Подарочек

          Я не блондинка, не брюнетка-уже, не рыжая — я седая! Казалось бы, сиди на пенсии и не чирикай. Но не тут-то было.
          Перед новым 2015 годом я встретила свою старейшую знакомую Лиду. Она так радовалась, что сдала экзамен в автошколе и получила права, что мне ничего не оставалось как поддержать её. Сдала Лида не с первого раза, что тем более радостно. Она получила то, к чему стремилась. Муж умер, царство ему небесное. Машина ждала её. Честно, не понимаю, зачем ей права? Куда ездить? Одной! У детей машины есть, если надо довезут куда хочешь.
         В моей семье никогда не было машины и никто никогда о ней даже не думал. За ягодами и за грибами ездили по узкоколейке. Сплошная романтика. Пешком ходили с рюкзаком, на попутках-тоже весело.  Не привязан к машине, гуляй где хочешь.
         Даже помню в студенчестве, когда шла, в гордом одиночестве, по дороге на аэродром ( занималась парашютным спортом), попутные машины останавливались и предлагали подвезти, я садилась только на мотоцикл. Такая красота вокруг, и вдруг залезть в банку и мигом очутиться на месте. Ну никакого удовольствия!
         Лиду я выручила. Она от радости устроила маленький банкетик. А я была просто третьей, во избежание неловкости с обоих сторон. А поблагодарить она решила директора автошколы за моральную поддержку в момент сдачи экзамена на автодроме. У неё и без поддержки всё превосходно получилось. Но лишний раз пообщаться с приятным, уважаемым, и просто красивым мужчиной было в радость. Я тут оказалась кстати, так как была уже знакома с Захаром Петровичем.
         За рюмкой чая Лида вдруг предложила « А давайте Юлю,( то есть меня), на автомобиль посадим». Я пыталась им объяснить, что это глупая идея. Во первых- никогда не хотела водить автомобиль, люблю ходить пешком.  Трезво оцениваю свой характер и знаю-выдержки и терпения мне всю жизнь не хватает. Помню слова своего инструктора по парашюту Вавилова. Он говорил, что ему нельзя за руль, при этом показывал на меня и добавлял: « И тебе тоже, обязательно кого-нибудь задавим».
         Во вторых-машины у меня нет и не будет-пенсии не хватит. Как представлю: ОСАГО, бензин, ремонты,техобслуживание итп, итд. И ещё, куда ездить? До сада полчаса пешком, плюс удовольствие от прогулки. За ягодами и за грибами одной страшно. Да и сад  у меня почти в лесу.  Я кажется им всё так и доложила. Успокоились. Забыли.
         После 8 марта пришла в автошколу на встречу со школьниками, которым надо было два слова сказать о парашютных прыжках. И тут Захар Петрович подаёт мне бумагу-приказ о зачислении меня на курсы вождения за счёт автошколы как старейшего члена ДОСААФ.  Наверное он ожидал радости и благодарности от меня. А я просто обиделась, зачем так со мной, я же им всё сказала русским языком. Думали осчастливить. Решили, что кокетничаю. Если честно-разозлилась.  По моей физиономии Захар Петрович всё понял. « Ну прими как подарок-развлекись» И что мне оставалось? Не помню, поблагодарила я его или нет.
        Хорошо что автошкола рядом. Успокоилась, решила: значит так кому-то надо, судьба заставляет. Пошла я учиться. Давно нигде не училась,   всё сама учила других. Народу много, особенно женского пола. Сразу опять Вавилов вспомнился. На первое занятие по парашютному спорту всегда приходили в основном девушки. Он заглядывал в класс и говорил: « Среди баб дур больше!» и закрывал дверь. Я исправно ходила на занятия. Теорию преподавал Иван Васильевич. Выглядит прилично, а лицо алкоголика. Я наверное ошибаюсь, но мне так показалось. Интересно, откуда он родом?  Никогда не слышала чтоб говорили « трамвайные путя»
         Сначала тупила, потом разобралась с помощью компьютера и всё-никаких ошибок больше не было.
