Китай с нами. Децлы
Ван Ли, китайский философ начала XXI века.
Концентрация трагедий во времени и пространстве (http://www.proza.ru/2015/09/01/445) уже обозначила общий вектор движения общества. И все же есть силы, которые в состоянии изменить ход истории. В зависимости от воздействия на них самих импульс этих сил может быть как положительным, так и отрицательным.
Из литературы мы знаем, что происходит с изолированным сообществом подростков. Шестьдесят лет назад Уильям Голдинг написал роман-аллегорию "Повелитель мух". Ход событий здесь определялся не мыслями участников Гражданской войны в США, волею судьбы и замыслом Жюля Верна попавших на таинственный остров. Мотивация общего выживания колонистов, возглавляемых Сайрусом Смитом, в "Повелителе мух" заменена на доминирование сильной особи.
Увы, нечто подобное мы видим и в нашем, не изолированном от воздействия взрослых, подростковом сообществе. Некие правила "зоны", диктуемые не разумом, а манипуляцией поведения толпы. Вчерашний пример, показывающий глубину этих процессов, описан в "Московском комсомольце".
Кто не читал, кратко поясню. Корреспондент Василий Яшкинас узнает от своей дочери-девятиклассницы о Дне знаний в её школе. Праздник начался с замечания одной девочки об американском флаге на стене кабинета английского языка. Ученица предложила сорвать его и вытереть об него ноги. Предложение поддержал ещё один юноша.
Интересна реакция преподавателя:
- Я и сама подумывала убрать этот флаг со стены.
Горький вывод делает автор заметки: "Скорее всего, родители этих детей пропустили момент превращения чад в маленьких фюреров..."
Увы, учительница не осмелилась возразить "маленьким фюрерам", что за этот флаг отдавали свои жизни не только герои романа Жюля Верна. Она, эта "учительница", уподобилась толпе подростков из романа Голдинга. Или правилам реальных "Голодных игр". И уже не разум, а страх повелевает в подобных условиях поведением не только детей, но и самих взрослых. Подчиняясь ему, ты можешь сорвать флаг недружественной, как тебе внушили, страны, растоптать и сжечь его. Ты можешь выбросить книги Жюля Верна и Уильяма Голдинга. Но страх не уйдет после этого. Он, этот повелитель мух будет требовать все новых и новых жертв. И лишь твой собственный разум может победить твою зависимость от страха.
Накануне Дня знаний был очевидцем примечательной сценки. Некого противоречия общих правил поведения и разрушения стереотипа. На крыльце школы сидит группа подростков. Один из них подносит ко рту некую железяку. Думаю, большинство уже знает об электронных сигаретах. Но клубы дыма реальны.
Из дверей школы выбегает женщина и начинает ругаться на подростков. Возвышаясь над ними, она прогоняет их в "свою" школу. Из отрывочных фраз понимаю, что молодежь уже несколько дней оккупирует ступеньки. А кругом дети. Юноша с железякой пытается объяснить женщине, что электронные сигареты безопасны для окружения. Но та, как оказалось, директор школы, вызывает подмогу и грозится милицией.
Пытаюсь объяснить женщине, что не стоит в таком тоне общаться с молодежью, а лучше спуститься к ним и поговорить по-человечески. Куда там. Прошу ребят ради успокоения разошедшейся спуститься со ступенек. Они соглашаются, по ходу объясняя и мне безопасность электронных сигарет.
Вроде бы и права директор школы. Но КАК права? Формализм социального статуса преобладает над простым общением. Да и не только в школе. Жизнь наша пронизана этим формализмом, приобретающим, как мы видим сейчас, новые оттенки. Думаю, инициаторы снятия американского флага после Урока Мира пошли за угол покурить.
Отличаются ли в этом плане китайские подростки? Возможно, они более дисциплинированы и целеустремленны. Но и они не могут не видеть противоречий мира, чудовищного расслоения своего общества. Представьте, здесь на сумму, равную одному доллару в день, живет более ста миллионов людей. В России, конечно, не сто, но 22 озвучено официально. А рядом особняки и дорогие машины богатых. И как в этих условиях поступать "децлам"? Уподобиться героям "Повелителя мух" или "Таинственного острова"? Увы, сценка на ступеньках школы говорит о первом. Да и не выгодно "верхам", чтобы подрастающее поколение "включало мозги". Лучше перевести этот импульс на внешнего врага и сорвать ненавистную атрибутику. А потом отключить интернет. Но для этого требуется более тщательная подготовка, что и показывает нам Китай.
Так что же делать с американским флагом на стене кабинета иностранных языков? Это, что вы видите в нем. Или героев романа Жюля Верна, или образы, созданные нашими федеральными каналами. Решайте. Только не забудьте, что за вами внимательно смотрят глаза будущего поколения. Или маленьких фюреров, или разумных людей.
Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/04/954.
Свидетельство о публикации №215090200380
Спасибо, Евгений!
Рефат Шакир-Алиев 03.09.2015 21:36 Заявить о нарушении