Ледник Федченко

       Много горных маршрутов прошёл я с рюкзаком: Кавказ, Тянь-Шань, Кольский, Урал, Карпаты, Саяны… Но ныла в моём сердце заноза: я не был на Памире. Он считался самым суровым среди горных массивов СССР, к тому же почти весь находился в погранзоне, куда требовались пропуска, и я мечтал о нём, как мечтает юноша об увиденной в зарубежном фильме недостижимой красавице.
       Но однажды в городском туристском клубе я увидел объявление: «Требуются участники для похода на Памир». Вот он – счастливый случай!
Идея похода показалась мне странной: маршрутом пятой (высшей) категории сложности шла группа асов во главе с легендарным С., а параллельно, для страховки, должна была идти другая группа, маршрутом попроще – «троечкой». Туда-то я и попал в соответствии со своей туристской квалификацией.
       «Какая может быть страховка, – недоумевал я, – если группы разделены хребтами и не имеют никакой связи?». 
       Как бы то ни было, мы прилетели в Душанбе, оттуда на двух попутных машинах доехали до посёлка Пяндж на одноимённой реке (см. карту на фото), по которой проходила  граница между Таджикистаном, тогда ещё входившим в СССР, и Афганистаном. Граница представляла собой ряд бетонных столбиков, как для дачного забора, с натянутой на них колючей проволокой. Никакой вспаханной контрольно-следовой полосы и уж, тем более, никаких приборов слежения. Шёл 1980-й год, уже полгода советские войска воевали в Афганистане, но тут никаких признаков военных действий не было видно.
       Таджики рассказали, что ночью переправляются через реку на автомобильных камерах в гости к родственникам – афганским таджикам. Вообще было удивительно наблюдать: на другой стороне реки, по расстоянию – как на другой стороне Невского проспекта,  афганец расстелил коврик и устроился на нём для вечерней молитвы. Чуть дальше – сложенная из камней хижина, окно без стёкол занавешено тряпкой. Наши таджики в разговорах проявляли большую преданность Советскому Союзу: они говорили, что видят, как живут в Афганистане, и понимают, что жили бы так же, если бы не СССР. А представитель поселковой администрации, к которому мы зашли зарегистрировать наше прибытие (погранзона!), сказал, что на содержание горных таджиков тратится столько средств, что дешевле было бы круглогодично содержать их в доме отдыха на черноморском курорте: все товары, еду, топливо для электрогенераторов приходится привозить по страшным памирским дорогам. Практически, единственная культура, которая там хорошо произрастает – табак.
Но на табачных плантациях, расположенных ступенями на склонах гор,  трудились исключительно женщины, а мужчины сидели группами на корточках в тени и беседовали или пили чай в чайхане.
      Странно было слышать, что на Памире очень ценится диплом о высшем образовании, причём, 90% юношей (о девушках речи не было, учёба – не их дело), получив образование, возвращались в родные кишлаки, где это образование совершенно негде применять. Но зато парень с дипломом – завидный жених.
Родственники жениха ставили «молодым» дом, а родственники невесты заполняли его мебелью, посудой… Так что после свадьбы молодая семья въезжала в готовое жилище.
Но жизнь там всё же была очень бедная. Вокруг посёлка росли вишнёвые деревья, усыпанные ягодами. Наши организмы, измученные почти суточной  ездой по горным дорогам,  взалкали, и мы спросили проходящего таджика, как бы нам раздобыть  вишен.
      - Идите, ешьте! – удивлённо махнул он рукой в сторону деревьев.
      Мы, не зная местных правил и не будучи уверенными, что наш налёт на вишни не вызовет неприязни у местного населения, спросили его, не может ли он нам нарвать немного, а мы ему заплатим – и показали рубль (в то время на него можно было купить 300 г «Российского» сыра). Таджик чрезвычайно изумился, что за дармовые ягоды можно получить ТАКИЕ деньги, и принёс нам ведро вкуснейших вишен.
      - А чьи это вишнёвые деревья?
      - Да ничьи!
      - Но вы ведь собираете ягоды?
      - Да нет, они осыпаются…
      - А что же вы их не едите?
      - Да разве это еда? Мясо – вот еда!
       Тем временем наш командир С. договорился с водителем грузовика, и на следующее утро с рассветом мы выехали к точке начала наших маршрутов. Дороги   там уже не было, машина шла по руслу мелкого (по щиколотку), текущего  по камням ручья. Тряска была ужасная. Вдруг водитель заглушил мотор и заявил, что дальше не поедет: боится разбить машину. Командир напомнил ему, что мы заплатили деньги, и он обещал подвезти нас гораздо дальше. Но водитель упёрся. Тогда С. спокойно сказал:
      - Либо ты везёшь нас до намеченной точки, либо машину поведу я, а ты побежишь сзади.
       Такая альтернатива вразумила водителя.
       К счастью, машина не развалилась от этой безумной езды по камням, мы доехали до намеченного места, позавтракали и, пожелав друг другу удачи, разошлись разными маршрутами. Нашу группу возглавил Андрей.