          Медкомиссия-это что-то! Малюсенький коридор и в нём человек 90! Дышать нечем! Но, что характерно, никто ни с кем ни разу не поссорился. Даже весело стало, когда молодой человек вышел от психиатра, он стал искать свой пакет. Все бросились ему помогать. А пакет у него в руках оказался. Дед один комиссию проходил на оружие и на права сразу. Смотрит один и тот же врач, просто заполняет два документа сразу. Но платит охотник-водитель вместо 2 тысяч 4 тысячи рублей. Комиссия тянулась с двух часов до семи. Нервотрёпка страшная.
           Первое вождение. Машина, вернее, машинка « Матиска», так её ласково назвала Татьяна, которая и посоветовала мне её. Инструктор тоже маленький-под стать машине. «Поехали» говорит. А я не знаю как её включать. Оказывается надо ключ повернуть. Повернула-машина ревёт, инструктор тоже. Оказывается нельзя долго ключ держать повёрнутым. Его нужно отпустить через 1-2 секунды. С перепуга быстро отпустила-она не заводится.
           3 педали у машины. Ту, что слева, сцепление, оказывается надо до самого пола давить. А для этого ещё и кресло надо двигать-ноги не достают. А как его двигать? Чуть сиденье не свернула. Там слева есть рычажок, его просто надо поднять и кресло само поплывёт. Ладно Алексей-инструктор подсказал, что можно за руль уцепиться когда с креслом двигаешься. Там же слева есть приступочек, чтоб можно было ногу левую убрать на время.
Справа 2 педали. Моя правая нога оказалась неравнодушна к самой правой педали-газ называется. Постоянно над ухом слышу: « Ногу с газа, да ногу с газа!» А куда её убирать не говорит. Я даже спросила: « Под сиденье её чтоли прятать?» Куда убирать-то? Никакой ступеньки нет-я смотрела. Оказывается её, ногу, надо всегда держать наготове, чтобы успеть вовремя нажать либо на тормоз, либо на газ. Тяжело-нога отвалится, если долго ехать. Приехали на заправку. Алексей попросил меня открыть бензобак. Я попыталась вылезти, чтоб найти его и открыть. Оказывается бензобак открывается из машины. Потом я пыталась его закрыть тем же рычажком.             
               Перекрёстки и светофоры просто ужас. Перед ними иногда и останавливаться приходится. Мне всё время при этом хочется взглянуть на педали. Вдруг я вместо тормоза на газ нажму и ещё потому, что с педальки  нога просто соскальзывает. Кто её знает куда она сегодня скользнёт! При этом ещё и машины кругом. Я всё время забываю после остановки переключить скорость. Машина, оказывается, трогается только с первой, а я могу и со второй. Один раз Алексей аж подпрыгнул, когда я не выжав сцепление перешла на заднюю скорость и дала газу. Машинка бедная вся затряслась, крякнула и зарычала. Алексей мне объяснил, что могло просто коробку передач разорвать.
       « Матиска» моя глохла почему-то в самых неудобных местах. При поворотах, разворотах, на подъёме, при переключении скоростей. Это всё левая нога! Она то промахивалась, то недожимала, то рано убиралась, то наоборот задерживалась на педали дольше, чем надо. Правой ноге нравилось жать на газ.
         Мне все мешали. Особенно пешеходы! На переходах идёт такой весь важный, медленно,  даже по сторонам не смотрит! А ведь еду Я! А таких как я много. Теперь через дорогу перехожу  на пятой скорости.
         Только один раз получила удовольствие и поняла, что машина может быть наркотиком. По делам инструктора мы поехали в посёлок. До него 25 километров по хорошей дороге. Дорога свободная. Скорость почти 100 километров. Красота кругом. Впечатление, что вот-вот взлетишь. Горы ведь-горизонт рядом. Просто восторг! Хочу в ралли!
