Ностальгия по юности или Здравствуй школа! -начало

      
           Сегодня- 1-ое сентября- начало занятий в школе. И меня потянуло на воспоминания, тем более. что есть что вспомнить, потому что, как и для многих из вас, мои читатели, школьные годы- это что-то! Я поступил учиться 1-ого сентября 1954 года. Господи, как давно это было. но как всё помнится-как будто недавно. Всего год прошёл со смерти вождя всех народов, но в воздухе уже пахло озоном, как после грозы. Началась "оттепель", как окрестил это время Илья Эренбург. И школа, школьники тоже это почувствовали: снова мальчишки и девчонки учились вместе; впервые Большой Кремлёвский дворец принимал не депутатов и членов правительства, а школьников на Новогодней ёлке, впервые на празднике открытия учебного года на школьном дворе не прозвучало имя Сталина.
  уговорила её остаться и поучить меня
         Первый класс, первая учительница Александра Александровна Порхунова- заслуженный учитель РФ, кавалер ордена Ленина. Она собиралась уйти на пенсию(ей было за 60 лет), но моя мама( завуч школы) уговорила её остаться и поучить меня и мне подобных ещё 4 года. Это была чудная учительница, очень мудрая, как я теперь понимаю. И что очень важно для меня, как футбольного болельщика, она была родной тётей известного тогда футболиста ЦСКА Порхунова, выступавшего даже за сборную страны. Вообще то из событий, связанных с 1-ым классом, я помню немного. Помню. как нас 1-ого сентября старшеклассники со школьного двора повели в наш класс. Помню первую драку с одноклассником Женькой Лугининым, ставшим позднее моим лучшим школьным приятелем и  недавно ( в июле этого года) гостившим у меня дома; помню, что нас в первом классе было 41 или 43 человека и ещё несколько лет назад я мог человек 35 назвать по фамилиям% помню, что с первых дней сидел за третьей партой в среднем ряду с Наташей Дюжиловой- младшей  сестрой Володи Дюжилова-ученика моей мамы. Наша школа была сильна именно тем, что в ней учились поколения Бабушкинцев( мой городок тогда назывался Бабушкин в честь нашего земляка лётчика-полярника и Героя Советского Союза. Мало этого, в школе ещё преподавали учителя, учившие наших родителей. Я сейчас расскажу, как появилась наша школа №1, расположенная в 300 метрах от действующей церкви и в полукилометре от кладбища. Школу нашу построили на Ярославском шоссе по личному указанию тогдашнего наркома просвещения товарища А. Бубнова в 1938-ом году. А до этого вся молодёжь ходила в деревянную школу №1, расположенную тоже на Ярославском шоссе, но в 2 км ближе к Москве. Эту школлу и заканчивали мои родители в 1937-ом году. А годом ранее по Ярославскому шоссе проезжала чёрная правительственная эмка и остановилась возле школы. Из машины выбрался пожилой человек и направился в школу. Там тут же объявили собрание и Бубнов, а это оказался именно он, произнёс речь, после которой предложил задавать вопросы. И среди  этих вопросов больше всего было связанных с пожеланием иметь новое кирпичное здание с физкультурным и актовым залами. Бубнов пообещал и выполнил своё обещание, несмотря на то, что в 1938-ом году он был расстрелян, как враг народа. В 1938-ом году новая школа была построена, ей был присвоен номер один, а прежняя стала школой-семилеткой и простояла до 70-ых годов прошлого века, когда её наконец то снесли при строительстве комплекса зданий строительного института( МИСИ).

