Глава 7-я. Перевод в группу Главного инженера

     В начале марта произошло событие, круто изменившее мои обязанности и вернувшее меня к моей специальности. В феврале1961 года в бригаду прибыло много офицеров, заполнивших вакантные должности в штабе бригады и в дивизионах.  В том числе, командир бригады полковник Николай Иванович Коноваленко, боевой офицер, прошедший с первого до последнего дня войны на передовой, награждённый шестью боевыми орденами и несколькими медалями.

     Прибыл на должность Главного инженера бригады инженер-полковник Изя Давидович Полоцкий. Также боевой офицер, награждённый четырьмя боевыми орденами и несколькими медалями. Полковник Полоцкий уже имел опыт работы с зенитно-ракетными системами. До этого он служил в Московском Военном Округе ПВО в одной из частей зенитно-ракетных войск. 

      На должность секретаря партийной организации  бригады прибыл майор Владимир Григорьевич Ривкевич. Кроме командного состава, в бригаде появилось более трёх десятков офицеров.  Их  направили на различные должности в дивизионы. Значительная часть из них, попала под сокращение во флоте, авиации и других родах войск. Особенно страдали морально бывшие моряки, которых направили на службу в пески пустыни Каракумы и обязали заменить морскую форму одежды на общевойсковую.

     Многие из них стали писать письма Главкому ВМС адмиралу Советского союза Горшкову С.Г., с просьбой принять их по личному вопросу. Им назначали дату приёма. Бывшие моряки оформляли отпуск и ехали в Москву на приём к Главкому ВМС. Там они просили перевести их на любой флот, в любую часть,  на любой корабль.  Адмирал Горшков удовлетворял просьбу всех просителей, имеющих звание офицеров Флота, т.е. от  капитан-лейтенантов и выше. Вот такие события разворачивались в новой бригаде  ЗРВ.

     Уверен, что подобное происходило не только в нашей части. Вновь прибывшие офицеры, в своём большинстве, опыта и знаний вооружения комплекса С-75 не имели. Им необходимо было осваивать новую для них технику. Более того, они считали себя обманутыми, попав на службу в дивизионы, расположенные в песках Каракума и степей Кизылкума. К службе поначалу относились спустя рукава. В случаях возникновения проблем с техникой, сразу вызывали офицеров, входивших в состав группы Главного инженера бригады.

     К этому времени  группа была  укомплектована специалистами кабин управления,  приёмо-передающих кабин ракетного комплекса, и стартового оборудования. А вот специалиста, знающего станцию разведки и указания целей  (СРЦ), функции которой выполняла  РЛС (радиолокационная станция) П-12 «Енисей» в группе Главного инженера не было. Техника прибыла, была доставлена в дивизионы, а специалистов, знающих эту технику, в дивизионах не было. В это время происходила реорганизация Ташкентского корпуса ПВО, получившего 100 ракетных дивизионов комплексов С-75, такое же количество радиолокационных станций. Создавались новые бригады и полки, которые объединялись в дивизии ПВО. Так в городе Мары была создана дивизия ПВО, в которую вошли полк истребительной авиации, бригады РТВ и ЗРВ. В эту дивизию входила и бригада ЗРВ, расположенная  в  Чарджоу.

     Естественно, что Главный инженер бригады, столкнувшись с проблемами на РЛС  П-12. и отсутствием специалиста по этой технике, стал звонить в Мары в дивизию с просьбой прислать необходимого специалиста.

     Утром 3 марта 1961 года в пятницу, выхожу на службу и встречаю в штабе бригады нашего выпускника, но с другого факультета, инженер-лейтенанта Володю Плёнкина. Володя выделялся из всего нашего выпуска своим ростом и весом. Имея рост около 150  сантиметров и вес около 48  килограмм, он успешно занимался боксом, выступая в наилегчайшей весовой категории. Мы были с ним знакомы по занятиям спортом, каждый в своём виде,  и успешными выступлениями за сборную училища на первенствах Киевского гарнизона  и округа.

     Увидев меня, Володя обрадовался, заулыбался. Мы обнялись. Я  спросил:

     - Володя, ты откуда взялся. Тебя же распределили после окончания КВИРТУ не в Среднюю Азию?

     - Да, два с лишним года я служил в полку ЗРВ в Куйбышеве. Занимался координатной системой. В феврале перевели в Мары в дивизию ПВО, - ответил Плёнкин.

     - Я же только в январе уехал из Мары, - говорю, - служил там год начальником КРАС (Контрольно-Ремонтной Автомобильной Станции).

     - Офицеры из бригады РТВ, когда узнали, что я закончил КВИРТУ, -  продолжал Владимир, - рассказывали о тебе.

     - Что, плохо отзывались? – спросил.

     - Да, нет. Как раз отзывались хорошо.
Затем, Плёнкин меня спросил:

     - Ты когда-нибудь настраивал РЛС П-12?

     - Никогда, - отвечаю,- но я писал по этой РЛС диплом на заводе в Горьком. В Марыйском же полку с РЛС метрового и дециметрового диапазона, чем только не занимался.

