Лизонька

                Тридцать первое августа… Пока мои бывшие коллеги сидят на педсовете,  стирая с лица беспечные летние  улыбки и примеривая забытые, но  привычные  взгляды  озабоченности и ответственности, я перебираю свои   учительские  архивы.  Уже два года не работаю, можно выбрасывать все бумаги… Но сразу-то  все выбрасывать рука не поднимается.  Кое-что опять оставляю.  Какие-то, на мой взгляд, особенно удачные  конспекты уроков,  трогательные стихи и  рисунки детей, записки, черновики, поздравления…  С каждым годом количество  «спецхрана»   уменьшается, тают  «бумажные» залежи –  «электронные»   их всё равно уже давно потеснили. А вот это письмо  Лизы Калининой    буду  хранить...
          Перед последней  школьной линейкой  по традиции в  нашей  школе  ученики  пишут  письма учителям… Девятиклассница Лизонька,  соблюдая красную строку,   без единой орфографической и пунктуационной  ошибки, ровным и красивым каллиграфическим почерком  ученицы-отличницы,   написала мне:
                «Уважаемая  Валентина Витальевна! 
            Не каждый решится написать  учителю русского языка, но я не могу не написать, потому что очень уважаю и люблю Вас.
            Хочу выразить свою благодарность Вам за Ваш неоценимый труд, любовь к своей работе, к нам; за то, что Вы вкладываете свою душу в нас, хотя  мы  этого ещё не ценим. Однако я уверена,  что когда-нибудь мы поймём, что не зря делали домашнее задание по русскому языку и литературе и оценим по достоинству Ваш труд.
           Благодарю Вас заранее, так как в будущем может и не предоставиться такой  возможности.
           P. S. Огромное Вам спасибо! Я очень горжусь тем, что именно Вы учили меня на протяжении пяти лет.    21. 05. 1913г.»
            Вот такое  было письмо-благодарность от  девятиклассницы. Ни одной буквы, ни одной  запятой я не изменила.  Трудный  случай с паронимами «представиться-предоставиться» оставляю тоже как есть. И   теперь, спустя два года, когда Лиза уже закончила одиннадцатый класс и  стала студенткой Мурманского  педагогического университета,    я  тоже  хочу  ей  сказать  спасибо за то,  что она    была  моей  ученицей.
            Учить детей, оказывается,  очень просто…  Просто их надо любить.
            Два года  я  уже  на пенсии. Возраст как будто ещё по состоянию  души «рабочий», но со школой пришлось расстаться. Когда уходила в творческий отпуск после 33 лет педагогического стажа,  надеялась вернуться  и  Лизин класс доучить до выпуска.  Не пришлось. Причины  бывают  уважительные и не очень,  но   это причины, с ними надо считаться.
            … Многие мои коллеги  замечали,  что пришедшие после начальной  школы пятиклассники   очень часто всем коллективом отражают  характер своей первой  учительницы. У младших школьников   обычно «подражательные способности» ещё  не угасли,  поэтому  за четыре года в руках одной  учительницы  из  них можно вылепить коллектив, весьма похожий на  самого   педагога. У  шумного и  энергичного педагога и дети  будут  заводными и шустрыми, у тихого и спокойного и ученики  каким-то образом получаются рассудительными и уравновешенными. Класс Елены Ивановны Латухиной  меня сразу очаровал.  Это были весёлые и спокойные дети,  их  любознательные  глаза включались в работу  моментально, лишь  только   учитель  заходил к ним в класс. Работать  с ребятами  было не просто удовольствие – величайший кайф!  Хотелось учить и играть, душа пела, уроки проходили так  быстро,  что звонок с урока вызывал  зачастую только  сожаление: как? уже?  неужели?  Встречая Елену Ивановну,  не раз благодарила её: «Спасибо Вам! Какой замечательный класс у Вас получился!»
               Учитывая,  что  в пятом классе русский  язык   – предмет ежедневный, шесть раз в неделю, а ещё  три урока литературы,  то  можно понять, как  я привязалась к пятиклассникам, ежедневно проводя с ними   один или два урока.  Лиза, Гриша, Владик, Коля, Маша, Насти…  Собственно говоря,  получается  список  всего класса –  всех не перечислить, но  каждому из них   хотелось   улыбаться и говорить комплименты. Все «вэшки» были просто по-настоящему  пушистыми зайчиками. Даже  бесконечно чем-то недовольный Серёжка  был лапочкой, хоть    часто сидел на уроке,   дуясь на кого-то  и ворча себе под нос.
