Мечты сбываются?

       Сколько себя помню, хотела стать капитаном дальнего плавания. Почему? Наверное, то, что с пятилетнего возраста мама ежегодно возила нас с сестрой к морю (обычно это были Сухуми или Анапа), сыграло главную роль в моём тогдашнем (детском) выборе. Именно там могли покорить юное воображение белоснежные морские кители и полосатые тельняшки...
       Откладывать что-то «на потом» - не в моей натуре. Сделав выбор, к цели шла «сегодня». Благо, энергии и фантазии было не занимать. Да и «матросы» были под рукой.  До того, как осознание разницы полов создало определённую дистанцию в голове, я дружила только с мальчишками. С ними было проще. Никаких капризов: «дружу — не дружу», «давай только с тобою играть» и пр., и т. д., и т. п.
       В моём подчинении находилось двенадцать пацанов из нашего двора. Фактически. Формально — одиннадцать. Предубеждения на тему обязательного лидерства мужчин имелись. Мальчишки не хотели на глазах у прочего общества подчиняться девчонке, поэтому «капитаном первого ранга» был выбран мой сосед по коммуналке — ровесник Вовка. Но жизнь КЮМ (команды юных моряков) протекала по «женскому» сценарию: я запретила употребление матерных выражений, игру в «расшибалку» заменило честное добывание денег. Например, чтобы купить всем кортики в магазине игрушек мы долгое время собирали металлолом и старые тряпки. Затем сдавали их представителям вторсырья. И, лишь накопив сумму, необходимую для покупки кортиков всем членам команды (я тогда не знала, что лишь офицеры имеют право ношения такого типа оружия), мы удивили продавщицу игрушек количеством купленного товара.
       Смешно, но даже «приёмы борьбы» (с обязательным соблюдением честности — не бить лежачего, без ударов «под дых») своим подчинённым преподносила я. Какие? Не помню, но занятия проводились регулярно. Выручали моя уверенность в себе и полная безнадзорность пацанят. Они, как я понимаю теперь, были рады, что хоть кто-то организовывает их досуг. Всё было «по науке» (тоже мною изобретённой): на твёрдых кусочках картона я нарисовала удостоверения (помню, что-то позаимствовала  с обложки моей любимой книжки про юнг); чтобы проникнуть в «штаб» (его олицетворяла крыша двухэтажного сарая), надо было обязательно произнести пароль. Для теоретических занятий в моей голове тоже рождались темы, целесообразность которых не обсуждалось. По меркам советской действительности, я занимала «должность»  сродни замполиту. Вовке оставалось только величественно кивать в знак согласия с моими выдумками.
       Взрослые, думаю, были довольны: мы ведь ещё и с дневниками на крышу забирались (никого не исключали, но, полагаю, кое-кого это дисциплинировало и в школьной жизни).
       Оборвалось это начинание так же неожиданно, как и появилось. Во-первых, повзрослели. Члены «команды» начали уединяться с девчонками по подъездам и квартирам (в зависимости от графика работы родителей). Меня стали стесняться как-то по-взрослому.
       А первыми зафиксировали факт нашего перехода в разряд подростков наши «враги». Были и такие. Безнадзорными фактически можно было назвать каждого из детворы того времени. Родители работали, в единственный выходной день не каждый бежал со своими чадами «в филармонию». Такое было скорее исключением из правил. Моя мама-одиночка подрабатывала где-нибудь и в этот день (сейчас думаю — именно для того, чтобы в отпуск её мы с сестрой снова увидели море). Но среди нас, поголовно безнадзорных, были самые «безнадзористые» - «хулиганы». Туда «зачисляли»  (как и сейчас — с лёгкостью) тех, кто курил (к нас в КЮМ это строго запрещалось), обижал слабых, а главное - «плохо» учился, грубил и далее «по списку», который до сих пор не обновляется, хотя всё до обидного просто: исключите нищету существования детей, и «плохих» среди них станет в разы меньше. Стой! Это я себе. Для меня, нынешней, причины неблагополучия детей в нашей стране — больная тема...
       А тогда «хулиганы» под руководством мальчишки из многодетной семьи создали в противовес КЮМ команду «солдат». Все они были немного постарше. Но своей программы действия у них не было (девчонок — тоже), поэтому все их шевеления сводилась к разрушению нашей группы. Действовали по-старинке: в кровь избили нашего «боцмана»; по одиночке отлавливали «матросов» в подъездах и угрожали, не предъявляя никаких особенных требований. Их чем-то не устраивала в целом «морская романтика». В итоге - «выследили» штаб КЮМ и захватили его, когда «постовой» на что-то отвлёкся во время наших занятий (возможно, его увлёк полёт моей необузданной фантазии, которую я не особенно ограничивала реальными фактами морской жизни). Они были старше и злее. Кулаками и пинками сбросили с крыши всех «моих». Но ни один не притронулся ко мне. Просто шли какой-то некрасивой серой массой. Я невольно отступала, не понимая конечной цели их «визита» (тогда ещё не знала, что у обездоленных детей бывает «зло ради зла»). Но крыша закончилась.
- Тебя бить не будем — прыгай сама, - их «генерал» вообще не бил девчонок или боялся моей мамы (главбуха на предприятии, где его мама работала уборщицей)? На этот вопрос я ни тогда, ни сейчас не ответила себе.
       Те два сантиметра, которые отделяли мои ноги от края крыши, не оставляли мне особого выбора. «Солдаты» наступали. Я прыгнула (не очень удачно). Но больно не было. Обидно — да. Чуть позже в городе была создана детская флотилия им. Ф.М.Ушакова. Но из КЮМ туда никто не попал. Для неё мы родились немножечко рано. Но как я радовалась, когда мой младший двоюродный брат надел форму этой официальной детской организации!
        И всё-таки капитанские погоны украсили мои плечи. Как инспектора по делам несовершеннолетних. И море человеческих эмоций и переживаний на долгие годы службы сделалось постоянной средой обитания. Погружаясь в эту стихию, я искала ответы на те вопросы, которые мучили меня в бытность  дворового капитанства (в КЮМ ко мне обращались «товарищ капитан второго ранга»). На многие ответила. Некоторые мучают до сих пор.
       Одно точно — мечты сбываются. Пусть и слегка подкорректированные. Так и не вспомнила пароль, который тогда придумала для себя и мальчишек. Но, появись сейчас возможность вернуться в прошлое, с наших детских губ при встрече с «часовым» слетало бы -  «Правда!», двенадцать раз повторённое каждым, влезающим на крышу. Честность во взаимоотношениях между детьми, между взрослыми, между детьми и взрослыми — основное условие достойного человеческого существования. И с этой мысли меня никто и ничто не сдвинет. Никогда.
15.00. 1.09.2015.


Рецензии