Осло Парк Вигеланда, о людях и для людей

ОСЛО: ПАРК ВИГЕЛАНДА, О ЛЮДЯХ И ДЛЯ ЛЮДЕЙ.

Автобус, недолго покрутившись по улицам норвежской столицы, припарковался у парадных ворот одного их парков города. Поначалу я не обратил никакого внимания на эти ворота. Пока собиралась воедино растянувшаяся группа,  я смотрел вдоль аллеи,   уходящей к горизонту, в конце её возвышался фаллобразный столб, а по бокам просматривались очертания скульптур. Создатель всего этого парка норвежский скульптор Густав Вигеланд. И всё, что предстояло увидеть создано талантом и руками этого мастера.

Парк раскинулся на площади 30 гектар. Объёмное пространство хотелось пройти не в толпе, хотя этого было трудно избежать, группы туристов, как морские волны накатывались одна на другую, создавая толкотню, отвлекающую от сосредоточенного погружение в мир художника, а одному.
 
Заинтересованный турист, всегда, прежде чем отправиться в путешествие, читает литературу по интересным местам маршрута. Вигеланд (11.04.1869 – 12.03.1943) работал над созданием этого парка с 1907 по 1943 годы. Это очень важные даты для понимания времени создания этого грандиозного сооружения.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось войнами в Африке, на Дальнем Востоке, зарождением социал-националистических и социалистических идей, и освобождения от политической зависимости. Именно в это время Норвегия добивается освобождения зависимости от Швеции в 1905 году. В сознании норвежцев бушует эйфория свободы, жажда увековечить этот исторический момент в каких-то  монументальных стройках. Именно к этому времени  Вигеланд, набравшись опыта художника-скульптора в Европе, приобретает авторитет первого скульптора Норвегии.

Вигеланд, увлеченный до фанатизма художественными идеями неустанно трудится, выставляет свои произведения на всевозможных выставках, а главное портреты выдающихся норвежских деятелей искусства. Политическое руководство молодого независимого Норвежского королевства безоглядно доверяет национальному скульптору осуществить его грандиозную идею по созданию парка. Правда, не безвозмездно. Правительство предоставило скульптору жильё и мастерскую на пожизненное пользование на условиях, что тот завещает городу все своих произведения.

Каторжные условия, но какая мастерская, какие условия для работы, а главное, какое доверие художнику со стороны власти. Такое доверие и невмешательство в творческие замыслы художника редкий случай. В этом союзе доверия не ошиблись ни власти города Осло, ни сам художник.

За тридцать шесть лет непрерывного труда Вигеланд создал 212 скульптур, 640 законченных изображений оголенного человека, и только 5 в одежде, среди них самого себя в рабочем фартуке и молотком в руках.  Титанический труд.

Вигеланд не тратил времени на общение с журналистами, говоря современным языком не пиарил себя в прессе. Вигеланд был трижды женат, но и здесь рационально использовал отведенный ему срок. Он время от времени менял жен, заменяя их из числа натурщиц. Последняя жена Вигеланда, когда он женился, насчитывала всего семнадцать лет отроду. По-видимому, крутые горки молодого тела укатали художника, и он не дожил всего один год до официального открытия основанного им парка.

Гигантомания. Это что норвежское изобретение? Да, нет. Это веяние эпохи. Вспомните, олимпийские игры и искусство в тридцатые годы в Германии, великие стройки и жажда создать монументальные произведения в СССР.

Вигеланд – певец человеческого тела. Да это так. Но разве Вигеланд здесь первооткрыватель. Нет, конечно. Это было присуще художникам Германии - Арно Брекер, в СССР – Мухина и Шадр.

Вигеланд – певец оголенного человеческого тела. И здесь он не одинок. Во Франции – Роден, в Германии – Брекер, в СССР – Эрзя.

В чем же отличие Вигеланда от скульпторов Европы? В Германии Брекер создает скульптуры обнаженных атлетов, сверхчеловеков. Во Франции Роден певец обнаженного тела в моменты любви.

У Вигеланда обнаженный человек во всех присущих человеку жизненных ситуациях, у него отражено состояние человека в отношениях между полами, стариков и юных, членов семьи в периоды грусти, ссоры, между родителями и детьми и показан неотвратимый путь к жизненному финалу – смерти. У всех остальных скульпторов Европы фигуры застывшие в каком-то одном порыве, в одном моменте – статика. Вигеланд – динамика, книга, роман в камне и бронзе с продолжением, где есть сюжет, его развитие и финал.

