Печник

     В 80-х годах, нас направили в один подшефный совхоз, в помощь по уборки урожая. Всех поселили в школу, по разным классам. Это было весёлое время. Утром следующего дня, к нам пришёл директор совхоза вместе с бригадиром, и начали нас распределять по участкам. В это время к нам подошёл один старик и напомнил директору, что он обещал, дать ему в помощь двух человек. На что тот ответил: «Выбирай, кого захочешь». Старик посмотрел в нашу сторону и указал на меня с товарищем. Как потом оказалось, в совхозе строили новые дома для рабочих этого совхоза. Дома были почти готовы, но в них ещё не было печей, и этот старик был печником, которого пригласили, сложить печи в новых домах. Этот старик был высокого роста, худощавый, особенно запомнились его руки. Они были все в глубоких морщинах, по-видимому, от постоянной работы с глиной. В этот день мы отправились на объект. Печник сразу объяснил нам, в чём будет заключаться наша работа, а она состояла в следующем. Нам с приятелем, нужно было замешивать глину и подавать её печнику вместе с кирпичами. Проще сказать, нас взяли подсобными рабочими к печнику.
     В первый день, печник, просто показывал нам какое нужно брать количество глины, а какое количества песка, при замесе раствора. Куда и сколько кирпича нужно было поднести и так далее. С начало у нас всё получалось не очень хорошо, но мы быстро научились делать всё, как положено. Старик был нами доволен. Ещё одним из условий у него было-то, что мы ходили кушать в совхозную столовую, а ему поесть приносили  будущие хозяева этого дома. Оказывается  печник, сразу ставил им условия, что бы вместе с едой, ему утром обязательно приносили бутылку водки. И он её, за день выпивал. Поэтому у нас каждый день начинался с хорошей работы, а после обеда работа шла ни шатко, ни валко. Даже иногда мы сами, старались ему помочь в изготовлении русской печи, но только в том случае, когда это было несложно и нужно было просто выложить очередной ряд. Конечно, хозяевам такая работа не совсем нравилась, и они постоянно торопили старика, но тот этого не любил. Время шло, и мы постепенно переходили от дома к дому, сложив очередную печь. Особенно старик гордился, после того как печь была готова, показать какая тяга в печи, при её растопке, как хорошо идёт из печной трубы дым.
     Ещё мы с товарищем заметили одну особенность, при закладке лежанки печи, печник в одни лежанки засыпал небольшие камушки, а в другие щебень с примесью песка. Нас это конечно удивляло, но на наши вопросы, старик отвечал: «Не ваше дело, так нужно. Пусть греются». Только нас в то время, это не тревожило.
     Так прошёл месяц, закончился срок нашего пребывания в подшефном совхозе. Напоследок, я всё же попросил печника, рассказать, в чём разница, что в одни лежанки закладывался щебень, а другие камушки. Старик улыбнулся своей хитрой улыбкой и ответил: «Те, кто уважал меня, будут греться на лежанке и меня хвалить, а те, кто не уважал, будут только вспоминать меня, не понимая, почему их лежанка печи, так быстро нагревается и так быстро остывает?». 
     Просто оказалось, что некоторые хозяева, видя, что печник после бутылки водки слабо работает, переставали приносить ему водку. И вправду, печи в этих домах строились намного быстрее, но оказывается с подвохом.  Старик с такими хозяевами, никогда не спорил, но в то же время и не забывал об этом. Считая, что нет водки, значит, и нет достойного уважения к старику. Вот такие они, наши старики, каждый со своим характером.


Рецензии