       Много интересного было в этом походе. Дней десять мы находились на такой высоте, где не было ни травинки, только камни, снег и лёд, и это очень давило мне на психику, особенно – при мыслях, что внизу – лето, жара за 30 градусов и среднеазиатские базары, полные фруктов и вкусных национальных блюд. Но самые сильные впечатления я получил от ледника Федченко – самого  большого ледника в СССР и одного из крупнейших в мире (см. фото). Длина его 76 км.
       Мы должны были спуститься в верховья ледника Федченко, перейдя через хребёт Академии наук по перевалу Абдукагор. Поднявшись на него, мы обнаружили, что со стороны спуска образовался огромный снежный карниз, нависающий над склоном метра на три. Он затвердел под солнцем и ветрами, но под нашей тяжестью вполне мог рухнуть. Пришлось прорубать в смёрзшемся снегу тоннель длиной метра четыре, чтобы выйти к склону. Для единственной имевшейся у нас небольшой лопатки задача непростая, но гораздо большую трудность представляла разрежённая атмосфера. На высоте перевала (5080 м) атмосферное давление составляло около 400 мм рт.ст., т.е. почти в 2 раза меньше нормального. Соответственно, и кислорода в наши лёгкие попадало в 2 раза меньше.
       Копали по очереди, задыхаясь и меняясь каждые пять минут. При этом со стороны наши движения выглядели, как в замедленной съёмке. Наконец, добрались до начала склона, похожего на внутреннюю поверхность шара, покрытую затвердевшим снегом. Мы находились в точке, где крутизна была почти отвесной. Постепенно склон выполаживался, и метров 200 – 250  ниже уже можно было спускаться на ногах с надетыми «кошками».
       Мы ввинтили в склон ледовый крюк, пропустили в его ушко 50-метровую верёвку и по сдвоенной верёвке стали спускаться по одному. Спуск не представлял никакой сложности: мы пристёгивались карабином к закреплённому на верёвке зажиму – «жумару». Он прочно держал человека на верёвке. Держась одной рукой и ногами за верёвку и нажав другой рукой рычажок жумара, можно было передвинуть его на полметра вниз и затем, отпустив рычажок, спуститься самому. И так 25 метров до конца верёвки. Там человек ввинчивал крюк, пристёгивался к нему и повисал, отстегнувшись от жумара и отпустив верёвку, по которой начинал спускаться следующий. Так мы и висели в рядок на почти вертикальной снежной стене, как приколотые булавками бабочки в коллекции. Последний спустившийся выдёргивал верёвку из верхнего крюка, который, увы, там и оставался, ввинчивал новый крюк, продевал верёвку, первый пристёгивался к ней, вывинчивал свой крюк, и всё повторялось. Дело небыстрое и скучное.
       Но «проходит всё», и вот мы уже в самом верху ледника Федченко, на высоте 4800 м. Медленно переставляя ноги в «кошках» и всё равно дыша, как марафонец в конце дистанции, дошли до ровной площадки, расстелили палатку и рухнули на неё. Пульс у всех 150-180.
       Отлежавшись, я решил пройтись. Всё-таки, я – на леднике Федченко!
Без рюкзака идти было легче, но всё равно очень тяжело. Душа попыталась возликовать от сознания, что я – на такой высоте, на легендарном леднике, и вокруг сверкают под солнцем высочайшие горные хребты… Но измождённый тяжёлым переходом организм тут же одёрнул её, как одёргивал старый боевой генерал юную жену, раскокетничавшуюся на императорском балу, и душа смиренно замерла.
       Вдруг я увидел порхающую над снегом бабочку. Как она залетела на такую высоту? И, главное, - зачем?
       Оказалось, что здесь была точка встречи с основной группой. В этом, якобы, и заключалась страховка.
       Ждали мы их, как было условлено, три дня. Спали, ели, разговаривали, пели под мою гитару. Я с удивлением обнаружил, что наш командир Андрей запасся в Душанбе на базаре насом и теперь периодически кладёт щепотку этих зелёных шариков под язык. Нас (или насвай) – лёгкий наркотик, изготовляемый смешиванием табака с гашёной известью. Он открыто продавался на среднеазиатских базарах.
       - А какие от наса ощущения? – стал я расспрашивать Андрея.
       - Да примерно как от водки. Только, бывало, водки выпьешь, и вдруг ситуация изменилась, надо что-то делать, а ты и не знаешь, как и протрезветь. А нас выплюнул – и через минуту ты в порядке.
       Там мы услышали по приёмнику о смерти В.С.Высоцкого и целый вечер пели его песни.
       На высоте защитный слой атмосферы тоньше, и ультрафиолет интенсивнее. А отражение от чистейшего снега ещё удваивает его интенсивность. Наши лица жутко обгорели, кожа потрескалась, и малейшее движение лицевых мышц причиняло боль. Еда превратилась из удовольствия в мучительную процедуру. У всех имелись разные кремы, но самым эффективным средством оказалось мумиё, кусок которого я взял в поход. Макая мумиё в воду, мы натирали им щёки, и сразу наступало облегчение.
Андрей, склонный к суперменству, единственный из нас не взял с собой тёмные очки и почти ослеп от яркого солнца. Пришлось ему ходить с повязкой на глазах, в которой были проделаны две дырочки диаметром около одного миллиметра, чтобы хоть что-то видеть.
       В конце третьего дня стали думать, что делать дальше. При планировании маршрутов никто даже мысли не допускал, что основная группа не появится в условленном месте встречи. Андрей не получил на этот счёт никаких инструкций.
Решили продолжать маршрут. Да и что ещё мы могли сделать?
