Внутренний диалог. Остановка. Суть

Тема природы мысленного процесса и его влияния на человека актуальна. Вопросы, непосредственно касающиеся внутреннего диалога(ВД), занимают мысли практикующих  и не только их.  Все хотя бы краем уха слышали о йоге, медитации и прочих вещах, затрагивающих вопрос остановки потока мыслей и управление им. Многим  часто приходилось слышать о Кастанеде, в его книгах часто упоминается понятие внутреннего диалога. Хотелось бы разобраться с влиянием внутреннего диалога на жизнь человека и возможностями управления им.  Возникают вопросы: Что такое внутренний диалог?  Почему не монолог?


Внутренний диалог — это поток мыслей, который рождается в человеке в результате обработки нервных импульсов(Нервные импульсы возникают как реакция на раздражители внешнего мира)  и непосредственно в результате когнитивной деятельности.  И разумеется работы нашего сознания.  Каждая ваша мысль является порождением внутреннего диалога, а смысл внутреннего диалога в том, чтобы создавать и фиксировать картину мира посредством своего ума. В своей другой статье я уже писала о механизме работы ума, в частности об ассоциациях и о принципе «предмет-название-мысль».


Почему диалог? психология объясняет это следующим образом: в нас живет несколько субличностей, которые вступают во взаимодействие с помощью внутреннего диалога (Взаимодействие разных состояний эго) . В психологии принято различать три субъекта общения: Ребенок, взрослый, родитель. Где: ребенок - все наши хочу, родитель - все наши ограничения и правила общества, а взрослый является посредником и судьей между предыдущими двумя, выносит объективное решение.
 
Психология хорошая наука, многое смогла объяснить, но к моему сожалению, психология не дает всех ответов на интересующее меня вопросы, и я вынуждена не ограничиваться ей.


Дело в том, что люди не контролируют свой внутренний диалог. Живут с ним и считают его нормальным, а его отсутствие -  чем-то непонятным или даже невозможным. В духовных учениях и практиках подчинение внутреннему диалогу и неумение управлять им считается проблемой, потому что смысл любого духовного и эзотерического учения в том, чтобы стремиться к полному контролю над собой. Повышать свою осознанность, это значит быть расслабленным и уметь без оценки наблюдать за собой и миром, это вопрос контроля ума.  Получается, что проблема не в самом процессе внутреннего диалога, а в том, что этот процесс и это явление часто берет контроль над людьми. Важно понимать, что такое внутренний диалог, как он влияет на жизнь и то, как им можно управлять.



В нашей цивилизации принято думать, что чем больше мыслей у человека, чем больше он думает, тем больше он развивает свой мозг и умнеет. И наличие внутреннего диалога кажется совершенно естественной и непреложной истинной существования. Часто люди жалуются, на то, что когда у них остановлен внутренний диалог, то они чувствуют себя тупыми. Они говорят : «У меня нет мыслей, значит я тупею» или  «Куда делись все мои мысли? Я чувствую себя пустым и тупым.»





Следует ставить вопрос о качестве и направлении внутреннего диалога. Чаще всего внутренний диалог является рутинным, повторяющимся. Обычно люди находятся в прошлом, заново проживают те ситуации, которые уже произошли, или находятся в будущем в стадии планирования, или фантазии с аспектами, связанными с ним.
Следует подумать о том, насколько станет умнее человек, если будет, например, заново переживать ситуацию разрыва с партнёром или ситуацию недавнего психологического давления начальника. Да, можно подумать и сделать выводы, но люди часто вместо того, чтобы сделать выводы и переключить внимание, не вылезают из своего переживания.

Или насколько станет человек умнее, если будет целый день думать о бабульке, которая нагрубила в автобусе, да и ещё и на ногу наступила?
Получается, что не все мысли и переживания являются полезными для нас, а уж тем более количество мыслей, которые у нас возникает не прямо пропорционально нашему умственному развитию и интеллекту. Получается, что сама идея «У меня много мыслей - я умный» звучит абсурдно, так как не учитывается качество мысли. Основная часть мыслей обычного человека является бесполезным пережевыванием жизненных событий. Мозг работает как заезженная пластинка, совершенно непродуктивно.


Следует упомянуть тот факт, что действительно существуют мысли, которые могут развивать нас, и эти мысли возникают в процессе обучения.
Например, если человек откроет учебник по физике, начнёт изучать теории, решать задачи, то у него появятся новые мысли по поводу окружающей реальности. Известно, что во время решения задач, человеку свойственно использовать большую часть когнитивных функций, чем обычно. Возьмем ситуацию, в которой девушка решила изучить английский язык, села, открыла учебник, начала читать, переводить. В результате обязательно появятся новые свежие мысли, которые неизменно сопровождают процесс обучения, активизируются зоны мозга, отвечающие за память, речь, восприятие и другие когнитивные функции.  А также это известный факт, что серьезное изучение незнакомых языков меняет структуру мозга.



Получается, что самые продуктивные мысли приходят во время активной работы мозга, например, обучения или чтения. То есть, при поступлении новой информации, наш мозг начинает работать продуктивнее. Но развивающие  мысли не могут поступать к нам весь день, как говорится без перерыва на обед, потому, что обучение тоже является своего рода медитацией. Ведь довольно сложно эффективно решать задачу по физике и одновременно вспоминать ту самую пресловутую бабульку из автобуса.  Только полностью погрузившись в задачу, человек поймет ее. Концентрацию только на одном предмете можно назвать медитацией. И я уверяю вас в том, что продуктивные мысли не будут идти и развиваться в совокупности с рутинными переживаниями. Все самое интересное и вкусное ложится на чистое зеркало ума.



