Лизонька
Перед последней школьной линейкой по традиции в нашей школе ученики пишут письма учителям… Девятиклассница Лизонька, соблюдая красную строку, без единой орфографической и пунктуационной ошибки, ровным и красивым каллиграфическим почерком ученицы-отличницы, написала мне:
«Уважаемая Валентина Витальевна!
Не каждый решится написать учителю русского языка, но я не могу не написать, потому что очень уважаю и люблю Вас.
Хочу выразить свою благодарность Вам за Ваш неоценимый труд, любовь к своей работе, к нам; за то, что Вы вкладываете свою душу в нас, хотя мы этого ещё не ценим. Однако я уверена, что когда-нибудь мы поймём, что не зря делали домашнее задание по русскому языку и литературе и оценим по достоинству Ваш труд.
Благодарю Вас заранее, так как в будущем может и не предоставиться такой возможности.
P. S. Огромное Вам спасибо! Я очень горжусь тем, что именно Вы учили меня на протяжении пяти лет. 21. 05. 1913г.»
Вот такое было письмо-благодарность от девятиклассницы. Ни одной буквы, ни одной запятой я не изменила. Трудный случай с паронимами «представиться-предоставиться» оставляю тоже как есть. И теперь, спустя два года, когда Лиза уже закончила одиннадцатый класс и стала студенткой Мурманского педагогического университета, я тоже хочу ей сказать спасибо за то, что она была моей ученицей.
Учить детей, оказывается, очень просто… Просто их надо любить.
Два года я уже на пенсии. Возраст как будто ещё по состоянию души «рабочий», но со школой пришлось расстаться. Когда уходила в творческий отпуск после 33 лет педагогического стажа, надеялась вернуться и Лизин класс доучить до выпуска. Не пришлось. Причины бывают уважительные и не очень, но это причины, с ними надо считаться.
… Многие мои коллеги замечали, что пришедшие после начальной школы пятиклассники очень часто всем коллективом отражают характер своей первой учительницы. У младших школьников обычно «подражательные способности» ещё не угасли, поэтому за четыре года в руках одной учительницы из них можно вылепить коллектив, весьма похожий на самого педагога. У шумного и энергичного педагога и дети будут заводными и шустрыми, у тихого и спокойного и ученики каким-то образом получаются рассудительными и уравновешенными. Класс Елены Ивановны Латухиной меня сразу очаровал. Это были весёлые и спокойные дети, их любознательные глаза включались в работу моментально, лишь только учитель заходил к ним в класс. Работать с ребятами было не просто удовольствие – величайший кайф! Хотелось учить и играть, душа пела, уроки проходили так быстро, что звонок с урока вызывал зачастую только сожаление: как? уже? неужели? Встречая Елену Ивановну, не раз благодарила её: «Спасибо Вам! Какой замечательный класс у Вас получился!»
Учитывая, что в пятом классе русский язык – предмет ежедневный, шесть раз в неделю, а ещё три урока литературы, то можно понять, как я привязалась к пятиклассникам, ежедневно проводя с ними один или два урока. Лиза, Гриша, Владик, Коля, Маша, Насти… Собственно говоря, получается список всего класса – всех не перечислить, но каждому из них хотелось улыбаться и говорить комплименты. Все «вэшки» были просто по-настоящему пушистыми зайчиками. Даже бесконечно чем-то недовольный Серёжка был лапочкой, хоть часто сидел на уроке, дуясь на кого-то и ворча себе под нос.
А вот Лиза была просто ангелом! Так бывает. Она излучала свет и радость. Это я увидела в первый же день, как только стала вести уроки в пятом классе. Явно выраженные гуманитарные способности я тоже заметила сразу. При этом Лизонька никогда не тянула руку, никогда не просилась отвечать сама, была застенчивой и скромной, смущалась, когда к ней обращались, но в любую минуту она знала правильный ответ. В её тетрадках всё было аккуратно, чётко, правильно и красиво.
Любой учитель по глазам улыбающегося ребёнка может легко определить отношение к себе: это искренняя любовь или искренний подхалимаж. Заглядывая в Лизины глазки, я подпитывалась энергией тепла и любви. И отдавала это тепло всем её одноклассникам, никого особенно не выделяя, ровно и спокойно строя дружелюбные отношения со всеми. Но смотрела на Лизу – и так часто вспоминала собственное детство… Чем-то неуловимо эта темноволосая Лизаветочка из двадцать первого века была похожа на светловолосую Валентинку из семидесятых годов двадцатого века. На ту влюблённую в книги девочку из прошлого века, которая выросла и стала преподавать русский язык и литературу...
Когда дети перешли в шестой класс, начались «перетасовки», классы делили, соединяли, переводили учеников из класса в класс, «вэшки» уже стали «ашками», менялись, потом начали испытывать сложности «переходного возраста», но одно оставалось неизменным: Лизино отношение к учёбе и ко мне.
Я очень любила Лизины сочинения и изложения. Она никогда не страдала многословием, всегда кратко и чётко давала оценку любому явлению, любому герою, любому событию.
Теряя иногда на уроке внимание, когда кто-то отвлекал меня от упражнения шалостью или шушуканьем, я спрашивала именно Лизу: знала точно, что она всегда ответит правильно! С благодарностью потом смотрела на свою палочку-выручалочку. Лиза никогда меня не подводила. Порученные ей задания она выполняла всегда на «отлично», но дело ведь вовсе не в этом. Если есть Ангелы-Хранители у человека, то тем более есть они и у каждого учителя. Я знаю, что мой школьный Ангел-Хранитель был очень похож на Лизоньку. Пусть ей в новой студенческой жизни будет легко и интересно, пусть новые впечатления и новые люди заполнят до краёв её жизнь, а я тоже буду вспоминать её и гордиться тем, что ОНА БЫЛА МОЕЙ УЧЕНИЦЕЙ…
Лизонька, спасибо тебе, я именно для тебя написала сегодня, 31 августа 2015 года, в последний день лета, это маленькое сочинение… Сочинение твоей бывшей учительницы по русскому языку и литературе,
БЛАГОДАРНОЙ ТЕБЕ ЗА СЧАСТЬЕ БЫТЬ ТВОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ…
На фото: Лизонька.
Свидетельство о публикации №215083101762
Частичка Тебя в Лизоньке останется на всю жизнь, как и в нас остались наши любимые учителя.
Людмила Козлова 3 03.09.2015 21:38 Заявить о нарушении
Спасибо тебе!
Валентина Яроцкая 03.09.2015 21:48 Заявить о нарушении