       В утро перед выходом, назначенным на 6 часов, была моя очередь дежурить. Я встал в 4. Внутренний будильник не подвёл. Удивительно! Стоило перед сном несколько раз повторить: «Нужно встать во столько-то» - и я просыпался именно в заданное время. Как это работает в организме?
       Я взял кастрюлю с замоченной с вечера гречкой и выполз из палатки. Ярко светила луна. Термометр показывал минус 16. Трепавший палатку шквальный ветер мгновенно заморозил мои пальцы. «И зачем я здесь? – подумалось мне. – Лето, отпуск, внизу – жара, дыни, виноград, а я тут коченею…». Но вид усыпанного звёздами чёрного неба, заснеженных хребтов и нашей одинокой палатки на белом пространстве ледника наполнил меня восторгом. Я представил точку на карте Памира. Эта точка – я. «Я же всю жизнь буду это вспоминать!» - воскликнул я мысленно.
Хорошо, что я с вечера сложил вокруг примуса стенку из вырубленных лопатой снежных кирпичей, иначе ледяной ветер сдувал бы пламя и охлаждал кастрюлю. Дополнительно я окутал примус с кастрюлей стеклотканью. Благодаря этим мерам, вода вскипела быстро. Дома я после закипания выключал огонь, и каша доходила сама. Но на высоте 4800 м температура кипения воды 84 градуса, и, чтобы довести кашу до готовности,  пришлось полчаса держать кастрюлю на огне. 
       Позавтракав, мы вышли на маршрут. За три дня мы отдохнули, но идти всё равно было очень тяжело. Организм экономил силы на каждом движении. При перепрыгивании очередной трещины (а при весе рюкзака под 30 кГ это не так просто), шириной около метра и глубиной метров 5 – 6, моя левая нога оттолкнулась чересчур экономно, и правая дотянулась до другого края трещины лишь носком. Я соскользнул вниз. К счастью, метром ниже оказался выступ, на котором мне удалось устоять. Это происшествие не вызвало в моём одурманенном недостатком кислорода сознании никаких эмоций, и, выбравшись, я пошёл дальше, так же экономно перепрыгивая следующие трещины.
       Так мы шли вниз по леднику, чередуя 50-минутные переходы и 10-минутные привалы. Тут и там торчали «грибы»: вокруг больших (около метра) камней дневное солнце в течение десятков лет растапливало лёд, а под камнем лёд был защищён от солнечных лучей; в результате камень оказывался приподнятым над поверхностью ледника на ледяной ножке высотой 50 – 70 см.
       Около полудня перекусили халвой и копчёной колбасой. Солнце размягчило верхний слой смёрзшегося за ночь снега, и идти стало труднее.
       Вдруг моя нога провалилась по самый пах, и в ботинок полилась ледяная вода.
       - Осторожно! Снежное болото! Я читал о нём в отчётах, – предупредил Андрей. – Всем лечь и ползти к ближайшей морене*).
       Мы поползли кто куда. Большего ужаса я не испытывал никогда в жизни. Руки то и дело протыкали  размягчившийся от солнца снег, ощущая под ним ледяную воду, и было неизвестно, сколько там до дна – полметра или десять метров. Тонкий – сантиметров сорок – слой подтаявшего снега, легко протыкаемого рукой,  казался столь непрочным, что непонятно было, как он вообще может выдерживать вес человеческого тела с рюкзаком. Воображение рисовало, как он вдруг проваливается подо мной, и я оказываюсь в ледяной воде, увлекаемый вниз тяжёлым грузом за плечами.
       Я полз, не видя ничего вокруг и непрерывно матерясь, сосредоточившись только на контроле состояния снежной прослойки между мной и водой. Наконец, метров через пятьдесят я выполз на камни. Какое это было счастье – ощутить под ногами надёжную твёрдость морены! Адреналин иссяк, и силы сразу оставили меня. Я снял рюкзак, сел на камень и огляделся. Почему-то участники группы оказались раскиданными на расстоянии более сотни метров. Это, конечно, следствие нечётких действий нашего командира в экстремальной ситуации.
       Мы собрались вместе и, передохнув, продолжили спуск по леднику, идя по морене, хотя движение по камням было гораздо труднее, чем по ровной снежной поверхности. 
       Далее был обычный маршрут с обычными трудностями и радостями. Счастьем было вновь увидеть после льдов и скал первые кустики травки. А в   Ленинграде  мы узнали, что наш командир С. поехал в поход простуженным, надеясь на свою двужильность. Но нехватка кислорода на высоте и непомерные нагрузки так ослабили организм, что болезнь резко прогрессировала, и группе пришлось в самом начале сойти с маршрута и транспортировать своего командира в больницу. Из-за самонадеянности и безответственности командира оказались зря потраченными деньги на перелёт и дни отпуска.
________________________
*) Морена: Со склонов окружающих гор на ледник скатываются камни. Лёд ледника «течёт» сверху вниз, т.е. от краёв к середине долины и вниз по долине. Скорость движения ледников различна и зависит от времени года и от того, в каком районе находится ледник. Например, горные ледники Альп перемещаются со скоростью от 0,1-0,4 до 1,0 м в сутки. Поперечное течение льда сносит камни к середине ледника, а продольное выстраивает их в гряду. В результате за тысячи лет на ледниках образуются одна или несколько гряд камней, называемых моренами (они хорошо видны на фото).


