Почему он развалился?

Почему развалился Союз «нерушимый»? Казалось бы, незыблемая держава, огромная, самая большая в мире империя, великая и могучая, как бетонный каземат.
Так понятно – дурак - Горбачёв развалил, говорят коммунисты и иже с ними.
Действительно, понятно: вот взял богатырь Мишка, поднатужился и раз – развалил всё то, чего развалить не могли все внешние и внутренние враги за предыдущих семьдесят годиков.
А вот другая версия: проклятый Запад. Точил-точил, зараза, и, наконец, подточил. Но вот дивно: ведь и Советы-то «точили» проклятый капитализм. Кормили разных там вождей компартий, лелеяли страны соцлагеря, Так чего ж не развалили ни Францию, ни Германию, ни хотя бы крошечную Бельгию? Слабо оказалось? Тогда что ж это за Союз такой нерушимый, когда его так легко оказалось «подточить»?
Наиболее адекватные товарищи ссылаются на более прозаичные вещи, например, экономику. Мол, при таких щедротах по отношению к нашим братьям меньшим из условно социалистических малоразвитых стран Африки и Азии никакая экономика долго существовать не может. Накроется непременно. Что, собственно, блестяще продемонстрировала практика.
Я никаких версий выдвигать не стану. Просто расскажу три истории, которые слышал от людей бывалых и проживших большую часть своей жизни именно при «великом и могучем».

Истории эти из того уже чуть ли не легендарного времени – из эпохи СССР.

История первая. Происходила где-то на побережье одного из северных морей нашей бывшей великой родины. Строили там лучшие в мире советские специалисты некий объект – то ли трубопровод, то ли иное сооружение аналогичного назначения. Стройка надолго застопорилась: ждали какие-то шибко дорогие трубы из стана самых что ни на есть гнусных врагов – из США. Нужно сказать, трубы недешёвые. Сумма, вроде как, исчислялась миллионами вражеских долларов.
Долго ждали. Чуть ли не полгода. Дело-то не быстрое: пока договорятся, пока закажут, пока деньги переведут… Да пока перевезут через океан… А куда торопиться-то: это ж не выжимающий последние соки из рабочего человека капитализм, это ж самая гуманная в мире социалистическая система. Работай, не работай - получка-то (и немалая, «северная»!) капает…
Так вот: через полгодика трубы таки подошли. И вот выгрузка: море северное, ветер, штормит… Ждать, пока море успокоится – недосуг. Да и чего там – не своё же… Государственное… Ничего, трудностей мы не боимся. Как-то увязали, на лебёдку – и давай выгружать… Но то ли тросы как-то не так завязали, то ли правда – погода не благоприятствовала – но тросы не выдержали, и драгоценные трубы в полном составе исчезли в морской пучине…
Беда, конечно… Но что ты будешь делать! Не в ледяную же воду за ними лезть! Выпили по стопке – и сели дальше ждать. Ещё полгода…

История вторая. Учились некие студенты в некоем техникуме. Или училище – неважно. А важно, что волею судеб занесло их на летней практике не на поле колхозное, картошку копать, а колбасные изделия грузить на мясокомбинате.
С одной стороны – плохо: запахи жуткие, на чаны с тем, из чего варёную колбасу делают без омерзения смотреть нельзя – тошнит. Но как-то выдержали первые дни, а потом адаптировались и начали потихоньку и положительные стороны видеть.
К примеру – совершенно бесплатную варёную колбасу. Здоровую такую, толстую – её тогда полюбовно звали «Докторской».
Брать её со склада разрешали в количествах любых – ешь, не жалей! Да что есть – на «вынос» - без проблем! Тоже – в любых количествах. Но вопрос в том, что выносить в открытую не разрешалось. Был другой способ: перебрасывать через забор.
А это не так просто: заборов-то было два, а меж ними бегали сторожевые собаки. И вот чтобы ту колбасу на обратной стороне подобрать, нужно было здоровый двухкилограммовый кочан колбасы через эти две ограды перекинуть…
Посему брали этих кочанов с десяток – и вперёд! По статистике, перелетали из десятка не более двух-трёх единиц. Остальные падали на «собачью» территорию и, понятно, из человеческого пищеоборота исключались.
Правда, как не странно, собаки эти колбасы не трогали, предпочитая свежее мясо, которое им давали в избытке…
Вот это и есть, видимо, коммунизм: жри сколько хочешь, хоть выкидывай – а оно всё не кончается…

История третья. Рассказанная водителем автобуса. Тяжко вздыхая о нелёгких временах начала 90-х, он поведал о золотом времени, когда егоный поганый 76-й бензин никто даром брать не хотел, посему, дабы не нарушать отчётность и показать хороший пробег, приходилось подгонять автобус с наполовину полным баком и сливать содержимое прямо в придорожную канаву. И так – регулярно, после каждого рейса.
Бак - то себе автобусный представляете, да? А ведь точно так же поступали и различные лесовозы, дальнобойщики, трактористы и комбайнёры… Бензинчик и солярочку – в землю. За здорово живёшь. Сотнями литров. Тоннами. Каково?

Так отчего же развалился Союз? Горбачёв, говорите?


Рецензии
«...Не своё же … Государственное...» Потому и «развалился», что очень многим захотелось государственное превратить в своё. Но это уже совсем другая история - воровства и безответственности, на фоне которой ваши «истории» - детский лепет.

Виктор Ушаков   01.09.2015 20:04     Заявить о нарушении
Ну, почему же "детский лепет"... Бензин в канавы выливали не единичные водители. А миллионы водителей. Практика такая была повсеместная - в новый рейс с полным баком. Колбасу вот так вот "сеяли" не один-два "расхитителя". А буквально каждый работник мясокомбината, да каждый рабочий день... Да комбинатов этих сотни тысяч, а то и миллионы. Размах! Страну грабили, не задумываясь. Так может, не только в людях дело? Может, таки система виновата, которая поволяла вот так вот грабить, впустую уничтожать, разбазаривать? Кому, в какой Германии или Америке взбедёт в голову бензин в землю выливать?! В нашем бывшем "великом и могучем" приходило. Не одному, не сотням. Миллионам. Или у нас народ какой-то "не такой"?

Леонид Сурженко   01.09.2015 20:49   Заявить о нарушении
Миллионы водителей, сливающие бензин в канавы, по моему, явное преувеличение. Из ваших «разъяснений» никакого смысла в этом не просматривается: зачем сливать бензин, если можно просто его долить до полного бака.
У дешёвых цен на ГСМ и не всегда рачительного к ним отношения есть и вторая сторона медали: сельское хозяйство всё-таки развивалось, земля обрабатывалась, а не бросалась, продовольственная безопасность обеспечивалась.
То, что «грабили, не задумываясь» мелочь по сравнению с тем, что стало после разрушения СССР, когда «грабить» стали вполне расчётливо и счёт уже пошёл не на котелки колбасы, а целые предприятия и отдельные территории. И «ронять» стали не трубы, а высоко-технологичные предприятия и даже целые отрасли промышленности...

Виктор Ушаков   02.09.2015 19:07   Заявить о нарушении