     - Так давай поедем в дивизион и попробуем разобраться, - предлагает Владимир.

     - Чего там разбираться, - отвечаю, - На станции есть документация. Она очень доходчиво написана. С помощью инструкции по эксплуатации всё элементарно можно сделать.

     - Так поехали вместе в дивизион и настроем там РЛС, - предлагает Плёнкин.

     - Э. нет, - отвечаю, - У меня есть свои обязанности. Если мой начальник мне даст такую команду, я поеду с тобой и всё сделаю.

     - А кому ты подчиняешься? – спрашивает Плёнкин.

     - Я временно нахожусь в распоряжении начальника штаба бригады майора Ревы, - отвечаю.

     Владимир сказал:
     - Стой здесь, - развернулся и бегом направился в штаб.

     Через  несколько минут меня пригласили к начальнику штаба. Когда зашёл в кабинет, майор Рева встретил меня вопросом:

     - Так Вы что специалист по радиолокационным станциям?

     - Не только, - ответил, улыбаясь, - уже и по строительству.

     Майор улыбнулся и произнёс:
     - Вот это я уже знаю, - и добавил, - езжайте с лейтенантом  в дивизион и помогите ему настроить РЛС.

     - Кто кому будет помогать? – спросил.

     - На месте разберётесь, - сказал майор и взял трубку телефона, давая понять, что разговор окончен.

     Вместе с офицерами дивизиона, на автомашине ЗИЛ-157, крытой брезентом, мы поехали в дивизион по колее, проложенной автомашинами по сыпучим пескам  в барханах. Колея шла то вверх, то вниз через наметённые  ветром барханы. В кузове машины было ощущение, что мы плывём на небольшом катере в шторм, и катер бросают волны. Один из офицеров сказал:

     - Никакая другая автомашина, кроме ЗИЛ-157 здесь проехать не может, просто увязнет в песках. За дивизионом закреплён автобус, но он здесь  не проедет. Поэтому, ездим на этом  грузовике.

     Минут через 30  прибыли в дивизион. На станции уже находился молодой техник-лейтенант Владимир Воронин. Он только в прошлом году окончил училище  и был переведён в нашу бригаду из Бакинского округа ПВО. Там он служил в РТВ на РЛС П-10. Для него эта техника была новая, незнакомая.

     Войдя в кабину, познакомились. Володя рассказал, что необходимо настроить приёмник станции и привязать станцию к азимуту. Столбик для генератора сигналов он врыл, а что и как делать дальше не знает.

     Я попросил дать Инструкцию по эксплуатации. По штатной  Инструкции настроили каналы приёмного устройства. Затем, с помощью теодолита определили азимут врытого на некотором расстоянии деревянного столбика относительно РЛС. Внесли эти значения в формуляр станции. После выполнения этих предварительных работ поставили на площадку столбика Генератор сигналов (Гетеродин). Включив Гетеродин  и вращение антенны станции. обнаружили отметку Гетеродина на экране индикатора кругового обзора. Затем,  установили эту отметку на угол, записанный в формуляр станции, измеренный теодолитом. К 14 часам станция была настроена, но ехать в штаб  было нечем. Офицеров дивизиона должны были отвозить после 19-00.  Пришлось нам ждать обратного рейса, автомашины ЗИЛ-157,  так легко покоряющей пески пустыни Каракум.

     Приехав вечером в штаб, пошли к майору Реве доложить о выполнении работ  в дивизионе. После доклада Плёнкин сказал:

     - Зачем Вы просите помощь в дивизии, когда у Вас есть свой специалист по этой технике?

     Выслушав лейтенанта, майор снял трубку коммутатора, нажал кнопку и произнёс:
     - Изя Давидович, зайдите ко мне на минуту.

     Когда в кабинет вошёл Главный инженер бригады, майор Рева ему сказал:
     - Зачем Вы вызываете специалиста из штаба дивизии, когда у нас есть свой специалист?

     Полковник Полоцкий удивлённо спросил:
     - Кто у нас специалист по  РЛС  П-12?

     - Вот инженер-лейтенант, - ответил майор и назвал мою фамилию.

     После того, как полковник расспросил меня, где служил и в каком качестве, он сказал майору:
     - Переведите приказом  инженер-лейтенанта в мою группу с завтрашнего дня, - и уже, обращаясь ко мне, добавил, - а вы зайдите утром ко мне, мы побеседуем с вами подробнее.

     Так с 4 марта, в субботу, был переведён приказом по войсковой части в группу эксплуатации Главного инженера бригады.  Судьба  вернула меня к выполнению знакомых обязанностей – обслуживанию и ремонту РЛС П-12, находящихся на вооружении ракетных дивизионов бригады ЗРВ.

                Александр Зубков.   