          Почти все свои катания мы провели на автодроме. Въезжая  в ворота автодрома я узнала, что с четвёртой скорости на первую нельзя переключаться и что с крутой горы спускаются на первой. Самое сложное упражнение, на мой взгляд, это эстакада. Надо взлететь на горку, примерно под углом 45 градусов. Плавно остановиться, это значит выжать сцепление и нажать на тормоз. Потом поднять до упора ручной тормоз. После этого правую ногу перенести на газ. Почему-то когда убираешь ногу с тормоза машина трогается назад. Тогда хватаешься двумя руками за ручник и тянешь изо всех сил ещё выше. Начинаешь играть ногами и слушать момент, когда наша машина готова взлететь. Это уже субъективное ощущение. Она почему-то всё время орёт по разному. У меня получается на авось. Угадаю- не угадаю. Сразу надо опустить ручной тормоз и немного добавить газ при этом медленно отпускать сцепление, но не совсем. А я с перепугу ногу с левой педали резко убирала и моя машинка сразу глохла. Однажды я тоже с перепуга газу лишнего дала. В машине резко запахло палёной резиной. Я бросилась открывать окно. Но не тут-то было! Злой Алексей: « Не открывать-нюхай!»
         
         И вот настал день экзамена! Теория-ерунда, за 3 минуты всё готово и ни одной ошибки. Здесь я была, по словам одной девочки из сдающих: « Спокойная, как удав.» Теперь автодром!
         Все скучковались по машинам, каждый запомнил свой порядковый номер выступления и в загончик-ждать очереди. Все болели и переживали за всех. Волнение сильно подводит. Девушки, которые хорошо всё делали на тренировках, тут, вдруг, сбивали фишки въезжая в гараж. Гараж оказался самым вредным. Никто не ошибся при выполнении боковой парковки. Издалека было видно, что Иван Васильевич иногда поднимал красный флаг при выполнении эстакады. Самое обидное то, что несколько человек так волновались, что трогались с места не опустив ручной тормоз. Получалось дрыг, дрыг и всё-экзамен не сдан.
        Я тоже дрыгнулась и не смогла сдвинуться с места. Подняла удивлённые глаза на рядом стоящего инструктора, чужого. Он мне: « Тут горка.» Всё стало ясно. В гараж заехала бочком. Поправлять не стала, насмотрелась, вдруг тоже задену что-нибудь. Заехала ведь. Боковая парковка-легко. Вот она-эстакада! Всё нормально, собралась взлетать, а ручной тормоз опустить не могу. Двумя руками тянула его вниз. Слава Богу- въехала и съехала. Оказывается ручной тормоз Алексей подтянул накануне, а нам забыл об этом сказать.
         Поехали в автошколу сдавать город. Вот тут всё! Нервы кончились. Я ведь трезвый, пожилой человек и с трудом верю в чудеса. Бывает, конечно. Но, итак уж повезло. Город  я не сдам. Рядом сидит Алексей. Сзади гаишник-экзаменатор. Он командует. Замечание получила сразу. Не посмотрела в зеркало заднего вида при начале движения. Пыталась при этом оправдаться, что сзади меня прикрывает наша машина. Больше гаишник не проронил ни слова за все 10 минут, пока я их с Алексеем возила по городу. У меня даже мелькнуло в сознании: вдруг сдам? Но моя неуверенность чувствовалась даже мне. Чтоб лишний раз не переключаться, к светофорам с красным светом я подползала, к пешеходным дорожкам с пешеходами тоже. В результате гаишник мне сообщил: « Экзамен не сдан!» При этом добавил: « За рулём не уверена.» А жаль! Теперь в начале следующего месяца, всегда в четверг, придётся пересдавать. А может и правда научусь машину водить! И чем я хуже других, смотрю и вижу, такие придурки за рулём сидят! Почему я так, потому, что знаю, встречались. Город-то маленький.
          Вот и четверг родимый внезапно наступил. Как сказал один умный инструктор: « Машиной научиться управлять легко, главное научиться управлять собой при этом». А вот это оказывается самое трудное. Взяла три катания по городу перед сдачей экзамена. Впечатление, что машину вижу вообще первый раз. За себя было стыдно. Алексей хватался за голову и пытался меня то ли разозлить, то ли пристыдить. Наконец, в отчаянии,он заявил: « Возьму любого мальчишку и через час он будет спокойно водить машину, а ты!?»  А я никак не могла расслабиться за рулём. Вот в таком состоянии я и пришла сдавать вождение, заранее зная, что не сдам. За время экзамена я умудрилась прижаться к грузовику, напугать мотоциклиста. Вылетел справа,со двора, когда я лихо делала левый поворот. Я его даже и не заметила. Мне показалось, что и гаишник его не видел. Зато Алексей, с воплем бросился на руль. Мне пришлось его успокаивать, но если честно- хотелось треснуть по башке. Я, оказывается, не умею переключаться и думаю, что на дороге одна. Это резюме экзаменатора.