Каждое действие и мысль требует определённых затрат энергии. И если человек спускает свою энергию путем переживания о прошлом или будущем, как у него может хватить энергии на что-то более интересное, если он слил свою энергию в неэффективный шлак?


К сожалению, энергии у нас не бесконечное количество, поэтому мы устаем, теряем концентрацию, и быстро восполнить запас энергии могут далеко не все. Даже очень опытный йог не может моментально восстановить всю свою потраченную энергию. И получается, что разумно распоряжается своей энергией - гораздо более простое и эффективное занятие, чем постоянно ее восстанавливать.  Стратегия: осознанность + накопление, является самой эффективной. Но осознанность — это вопрос контроля ума. Только жизнь в настоящем является осознанной, потому что прошлого уже нет, будущего еще нет, получается, что существует только настоящее, и поскольку оно является существующим, именно настоящее является точкой выбора и изменений.
Мы можем повлиять только на то, что сейчас с нами происходит, строим свое будущее исходя из настоящего, а из прошлого можем только извлечь уроки, но никак не изменить его.


Пребывание в настоящем - один из ключей управления умом.
 Для того, чтобы качественно решить вопрос, обдумать ситуацию, необходимо сесть и успокоиться, и подумать об этом не отвлекаясь, но пытаться решить ситуацию, попутно обдумывая другие ситуации, а ещё и решать какой суп сварить - непродуктивно. Принцип: нужно - подумал, не нужно - не думаешь (погрузился в настоящее) является энергетически экономным.

Когда мы перестаем думать, фиксировать мир своими мыслями, мир становится таким, какой он есть, то есть нейтральным. А это в свою очередь повлияет на ваше самочувствие. Вы почувствуете себя более расслабленными.
Стоит учитывать, что для того, чтобы управлять своим умом, нужно иметь натренированное внимание и концентрацию.
Мы часто отвлекаемся от настоящего и блуждаем в своих мыслях. Наше внимание слабое. Если у вас сильное внимание, вы можете с легкостью делать одно дело и думать только о нем, вам легко не отвлекаться.


Такое внимание - необходимый инструмент для развития самоконтроля.  Существуют различные техники для развития внимания, концентрации, и побочным эффектом таких техник является остановка внутреннего диалога. Техники, рассчитанные на долгую работу:
1) Джапа.(Мантра-йога)(Повторение выбранной мантры минимум 108 раз на четках) Очищает зеркало ума, останавливает внутренний диалог. Может дать связь с Богом, вселенной. (Литература: Манра-йога и медитация. Шалаграма дас)

 2) Медитация. Учит концентрации, тонкому чувствованию, подготавливает к серьёзной работе.  А так же упорядочивает активность всех центров мозга.(Эффект когеренции, Кита Уоллса.)Останавливает внутренний диалог. Медитаций существует огромное множество для разных целей (Расслабление, наполнение энергией, очищение итд.) В качестве учебника по медитации, хочу порекомендовать вам Андрея Ардху «Медитация. Основы теории и практики», эта книга написана доступным языком и подойдет для начинающих. В качестве дополнения можно взять Йогани: Глубокая медитация. Путь к личной свободе.


3) Пранаяма.  Практика, рассчитанная на наполнение энергией, расчистку от застоев, и дает остановку вд.


4) Погружение в текущее дело.
Подердживаю пожход Дзен-буддизма.
 Всегда старайтесь быть в том деле, которое делаете.
«Дзэн-буддийская история, в которой ученик спрашивает своего мастера:
“Мастер, как вести просветление в действие? Как практиковать его в повседневной жизни?”
“Тем, что ты ешь и спишь”, - ответил мастер.
“Но, Мастер, каждый человек ест и каждый - спит”.
“Но не каждый ест, когда он ест, и не каждый спит, когда он спит”.
От этой истории происходит знаменитая дзэнская пословица: “Когда я ем, я ем; когда я сплю, я сплю”
(Притча взята с сайта : http://grani.agni-age.net/articles1/tzen.htm)

Есть техники, рассчитанные на быстрый результат, когда у вас нет времени на медитацию, но нужно успокоить ум. И эти техники можно использовать для поддержки состояния после практик:

1)
 Настройка на обе руки, ноги. Настройка на части своего тела.

2) Медитация на точку. (10-15 минут. Рисуется на белом листе точка и вешается на уровне глаз. Задача в том, чтобы концентрироваться на точке.)

3) Прогулка с раскосыми глазами.

4) Перенасыщение слуха.

5) Слушание тарабарщины на незнакомом языке. Например, одна замечательная девушка, слушала скороговорки на испанском для остановки внутреннего диалога и ощутила, что ее ум замолчал без лишних усилий.

Итак, мы увидели альтернативу "вечно шумной голове», разобрались в вопросе качества мыслей, увидели необходимость развития контроля ума для дальнейшего развития своей личности. Поняли саму суть внутреннего диалога. 

Желаю вам удачной практики, осознанности, счастья, и по-настоящему жить! Мы очень редко живем, чаще всего мы действуем по привычке и по тем программам, что записаны у нас в голове. Спим.
Пробуждения вам!


Рецензии
Хоть это и не для меня...
Поздравляю с наступающим праздником!

Вадим Светашов   07.03.2016 13:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.