И ещё, на мой взгляд, нужно остановиться на двух моментах, способствующих пониманию творчества норвежского скульптора, чтобы потом глубже понять его суть.

Почему все скульптуры у Вигеланда оголенные? Давайте представим себе,  что все скульптуры в парке одеты в национальные одежды. Что бы из этого получилось? Во-первых, это бы усложнило работу художника. Во-вторых, этот парк приобрел бы чисто местнический национальный характер, а так это мировой шедевр. Одежды африканца, европейца, азиата, американца – это национальные оттенки, под которыми скрывается главное, поступки человека, суть жизненных проявлений остается одна – жизнь. Как говорить, в бане мы все равны. Сад скульптур в Осло это своеобразная баня человечества, где выставлена на показ не стыдливость обнаженного тела, а выставлено внутреннее состояние человека, поэтому эти тела не вызывают эротических чувств, а взывают к размышлениям, формируют философию жизни и поступков в ней.

Второй момент и второй вопрос. Как могло сохраниться всё творчество Густава Вигеланда до наших дней в полном объеме и полной сохранности? Скульптуры художников его времени одни затерялись, другие разошлись по разным странам и музеям, других забыли по политическим мотивам. Во-первых, автор сам завещал все свои творения городу Осло, власти которого, в свою очередь, выполнили свое обещание, данное автору – сохранить всё для города, сейчас получилось, что сохранили для всего человечества. Здесь важно вспомнить время создания парка. 20-30-40-е годы ХХ столетия. Неспокойное время. К власти в Германии пришли фашисты.

 В конце тридцатых началась война. Фашисты объявили войну Норвегии, а это разруха, не до искусства. Правительство Норвегии, недолго думая, принимает немецкий ультиматум и спокойно принимает оккупацию. Это преимущество небольших государств в международной политике. Штаб немецких войск расположился недалеко от мастерской скульптора. Таким образом, Норвегия избежала военных разрушений, а художник, далекий от политики, сохранил мирное небо над головой, мирные отношения с оккупантами и возможность продолжать любимую работу.

Начать экскурсию, на мой взгляд, нужно с детской площадки, это логично, потому что все мы из детства. Площадка находится слева под мостом, здесь расположено восемь детских скульптур. В центре площадки ребенок на голове, поджал ножки, он готов покинуть лоно матери. Дальше скульптуры отражающие рост ребенка: вот он держит головку, ползет, сидит и начинает ходить. Всё как в жизни безгрешные радостные движения, вызывающие восторг родителей. Площадка примыкает к пруду, гладь воды нарушается небольшими волнами, поднятыми движением уток, идиллия детства.

Поднимаемся на мост через водоем. Мост заполнен справа и слева человеческими фигурами, которые стоят плотно, как живые люди в очереди, каждая со своим характером и темпераметром – их пятьдесят восемь.

Но пойдем по линии детства. Четыре скульптуры мальчиков, по два с левой и правой стороны моста. В лицах мальчиков просматриваются характеры: холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Но один из них стал любимцем публики «сердитый мальчик». Он популярен, как «Русалка» в Копенгагене, «Писающий мальчик» в Брюсселе и ещё одна «Русалка» в Хельсинки. Этот мальчик из Осло доступен всем, к нему прикасаются многие с какой-то ложной надеждой на счастье, левый кулачок мальчика от этих прикосновений блестит, как «золото».

Здесь же на мосту фигура отца в расцвете сил, который, то ли играет со своими многочисленными сыновьями, то ли отбивается от их назойливости. Каждый может составить свой сюжет в зависимости от настроения. Пятьдесят восемь скульптур, говорить обо всех нет смысла, но надо подчеркнуть наличие фигур бегущего мужчины, радость материнства, когда женщина кружится с ребенком в руках с распустившимися волосами, здесь есть люди средних лет с отвисшими щеками, грудями и животами. Всё как в жизни.

Композиция под названием «Мост» была представлена заинтересованной публике в 1940 году в присутствии фашистского наместника и получила одобрение.
Идея кольца, непрерывности и повторяемости жизни многократно подчеркивается Вигеландом, как в отдельных фигурах, так и многонаселенных композициях.

Одна из таких композиций имеет название «Фонтан». Фонтан привлекает внимание в первую очередь не шумом падающей воды, а нелепыми мрачными деревьями, в ветвях которого скрываются этапы жизни от рождения и до смерти. Верхушки деревьев подрезаны, как и подобает садовым насаждениям. Но, внизу, под кроной идет борьба за жизнь. Вот группа мальчишек карабкается к вершине дерева, на поверхности появляется фигура одного мальчика при поддержке взрослого мужчины. В другом месте девушка, по-видимому, впервые почувствовала зов природы к продолжению рода, и она не задумываясь бросается в омут жизни.  Девушки преодолели трудности роста и во всей своей красе смотрят на мир через ветки деревьев жизни. Но финал у Вигеланда, как у самой жизни один.