        Ну всё! Я же всем объяснила, что права мне не нужны. Больше в автошколу не пойду! Оставшуюся жизнь буду ходить пешком. Поразвлеклась и хватит!
         Но это я так решила. Уже вечером позвонил Захар Петрович и обрадовал, что в третий раз я обязательно сдам. На следующий день, нечаянно встретившись на улице я прямо ему сказала: « Я старая, больная женщина, меня мальчики не любят», с намёком: « Отвяжись!» Но он читал Ильфа и Петрова, посмеялся в ответ, и объявил, что экзамен 15 июля.
         Когда позвонившей дочке Полине я заявила, что не сдала и не буду сдавать, то тут же началась атака: « Как это ты не будешь сдавать?. Пойдёшь и сдавать будешь хоть 10 раз, но должна сдать обязательно, зря что ли училась». Потом позвонил сын Андрей, и то же самое: « Сдавай, доводи дело до конца, пусть ни разу потом не сядешь за руль, но получить водительское удостоверение должна.»
         И я решила,сдам, не сдам. Кто ещё даст мне покататься самой за рулём? Ужасно стыдно мне было перед Алексеем за экзамен. Но он обиделся, когда я ему сказала, что на месте руководителя премию бы ему не дала. Как преподаватель он двоечник, половина его учеников не сдали даже со второго раза. На втором занятии я ему заявила, что до пятнадцатого успею научиться плавно нажимать на газ. И вдруг узнаю, что пересдача   послезавтра.
         Таких как я собралось много. Одна пришла сдавать девятый раз. Оказывается и такое возможно! На «Матиску» образовалась очередь из 11 человек, одни женщины. Почему-то  решила, что всё будет как в прошлый раз, когда уже в 3 часа всё закончилось и я была дома. В этот день приезжала Полина с семьёй. Вот ведь, не раньше, не позже. Мне уже не столько хотелось сдавать экзамен, как быстрее обнять внуков, Софу и Серёжу. С 12 часов мы ждали когда вернутся машины с автодрома. Дождались только к четырём часам. С утра было жарко к вечеру все стали замерзать. Машины вернулись, но экзаменаторы пропали. Теперь мы ждали гаишников. В это время приехали мои любимые гости, ладно я ключ оставила соседям и поесть приготовила заранее. Сегодня 3 июля-день ГИБДД - праздник. Я всё время пыталась уйти, но меня останавливали: « Ну вот-вот, уже едут». Народ уже волноваться стал. Обидно, с 12 часов ждать и уйти ни с чем. Явились наши экзаменаторы в седьмом часу. Хорошо, что не в 5- в час пик на дорогах. Как только они замаячили, я сразу залезла в машину и приковала себя ремнями. Не вылезу-первая поеду, некогда мне. Смотрю, Захар Петрович атаковал моего гаишника и видимо дал ему чёткие указания насчёт меня. Всё равно сдам и без всяких указаний! На большее меня уже точно не хватит.
       Вдруг у меня в мозгах просветлело, нервы стали железными, голова супер трезвая. Я расслабилась, упёрлась головой и спиной в сиденье и поехала. Жалко это было моё последнее катание. Мне понравилось. Чётко, без суеты, плавно, без рывков. Полный контроль над собой, улицей, дорогой. Петь хотелось! Ни машин лишних, ничего, что могло бы  помешать. Только один раз не выдержала. Я остановилась на пешеходном переходе пропустить тётку с пакетами. Напротив остановились такая же пара сдающих экзамен, что бы тоже пропустить её. Она дошла до середины дороги  и вдруг бросилась назад. Я стою, она опять решилась на подвиг перед четырьмя стоящими машинами и опять не поверила, что живой останется после перехода дороги. Я тут уж стала её уговаривать перейти, наконец, дорогу. 15 минут я возила инспектора по городу. Даже Алексей не дёрнулся ни разу. Возле моего дома гаишник велел остановиться. Я послушно остановилась и услышала за спиной: « Экзамен сдан!» Ура! Довольная побежала прямо по газону домой, где меня уже давно ждали.


Рецензии