зелёными пацанами первогодками, если бы не майор!?
Наконец Сергея обнаружили товарищи  и выволокли из ущелья наверх.
Рядовой Скиданенко исколесил на той войне множество троп, поскольку, хорошо зная картографию, ходил проводником с разведкой и подбирал места для засад на противника.
Ангел хранил его от гибели. Перед демобилизацией произошёл ещё один серьёзный эпизод, когда смерть настойчиво к нему постучалась. Колонна БТР-ов была атакована на марше и,  то ли мина,  то ли вражеский снаряд, ударил по броне за которой находился Сергей. Чудо заключалось в том, что произошёл рикошет. Снаряд шёл под углом и отскочил от брони не разорвавшись. Повезло…если не учитывать того, что длительное время Сергей ничего не слышал, а из ушей сочилась сукровица…Повезло! Повезло, если не считать тех пневмоний от снов на ледниках, ран и переломов костей… Повезло! Человек остался жив!
Когда в 1980-м году солдат Сергей Скиданенко повесил бушлат в отчем доме, казалось ничего, кроме худобы и чугунного загара не выдавало в нём человека прошедшего войну. Ситуация разрешилась быстро, когда отец с братом стали еженощно вытаскивать Сергея из-под кровати, а тот всё пытался отыскать свой автомат…
Тогда отец не стал переносить надежд на медиков и лично отвёл сына в подвал. Он разложил перину на буртах с картошкой и поставил возле постели бутыли с наливками:
-Это абрикосовая, сынок, это сливовка, а то из яблочек из штрифеля! Выбирай любую и приходи в себя.
Он надел на сына валенки, ватник, ушанку и укрыл одеялом.
Через несколько дней Сергей вышел из подвала. Война отступила. Точнее сказать, воспоминания о ней удалось заглушить. Отец, человек, повидавший в свое время людей, приходивших с той, страшной войны с фашистами, принял совершенно правильное и своевременное решение и спас сына.
Уже вскоре после этого Сергей устроился художником оформителем на белгородский витаминный комбинат имени пятидесятилетия комсомола.
Затем был год работы художником декоратором в кукольном белгородском  театре. После театра последовала неудачная  попытка устроиться в Москве, после которой Сергей, оказавшись в Ленинграде, стал работать над оформлением станций метрополтена. Именно из этих подземных пространств путеводная звезда вывела нашего героя и привела к Свирским берегам.

Мы сидим в театральном кафе. Воздух над столиком сгустился и налился электричеством. Это от воспоминаний, от боли  утрат, бессмысленных обид и откровенного человеческого равнодушия к чужой боли.
Наверняка обладая всем списком необходимых для немедленной инвалидности параметров, Сергей Васильевич до сих пор мотается по госпиталям за свой счёт и не имеет ни пенсии по инвалидности, ни поддержки со стороны однополчан ветеранов, ни элементарного человеческого сочувствия. Я недавно живу в лодейнопольском районе, но фамилию Скиданенко узнал сразу, по приезду, как и картины его кисти, повсюду встречаемые в городе. Стоит заметить, что не только в Лодейном Поле, но и за его пределами, в том числе и в музеях Европы можно встретить картины мастера.
 В случае Сергея Васильевича Скиданенко, баланс между обществом и человеком сильно смещён в пользу общества, во благо которого человек воевал, трудился и творил, и до той поры, пока оно не ответит достойно перед такими людьми по неоплаченным счетам, в нём не уютно будет жить и тем, кто счастливо избежал горькой участи ветерана афганца…..


Рецензии