Рецензии
Владимир, с некоторых пор подобные случаи, да ещё описанные, несмотря на трагизм происходящего, довольно увлекательно, читаю с большим интересом. А когда написано грамотно, и глаз не цепляется за ошибки, приятно вдвойне.
Этот интерес "проснулся" после знакомства с прозой Григория Федосеева. Сейчас на столе книги Владимира Топилина. И на сайте есть путешественники, таёжные охотники и рыбаки, рассказы которых и увлекают, и потрясают.
Прочитала несколько Ваших работ. Темы интересны, некоторые близки, так и хочется что-то ответить. Но... меня смутило то, что Вы написали в своём резюме.
"..не отождествлять автора с персонажами.. А мне так поверилось, что Вы работали в школе. От души написала и убрала.
Смутило замечание о том, что в окошечке для рецензий Вы хотели бы видеть высказывания о прочитанном и литературных достоинствах текста.
Так-то оно так, но иногда чужие тексты так "напахнут" чем-то родным и близким, что автору от души хочется сказать просто "спасибо".
Спасибо, Владимир.

Валентина Колбина   21.11.2017 14:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за добрые слова.
В резюме я так написал потому, что не раз читатели, в чём-то не согласные с высказанными мною мыслями, но не способные возразить по существу прочитанного, начинали кусать автора. Особенно это касается моей публицистики.
А в школе я, действительно, работал. И на ледниках был. Тут всё - правда.
Попросил я не отождествлять автора с персонажами после опубликования повести "Ядовитый Ландыш", ибо тема рискованная. Опять были нападки, хотя там я писал не от первого лица.
С уважением,

Владимир Крылов   22.11.2017 09:48   Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир. Если работали в школе, значит, мы - коллеги.
Иногда с первых фраз чувствуется, что автор пишет о себе. Да и то, чего придумывать и огород городить, если в жизни столько всего произошло, столько было встреч, разных историй. Немного литературной доработки и можно писать.
А про "покусывающих" критиков хочу сказать одно: они сами - далеко не пример для подражания. Встречаются, к сожалению.
А Ваш рассказ прочту. Стиль изложения понравился.
Всего доброго Вам.

Валентина Колбина   22.11.2017 11:57   Заявить о нарушении
Добрый день, Валентина. Я заглянул на Вашу страницу и знаю о Вас то, что там написано. И с удовольствием посмотрел на Ваше фото: лицо доброй и умной женщины.
В школе я проработал всего месяц, как и написано в рассказе. Как она изменилась по сравнению со временем моего школьничества! Жалко учителей.
Всего Вам наилучшего!

Владимир Крылов   22.11.2017 13:32   Заявить о нарушении
Врет он все - свистун.
Горы таких сразу душат. Особенно - Памир.
Горы не любят предателей. Ни страны, ни друзей. Горы - это связка - стальная и одновременно гибкая.
А на Памир его не пустили органы, что бы он в Афган не свинтил. К друзьям моджахедам.
Они кстати тоже предателей не любят.

Игорь Донской   24.11.2017 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.