Крик совы или воспоминания об Острове

На прошлой неделе первый канал показал шпионо-мистический сериал «Крик совы». К сериалам у меня отношение, как говорил Владимир Маяковский «плёвое». Я их просто не смотрю, надеюсь, как и все нормальные люди. Но здесь меня что-то заинтересовало, а именно привлекли внимания титры, в них значилось что действие происходит в 1957 году в городе Остров.

Как ни старался я вспомнить этот город, сопоставляя в уме воспоминания с увиденным- не мог. Мне пришлось воспользоваться интернетом и оказалось- фильм снимали в городе Новая Ладога. Странно. Город Остров, в котором я был в командировке более 30 лет назад, расположен в 50 километрах южнее Пскова, на реке Великая. Главной его достопримечательностью в то время являлся подвесной мост и небольшой остров на реке, поэтому возможно и назван город. Чтобы добраться на остров приходилось засучив брюки форсировать мелкий и быстрый рукав, ответвление реки Великой.

Намного о сериале. В нём меня удивило то, что после войны прошло уже 12 лет, а ощущение такое, что война на этой земле всё ещё идёт. И это почти в центре России. 1957 год-развенчан культ личности Сталина, страна «увлечена строительством» новой жизни. Все весёлые и жизнерадостные, впереди светлое будущее без войны, счастливое и многообещающее. Заработная плата повысилась, люди начинают копить деньги, чтобы построить своё жильё, работать и радоваться жизни. Этого в фильме нет. В это время в Подмосковье и не только, все ходили в «белых штанах», как в представлении Остапа Бендера о Рио-де-Жанейро, а в Острове всё очень мрачно, люди ходят чуть не в солдатских обносках. Задействованы в сериале прекрасные артисты С.Пускепалис, А.Мерзликин, М.Миронова, А.Васильев, Е.Дятлов, С.Юшкевич. Особое внимание хотелось бы обратить на молодую и талантливую Серафиму Низовскую и Василия Бочкарёва, амплуа которого положительные герои. В этом сериале они выступают в роли отрицательных персонажей, врагов народа. Это придаёт фильму особую пикантность и непредсказуемость, держит зрителей в неведении до самого финала. А финал настолько ужасен, что такому режиссерско-сценарическому «выверту» позавидует даже сам Квентин Тарантино и его друг Родригес.

Но вернёмся в реальный Остров.Лето, не помню точно какого года в начале 80-х, выдалось на удивление тёплым, даже жарким, что напомнило детство. В связи с этим, маленький заштатный городок Остров показался мне «раем». Уже не помню в строительстве какого объекта я, в качестве молодого мастера, принял участие, да это и не столь важно. В забронированном за нашей организацией (сообщу сразу –полувоенной) номере проживали два белоруса –торговца огурцами, поэтому в комнате стоял устойчивый запах этого популярного на Руси овоща. После общения с заведующей гостиницы я понял, что проживание в ней для меня останется в мечтах. Несмотря на то, что я был беспартийный, ноги сами принесли меня в Горком партии. Без всякой волокиты и ненужных записей в журналах меня, как представителя Северной Пальмиры (г. Ленинград) принял второй секретарь горкома партии. Внешним видом уже немолодая женщина напоминала большевичку Колонтай или на худой конец Землячку. Не дослушав мой монолог до финала, она подняла трубку телефона, набрала номер и в полуматерных выражениях доходчиво объяснила директору гостиницы о том огромном значении который имеет объект строительства для города и что моё в нём место,  не самое  последнее. По возвращении в гостиницу меня ждал радушный приём, отдельный номер с телевизором (подозреваю что директриса отдала свой) и расшаркивания с всяческими извинениями. Всё это продолжалось не долго и со временем ко мне уже подселяли людей разных профессий и занятий, и без занятий тоже.               