              А вот  Лиза  была просто ангелом! Так бывает. Она  излучала свет  и радость. Это я увидела  в первый же день,  как только стала вести уроки в  пятом классе. Явно  выраженные гуманитарные  способности   я  тоже  заметила сразу. При  этом Лизонька никогда не тянула руку, никогда не  просилась отвечать сама,  была застенчивой и скромной,   смущалась,  когда к ней  обращались,  но в любую минуту она знала правильный ответ. В её  тетрадках   всё было аккуратно, чётко, правильно и красиво. 
              Любой  учитель по глазам улыбающегося ребёнка  может  легко определить   отношение к себе:  это искренняя любовь или искренний подхалимаж.  Заглядывая в Лизины  глазки,  я подпитывалась  энергией  тепла  и   любви.  И отдавала это тепло  всем   её одноклассникам,   никого  особенно не выделяя,    ровно и спокойно   строя  дружелюбные отношения  со всеми. Но смотрела на Лизу –  и  так  часто вспоминала  собственное детство… Чем-то неуловимо  эта темноволосая   Лизаветочка   из  двадцать   первого века была  похожа  на  светловолосую Валентинку  из  семидесятых годов  двадцатого века.  На ту влюблённую в книги  девочку  из прошлого века, которая     выросла  и стала    преподавать русский язык и литературу...
             Когда дети перешли в шестой класс,  начались «перетасовки», классы делили,  соединяли,  переводили учеников  из класса в класс, «вэшки» уже  стали «ашками»,  менялись,  потом  начали испытывать   сложности «переходного возраста», но одно оставалось  неизменным: Лизино отношение к  учёбе  и  ко  мне.
              Я очень любила Лизины  сочинения и изложения. Она никогда не страдала  многословием,  всегда  кратко и чётко  давала оценку  любому  явлению,  любому герою,  любому событию.
              Теряя иногда на уроке  внимание,  когда  кто-то отвлекал меня от упражнения  шалостью или  шушуканьем,  я   спрашивала   именно  Лизу:  знала  точно,  что она  всегда ответит правильно! С благодарностью потом смотрела на свою палочку-выручалочку. Лиза никогда меня не подводила.  Порученные  ей  задания  она  выполняла всегда на «отлично»,   но дело ведь вовсе не в этом. Если есть   Ангелы-Хранители у человека, то тем более есть они и  у  каждого учителя. Я знаю,  что мой школьный Ангел-Хранитель  был  очень похож на Лизоньку.  Пусть ей   в новой  студенческой жизни  будет  легко и интересно,  пусть новые  впечатления  и новые  люди заполнят до краёв  её   жизнь,   а  я  тоже  буду вспоминать  её  и  гордиться тем,  что  ОНА БЫЛА  МОЕЙ  УЧЕНИЦЕЙ…
              Лизонька, спасибо тебе, я  именно для  тебя написала   сегодня, 31 августа 2015 года, в последний день лета,  это  маленькое сочинение…   Сочинение  твоей  бывшей  учительницы по русскому  языку и литературе, 
БЛАГОДАРНОЙ ТЕБЕ   ЗА  СЧАСТЬЕ  БЫТЬ ТВОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ…


На фото: Лизонька.


Рецензии
Каким же надо быть Ясным, Светлым человеком, чтобы вот так - взять и написать письмо своему Ангелочку, который, сам того не ведая, вдыхал в своего Учителя силы, радость и желание открывать свою душу... Валечка, благодарность твоей ученицы Лизоньки такая естественная, как поцелуй собственного ребёнка. Это дорогого стоит. И это - неоценимый результат того, что ты давала своим ученикам.
Частичка Тебя в Лизоньке останется на всю жизнь, как и в нас остались наши любимые учителя.

Людмила Козлова 3   03.09.2015 21:38     Заявить о нарушении
Людочка, до слёз... В моей душе многие ученики остались, невозможно, конечно, написать обо всех... А Лизонька действительно, сама того не зная, помогала мне - пониманием и добротой...
Спасибо тебе!

Валентина Яроцкая   03.09.2015 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.