Царские строгости-милости. Николай II и Ленин

                Конец ХIХ века

   В январе 1897 года Императору Всероссийскому Николаю II полиция сообщила, что заключённый в Шлиссельбургскую тюрьму революционер Владимир Ульянов и в тюрьме пишет листовки, призывающие к свержению царского самодержавия. 

   Николай II распорядился выслать Владимира Ульянова в восточную Сибирь. И Владимир Ульянов был выслан в Сибирь - «административным порядком (без суда) на три года под гласный надзор полиции».  Подальше от столицы.  Местом ссылки было назначено село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии.  Поскольку, согласно Положения о полицейском надзоре, ссыльному запрещалось работать по профессии, зарабатывать себе на жизнь, Владимиру Ульянову было назначено «казенное пособие в размере 8 рублей в месяц».

   Даже не верится, что Николай II, которого в советской литературе называли «кровавый Николай», мог способствовать комфортной жизни для своего врага, который  открыто призывал к свержению его, Николая.  А ведь так и было.  Вот посмотрите.  Приехав в Шушенское, Владимир Ульянов поселился в доме  зажиточного крестьянина А.Д. Зырянова.

   Как вспоминает Надежда Константиновна Крупская, которая позже приехала в Шушенское и там стала женой Владимира Ульянова: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная.  Например, Владимир Ильич на своё жалованье – восьмирублёвое пособие – имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья…».   Получается, что за борцом с эксплуатацией ухаживали, как за барином.  Правда, он и был барином со дня рождения, он родился и жил далеко не в бедной дворянской семье.

    И далее у Н. К. Крупской: «Правда, обед был простоват  - одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю.  Но молока и шанежек было вдоволь».  Ничего себе - тяжеловато приходилось переживать ссылку в Сибири будущему вождю  мирового  пролетариата!   Как говорят:  «Где они теперь, те бараны?»

   "Ленин в ссылке приобрёл столь упитанный вид, что приехавшая в Шушенское в мае 1898 года вместе с Крупской её мать, увидев его, не могла воздержаться от возгласа: «Эк вас разнесло!». «Он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере», — сообщала Крупская Марии Александровне Ульяновой в письме от 22 мая 1898 года. Пожив немного в Шушенском, она сама должна была откровенно признать, что их ссылка действительно одно только удовольствие. «Вообще теперешняя наша жизнь напоминает «форменную» дачную жизнь, только хозяйства своего нет. Ну, да кормят нас хорошо, молоком поят вволю, и все мы тут процветаем. Я ещё не привыкла к теперешнему здоровому виду Володи, в Питере-то я его привыкла видеть всегда в довольно прихварывающем состоянии» (письмо от 26 июня 1898 года)"

   Бараны и котлеты с добавлением горы картофеля, огурцов, кислой капусты, свёклы, а в качестве десерта сибирских ватрушек, очевидно, шли Ленину впрок. О минеральной воде, прописанной для его желудка швейцарским доктором, "я и думать забыл и надеюсь, что скоро забуду и её название" (письмо матери от 20 июня 1897 года). А четыре месяца спустя в письме к матери он добавляет: "Здесь тоже все нашли, что я растолстел за лето, загорел и высмотрю совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!"

      Окончание - http://www.proza.ru/2015/08/31/1777

     31.08.2015 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.