Каменная платформа и «Монолит», венец трудов скульптора. Груда камней, превращенная в скульптуры. Здесь вновь всё повторяется. Мать, обузданная собственной косой, управляется детьми – вся жизнь ради детей. Фигуры, фигуры, фигуры. Надо на чем-то остановить взгляд, который уже начинает затуманиваться от обилия скульптур и повторяемости сюжета.

Молодые, зрелые сильные люди, но вот старики, радующиеся жизни. И вот финал. На руках старика умирает его спутница жизни. Он бородатый, отрешенный взгляд. Что можно сказать, всматриваясь в эту пару людей. Взгляд человека не в жизнь и вдаль. Старик смотрит внутрь себя, всё позади любовь, ревность, ссоры с женщиной, которая только что отошла от него на бесконечное расстояние. В голове нет мыслей о будущем, нет идей, всю это вытеснила память о прожитом, человек ждет заключительного аккорда, как когда-то ждал любовного свидания.

Молодость тем и отличается от старости, что молодой мозг пуст, и молодые стремиться заполнить эту пустоту знаниями, опытом жизни, молодой мозг генерирует идеи развития человека и человечества, в нем ещё нет фактов из жизни, этот груз старости. Мозг старика переполнен воспоминаниями, которые уже никому не интересны,  впереди, познание, непознанного.

Идешь вокруг застывших гранитных человеческих истуканов, останавливаешься, каждая фигура интересна, вызывает определенные эмоции, но однотемное мышление также не бесконечно, надо менять направление мысли.

Однако оставить без внимания сам «Монолит» означает пропустить финал. Художник начал работать над «монолитом» в далеком 1919 году и только в 1924 началась работа над ним. В 1927 году на территорию парка привезли цельный камень весом в несколько сотен тонн, на следующий год его установили. Художник создал макет в натуральную величину. Вокруг натурального камня в 17 метров высотой соорудили деревянный навес, и три ученика мастера из дня в день трудились с 1929 года по 1943, воплощая идею в жизнь. На Рождество 1944 года под деревянный навес вошло и поднялось до высоты памятника свыше ста восьмидесяти тысяч человек. Те зрители 1944 года рассматривали скульптуры на уровне глаз, не так как мы сейчас задираем голову до головокружения.

Давайте задумаемся над датой открытия «Монумента» 1944 год, уже просматривается победа над фашизмом, уже советские войска начали освобождать север Норвегии, а в её южной части открывают новый памятник, и, конечно, в присутствии представителей Вермахта.

Что же представляет собой «Монолит»? Конечно, это очередной фаллистический памятник архитектуры. А где их нет? Этот символ пришел из древних времен и возводится до сих пор, как символ успеха и дальнейшего существования. И сейчас можно найти этот символ в современной  архитектуре от Вашингтона и до самых до окраин. Фаллистическая статуя Вигеланда оригинальна его идеей. Внизу старики, а дальше ввысь карабкаются молодые люди, мужчины и женщины, высоту покоряют дети, как символы бесконечной жизни.

На этом знакомство с творчеством Вигеланда можно закончить, но этими скульптурами не ограничивается сам парк. Он велик, ухожен, красив, действительно место отдыха людей. Отвлекшись от статических статуй, видишь движение жизни. Норвежцы спортивный народ, поэтому на дорожках парка не только гуляющие туристы, но бегущие за спортивными рекордами местные спортсмены. Их много и они вызывают к жизни новые мысли и новые сравнения.

Забыл о воротах парка. Массивные, тяжелые ворота, из кованого железа, гранита, сверху какие-то маловпечатливые, тяжелые фонари. Ворота были построены в 1942 году на деньги Норвежского банка. Не трудно догадаться, кто контролировал негласно работу этого банка.  Вот такой сохранился до нашего времени памятник культуры времен Третьего Рейха.

Памятник не однозначный и отношение к нему у каждого посетителя своё. На то и существует плюрализм мнений.


Рецензии
Да, отношение у каждого свое. Для меня это было очень интересное место. Вспоминаю, как одна из нашей группы говорила: "Как это люди могут фотографироваться и радоваться в этом парке. Я их не понимаю".

Светлана Винокурова 2   24.11.2015 15:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.