       Вот именно в этой построенной перед войной кирпичной школе я и провёл свои 11 лет жизни, придя 8-летним, а выходя с аттестатом зрелости в почти 19-летнем возрасте. К сожалению, я мало что помню своём начальном периоде образования- всё как то сливается. наверно потому, что был всего один учитель. Но что касается событий, происходящих вне школы, но связанных с ней и с моими школьными приятелями, то 1954-1958 годы- были настолько насыщенными, что я даже теряюсь в воспоминаниях. Ну во-первых, в те годы меня, как и моих товарищей, приняли в пионеры, и не где-нибудь, а в Музее Ленина в Москве. Помню, что нас потом провели в мавзолей, но не помню лежал ли рядом с Лениным сТалин, или его уже не было. По моему, ещё лежал. В эти годы я в первый и в последний раз съездил в пионерлагерь, потому что он оставил у меня нехорошие впечатления, хотя именно тогда я услышал от нашей пионервожатой детективные истории , как потом оказалось, Льва Шейнина и Конан Дойля, которые она нам, выдавая за собственные, рассказывала на ночь, чтобы мы быстрее засыпали. Кроме того, те годы запомнились мне коровами, разгуливающими по нашим улочкам и обильно удобряющими своими лепёшками наши дороги( и это в 10 км от тогдашней Москвы). Вспоминаю я и приезды старьёвщика в большой двор так называемых " военных домов" на Ярославском шоссе, построенных немецкими военнопленными и заселённых преимущественно семьями советских офицеров. Старьёвщик привозил леденцы на палочке, шарики на резинке, свистки и тому подобное, что очень ценилось в нашей детской среде. Ещё помню лето 1957 года- год Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Помню, потому что тогда более-менее отремонтировали наше Ярославское шоссе, по крайней мере при въезде в Москву, и снесли старые сараи вдоль реки Яузы, портившие весь вид. Помню и потому, что впервые тогда увидел в живую на улицах Москвы негров. А через год некоторые знакомые нашей семье девушки родили темнокожих младенцев. Конечно помню и всё связанное с разоблачением культа личности Сталина. Но об этом я естественно не говорил со своими одноклассниками или товарищами по дворовым играм. Хотя я уже тогда знал, что наш учитель физики Яков Давидович Беркович, перенесший немецкий плен, был несправедливо посажен после освобождения в наш советский концлагерь; что дед и бабка Лидки Князевой были посажены в коллективизацию, что ...впрочем хватит об этом. Жизнь школьная продолжалась и она была прекрасной. При школе существовало подсобное хозяйство -чудесный фруктовый сад и огород, и мы в летние каникулы отрабатывали там свои трудодни. Не могу сказать, что мне очень нравилось ковыряться в земле, но получать потом клубничку или яблоки, вишню или картошку с морковкой было приятно.

     С пятого класса появились новые предметы и учителя, которые и повели нас дорогой знаний. На уроках географии мы слушали своеобразную Евдокию Васильевну  Черёмухину, прививавшую нам любовь к своему предмету иногда несколько странными методами. Она могла заявить неудачно отвечавшему перед доской Шурке Татарникову, что вот сегодня он не выучил урок, завтра вылетит из школы, а послезавтра пойдёт воровать. Уроки физики и математики проходили менее бурно, но уже тогда мы полюбили "Яшку"-Якова Давидовича Берковича, ставшего в будущем нашим наставником и старшим товарищем в походных наших делах.

    Но вообще то, походы наши начались с преподавателя истории и нашего классного руководителя Ленины Михайловны Романовой- маленького роста красивой женщине с яркими тёмными глазами. Мало того, что она прививала нам любовь к истории, как к предмету, на уроках. Она организовывала всевозможные  экскурсии по местам Москвы и Подмосковья. При этом, часто мы сами выступали в роли экскурсоводов. Я помню, как сам проводил экскурсию для своих одноклассников во дворе московского Кремля у Царь-Пушки и Царь-Колокола. А с седьмого класса  мы уже ходили в походы с Романовой, и первым таким походом был поход в Переславль- Залесский. Позднее Ленина, как мы её просто называли, водила нас в походы в 8 и 9-ом классах. Но об этом по позже.

    В эти же годы, мы кроме непосредственно школьного обучения, занимались сбором макулатуры и металлолома, и всё это проходило весело и активно с нашей стороны. А где-то в 1959-1960-ом годах нас бросили на борьбу с непарным шелкопрядом. И почему-то мы его собирали и сжигали на близрасположенном кладбище. Тогда же я поразился количеству лесной земляники на кладбище и тем, что её никто такую крупную не рвёт.

                ( окончание 2 следует)

   

    

               


Рецензии
Спасибо за воспоминания.. 11 классов это было ужасно.Слишком взрослыми мы были ,оканчивая школу.А самое обидное на следующий год за вами мы заканчивали с 10 классниками. Нас вызвали с подругой к директору и попросили извинения за то что по украинскому языку поставят 4. Постольку мало на 2 выпуска медалей. Так что серебро у нас забрали )) Вот так))

Тамара Зажирило   05.09.2015 08:50     Заявить о нарушении
Тамара, рад ,что вам понравилось начало. Будет продолжение, как раз с мучениями лишнего года обучения. Творческих вам успехов

Григорий Варшавский   05.09.2015 09:20   Заявить о нарушении
Взаимно ,Григорий. Время так быстро проскочило,что воспоминания тех лет впитываешь как губка .Только улыбка на лице.

Тамара Зажирило   05.09.2015 20:29   Заявить о нарушении