Однажды вечером вернувшись с работы после тяжелого трудового дня в номер я наблюдал следующую картину. За столом сидел уже немолодой человек в майке и не спеша, по-хозяйски пил портвейн, который он купил как я предполагаю в ресторане, или привёз с собой. Со спиртным в городе был страшный напряг, а такой напиток как пиво вообще никто не помнит, если только долгожители (в сериале «Крик совы» пиво лилось как говорится «рекой», нонсенс.).  После знакомства оказалось, что мой сосед по номеру, бывший партизан, приехал по приглашению пионерской организации какой-то школы города на слёт. Чем чаще мы брали в руки стакан, тем откровенней становилась наша беседа. Оказалось, что Иван (назовём его так чисто условно) партизанил в этих местах, на Псковщине. Собеседник он был очень любопытный, т.к. сначала по его рассказам он партизанил, а затем, с приходом Красной Армии их партизанский отряд «влился» а регулярные части, с которыми он благополучно дошёл до Праги или Берлина, что не столь важно. После того как портвейн закончился, как кончается всё в этом мире, я достал из спортивной сумки бутылку водки, но более старший товарищ убедил меня что этот «радостный и святой» напиток мы выпьем завтра после слёта. К обеду (а был субботний день), когда я уже пробудился и «продрал» глаза вернулся мой вчерашний собеседник. Он был невысокого роста, щупленький, прихрамывал, одет он был в скромный костюм и простую рубашку. Поверх орденских планок располагалась «Звезда Героя Советского Союза». Моё удивление быстро улеглось, когда он напомнил, что нам предстоит долгая беседа и не мешало бы что-нибудь покушать. Здесь мне хочется с благодарностью и теплотой вспомнить братьев Птицыных*, Сергея и Василия. Только теперь я понял почему они так рвались со мной в командировку в это богом забытое место. Ларчик открывался просто, их близкая родственница проживала здесь и работала поваром (не уверен на сто процентов) в местном ресторане. Это и сыграло главную роль в том, что мы не умерли с голоду в г.Остров. Ещё раз им от меня нижайший поклон и их родственнице естественно тоже.               

После того, как закуска была доставлена, а мой собеседник принял свой вчерашний облик, т.е. был в майке и тренировочных штанах, беседа продолжилась. Мы оба окунулись в то страшное военное время и чем меньше водки оставалось в бутылке, тем реальнее мы входили в образы. Оказывается, Иван был совсем молодым парнем, почти пацаном, когда немцы заняли Псковщину, его дядя, знаменитый Иван-партизан наводил ужас на фашистов, но даже он был бессилен, когда эсесовцы поймали Анку-партизанку (имя не помню) и казнили её на площади. Фашисты нагнали столько войск, что акция спасения партизанки была смерти подобна и бессмысленна. Когда он вспоминал этот эпизод из своей огненной биографии, лицо его приняло землистый оттенок, а кулаки сжались. Мне даже в какой-то момент показалось, а не был ли он этим самым Иваном-партизаном, а мне назвался племянником по причине своей природной скромности. Вернувшись в реалии, он рассказал случай произошедший с ним не так давно. Однажды сидя у телевизора, вечером 9 мая, Иван увидел, как ветераны собираются в сквере Большого Театра в Москве, находят друг друга со слезами радости на глазах, вспоминают былое. Съезжу –ка и я в столицу, посмотрю. На следующий год в этот долгожданный день, предварительно смастерив дощечку и написав на ней номер своей последней воинской части,Иван отправился в путь. -«Два часа я гулял в сквере у театра» -вспоминает мой собеседник- « и уже было отчаялся встретить хотя бы одного однополчанина, но терпение моё было вознаграждено. Огромного роста полковник, едва не раздавил меня в своих объятиях и со словами «Ваня, а  помнишь, как мы с тобой ходили в атаку ?…». После этого он стал приглашать меня, отметить встречу, вспомнить молодость, но меня его слова очень удивили, да и не помнил я его. Ранений в голову или контузий у меня не было, были ранения тяжелое в ногу и средней тяжести в грудь. Какая атака? Такого богатыря сразу бы немцы «завалили», не промахнулись. А он -«В атаку…». Этот эпизод меня очень огорчил и в Москву я больше ни ногой. В день Победы вечер проводил дома, у телевизора.».

Иван исчез таким же мистическим образом, как и появился. После общения с ним, во мне что-то такое надломилось и к людям я стал относиться немного иначе, чем раньше. С какой-то настороженностью, что- ли. А если бы я случайно не увидел титры сериала «Крик совы», то не вспомнил наверняка, богом забытый городок на Псковщине, с его сонными обитателями, которые никуда не спешат, ничего не делают и вообще есть ли они там?

Август 2015 год. Подмосковье.


*-фамилия изменена.


Рецензии