Из прошлого ч. 3

     Пoдaрок… После окончания ВУЗа студент в СССР должен был ОТРАБОТАТЬ затраты государства на его, студента, обучение. И вот я в деревенской школе. Не то день учителя, не то ещё какой-то праздник надвигался, но учителям ожидались подарки от учеников, и завуч среди прочего объявил в учительской, что В ПРИНЦИПЕ не берёт от школьников подарки, потому что ведь дети не работают, и это будет подношение от родителей. Присутствующие кто усмехнулся, кто мимо ушей пропустил, я же задумался и- принял это к исполнению. Сказал своим деткам в классе поделикатнее: не приму подарка, так как вы не зарабатываете пока. Искомый день наступил, захожу в свой класс, мне Галя пытается что-то вручить, я вежливо и твёрдо отказываюсь (историчка потом в учительской громко и злобно прокомментировала этот мой вызывающий поступок). Позже, в конце четверти, когда обсуждали на классном часе оценку поведения каждого, дошла очередь до Сани Мармара, и Галя, председатель совета отряда (была в школах пионерия, если кто помнит) предлагает снизить ему оценку. “За что?”- интересуюсь я. “А он деньги на подарок не сдал,”- отвечает девочка. “Что за подарок?” Галя замялась, и я всё понял (либо мальчик невзлюбил меня, либо просто мама без денег- а это сплошь и рядом было в то время, вспомните фильм «Председатель»).

     Деревенская специфика… Уроки немецкого вела в школе молодая привлекательная девушка (назову её Тося). Мы одногодки, быстро сдружились. И что? Но ведь деревня! Зарплату за возню со школьными бумагами получала жена завуча Анна Тимофеевна. Отзывает она меня как-то и дружески, с болью в голосе, доверяет мне печальную новость: Тося сеет про меня нехорошие слухи. Очевидно, я должен был обидеться, расстаться с подругой, прервать общение, найти другую, но- я пришёл к Тосе и всё рассказал. Тося улыбнулась и сообщила, что хотела идти ко мне, потому что Анна Тимофеевна её точно так же обрадовала: теперь уже я говорил всем гадости про Тосю. Да-а. Не сработало у Анны Тимофеевны!

     Пленум ЦК КПСС… Съездил летом домой, увидел интересные наборы в магазине, на восточной окраине родного города, и привёз два (Магницкого и Алямовского). Ученики из 8 класса Валя Васькова, Галя Коробейникова, Люба Максимова, Люда Сабянина провели с наборами работу и рассказали на уроках. Ну, провели и провели. Но случился какой-то пленум в верхах, там решили осчастливить советские деревни наукой: сделать в колхозах анализы почв, рассчитать количество удобрений на поля и т.д. Указ пошёл в низы: республики-области-районы. Райкомы вызвали директоров школ с требованием начать такую работу в своих школах. А наша директор возьми и скажи: “Чего начинать, когда мои ученики давно всё сделали”. Как «сделали»? Ведь указа же не было! Не знаю, как выкрутилась директор из этого, но информация покатила в верха: каждый торопился выслужиться и доложить. Не удивительно, что директору сообщили: едут радиожурналисты побеседовать. Директор сказала мне, но я был занят (готовил вступительные и почти сразу кандидатские в аспирантуру к Н.В. Тимофееву-Ресовскому). Поэтому ответил немного резковато: ни с кем беседовать не буду, ученики сами всё расскажут. Говорят- это были журналисты из «Пионерской Зорьки».         


Рецензии