Рецензии
Могу подтвердить, что действительно бывшим морякам было морально несладко.
Мой папа после окончания Рижского училища береговой артиллерии служил на Балтике,командовал железнодорожным транспортером с противокорабельным орудием большого калибра, который состоял из нескольких платформ и передвигался по Куршской косе, обеспечивая оборону от кораблей противника. После сокращения флота в 1960 г., его после переподготовки направили служить в Чарджоу в описываемую Вами в/ч 97620. Помнится особенно переживал, что пришлось распростится с морской формой (хотя офицерский кортик он так и не сдал), которую мама постепенно продала (деньги то всегда нужны)на барахолке в Чарджоу. Правда эта привязанность к морю сказалась в том, что на всех фотографиях моего туркменского детства я в бескозырке или в тельняшке - что называется относил за папу :-)
Надо сказать, что папа впоследствии закончил АРТА и достойно и интересно служил, награжден орденом...я им очень горжусь!
Александр, большое Вас спасибо за Ваши мемуары!
Вы не представляете насколько они интересны и важны. Написано очень строго и в то же время образно. Помнится когда я ездил к папе на точку в Кара-Кумы (а он после Чарджоу служил в дивизионе под Безмеином), правда это был грузовой Уазик было то же непередаваемое ощущение, что плывем на катере.
Спасибо Вам за Ваш труд, за память о сослуживцах, за то что вернули меня в детские воспоминания!

Вадим Паняшкин

Вадим Паняшкин   22.08.2017 12:06     Заявить о нарушении
Дорогой Вадим! Я периодически вижу Вас на моих страницах. Спасибо, что Вы проявляете интерес к моему скромному творчеству. Теперь мне понятен Ваш интерес. Оказывается мы с Вашим папой одновременно служили в этой части. Мне с женой тоже пришлось поначалу жить в частном секторе во времянке 10 месяцев до получения квартиры в 1-м домике. В этом доме все четыре квартиры были переданы офицерам, которые входили в группу Главного инженера. Полковник Полоцкий жил во 2-м доме, расположенном напротив первого. Похоже, что мы с семьёй Вашего папы жили рядом. К сожалению, фамилии Вашего папы я не помню. Хотя, в лицо мы друг друга могли знать, т.к. три раза в неделю по утрам у нас был час физкультуры и мы играли в ручной мяч, или футбол. Но большее время моей службы мне приходилось находиться в дивизионах вместе с коллегами из инженерно-ракетной службе. Мы в дивизионах занимались настройкой и ремонтом техники, помощью в освоении её офоцерам дивизионов. По службе у Полоцкого ко мне не было претензий, но было обстоятельство, которое его выводило из себя. Занимаясь пулевой стрельбой, ещё в Киеве во время учёбы в КВИРТУ я входил в сборную команду КВО. Приехав в Туркво на первом же состязании на первонство Округа выиграл одно упражнение и в двух занял призовые места. По этим результатам меня включили в сборную Округа и Армии ПВО. Каждую весну, в начале марта из штаба Ташкенской Армии ПВО телеграммой меня вызывали на сборы и состязания, которые следовали одно за другим до конца сентября (первенство Армии ПВО, первенство ТуркВО, первенство Вооруженных сил и войск ПВО страны). Одним словом, состязания и сборы следовали непрерывно друг за другом. Тем более, что командующий Армией ПВО генерал-лейтенант Ю.В. Вотинцев любил повторять:"Академии нам инженеров готовят, а вот мастеров спорта - нет!" Он во всём стремился быть первым. В итоге, осенью 1963 года, приказом командующего меня перевели в штаб Армии в инженерно-ракетную службу, которая подчинялась Главному Инженеру ЗРВ армии ПВО. В 1965 году я сильно простудился и с ангиной оказался в Ташкенском госпитале. Ангина дала серьёзное осложнение на почки и мне предложили комиссоваться. Так я оказался на гражданке, вернулся в Куйбышев и начал работать на заводе космической техники "ПРОГРЕСС". На заводе я работал 10 лет, нередко бывал на пусках спутников Земли и космических кораблей. Шесть лет находился с семьёй в непрерывной командировке на Байконуре, принимая участие в работах по програме доставки космонавтов на Луну. К сожалению, эта программа из-за неудачных пусков первой ступени ракеты была закрыта в июле 1965 года. Этот период жизни дал мне огромный материал, который было бы интересно опубликовать. Пока никак до этой темы не доберусь. В 1975 году я с семьёй переехал в Киев, где работал в Проектном институте Минэнерго СССР. С 1995 года на пенсии и стараюсь находить время для написания увиденного и пережитого. Вадим, если Ваш папа жив, передавайте ему мой привет и пожелание здоровья. Если Вы захотите со мною пообщаться, можете написать мне на мой
E-mail: zaleks55@ukr.net. Я готов ответить Вам на любые вопросы. С уважением,

Александр Зубков 2   23.08.2017 20:44   Заявить о нарушении
К сожалению, эта программа из-за неудачных пусков первой ступени ракеты была закрыта в июле 1974 года. Прошу извинить за допущенную неточность.

Александр Зубков 2   23.08.2017 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.