Пенсионер 5. Бриллиант

Каждый раз, проходя мимо двери квартиры Селены, Алексей чувствовал какую то неловкость.  Всё-таки не надо было связываться с соседкой, недаром говорится – не греши, где живёшь, тем более без каких  либо серьёзных намерений. Надо как то загладить своё легкомыслие и остаться, если не друзьями, то хотя бы хорошими соседями. Так что там любят девушки … ах да, бриллианты. М-мы … могли бы любить что-нибудь поскромнее.

Тем не менее, на следующий день Тонков стоял у прилавка ювелирного бутика торгового центра «Акрополис» и балдел от цен. Занюханное золотое колечко с одним брюликом в 0,9 карата стоило почти пять тысяч евро. Правда вокруг него рассыпана ещё какая-то крошка, которая согласно бирке обозначала ещё 0,25 карата. Но эту крошку надо рассматривать в мелкоскоп, да ещё иметь буйную фантазию, чтобы обозвать её бриллиантами. И всё-таки банковская карточка грешника похудела на обозначенную в ценнике сумму.

Кольцо на Селену произвело неизгладимое впечатление, особенно когда  на этикетке разглядела цену. И понимая, что это прощальный жест, поклялась в вечной соседской дружбе, не ограниченной моральными устоями.
 С лёгким сердцем и чувством выполненного долга Алексей заходил к себе в квартиру, как вдруг зазвонил, редко беспокоящий его, телефон. Номер не определялся, поэтому он не удивился, услышав в трубке голос Серёги-атташе.

Ровно через час, Алексей сидел, в средней руки забегаловке «Чарли», на окраине города, и с усмешкой разглядывал пожилого бородатого собеседника.
-  Ну скажи, Серёга, зачем эта клоунада? Неужели всё так серьёзно? – ухмылялся Тонков, - Хотя борода тебе идёт, не отклеивай её и впредь.
-  Более, чем серьёзно, затронуты важнейшие экономические интересы государства. Но во все обстоятельства посвящать тебя пока не имею права. Первый этап действий таков. Необходимо устроиться на работу в фирму «Rokas»(Скала – лит.) и выяснить, что она производит как легально, так и подпольно. А главное, куда уходит неучтённая продукция.
-  И всего то? А попроще в твоей агентуре никого не нашлось? – недоумевал Алексей, - И как это литовская фирма может угрожать экономическому могуществу великого государства Российского?
-  Эта фирма, только один из десятков щупальцев гигантского спрута, ворочающего миллиардами криминально-теневых долларов. Основной организм и голова находятся в России. А мы, через этот щупалец должны туда проникнуть и убедиться в своих подозрениях. Так как пока всё это предположения, основанные на агентурных разработках ФСБ. Уровень секретности и качество охраны у этого спрута чрезвычайно высоки, поэтому Генштаб дал согласие на твоё использование.

Через три дня Тонков сидел на проходной совместного российско-литовского предприятия «Скала», в чёрной форме охранника. Из оружия в его арсенале были только газовый баллончик,  электрошокер  и травматический пистолет калибра 6,5 мм.
Фирма обосновалась в пригороде Скайдишкес, и как оказалось, занималась синтезом кристаллов драгоценных камней из растворов. А по попросту говоря, производила синтетические камни для ювелирной промышленности.
Что Алексею показалось странным, так это то, что безопасность  осуществляли не охранные агентства, такие как «Команда» или «Бюро бывших комиссаров» и даже не полиция на договорных основах. Охрана была своя.

Решающим фактором при приёме на работу оказалось то, что начальник Службы безопасности Станислав Слаптис, оказался соседом Алексея по микрорайону. Они даже как то пересекались в бильярдной и кегельбане торгового центра «Мада». Станислав обладал широченными плечами, пудовыми кулаками, маленькой головой с узким покатым лбом и выраженными надбровными дугами.  Этому антуражу совершенно не соответствовали пытливые пронзительные глаза, заглядывающие прямо в душу собеседника, и широкая эрудиция.

Сегодня Тонков специально приехал на работу на общественном транспорте, для того, чтобы после окончания смены напроситься своему начальнику в попутчики. Тем более, что начальная тема для душевного разговора была. На основных фалангах пальцев левой руки у Станислова были выколоты четыре буквы : М.П.С.Ф., что должно было обозначать – Морская пехота Северного флота.

Слаптис подвести Алексея нехотя согласился, но предупредил, что это в виде исключения, так как он не всегда сразу едет домой. Сначала ехали молча, начал Алексей:
-  Хотите, Станислав, я отгадаю, что у вас выколото на левом плече?
-  Попробуй, новобранец. – подозрительно посмотрел на Тонкова начальник.
-  Там, на фоне Андреевского флага, голова белого медведя в чёрном берете. И где то ещё должна быть цифра 61.

Машину, серебристый «очкастый» мерин, резко мотануло в сторону. Начальник СБ ошалело таращился на Тонкова:
-  Так ты … ты что, из наших?
-  Нет, я в 61-ой бригаде не служил. Мы в десяти километрах от посёлка Спутник строили подземный командно-диспетчерский пункт корпуса ПВО. Но с вашими ребятами в забегаловке «Бабьи слёзы»  посёлка, мы много водки и спирта выпили.
-  Так ты стройбатовец, что ли? Да, были там такие. – облегченно вздохнул Станислав.
-  Да, я после училища туда литёхой попал. Кстати, может по пивку, за содружество родов войск? Тем более, что завтра выходной.

В гостиной Алексея, на обеденном столе красовалась ополовиненная литровая бутылка водки «Абсолют», вторая, такая же, но совершенно пустая, по-офицерски покоилась у ножки стула. Станислав, а сейчас уже Стаська, солидно захмелев, вещал:

-  Вот ты, Лёха, до майора дослужился, а я всего лишь к концу срочной старшего сержанта получил. А сейчас у нас всё наоборот. Но ты для меня как братан. Поэтому, если доверие оправдаешь, через год возьму тебя во внутренний рубеж охраны, а там зарплата в два раза выше.
-  А сейчас нельзя? Чё-то я про внутреннюю охрану ничего не слышал.
-  Так ты работаешь без году неделя, откуда тебе знать. Но … тебе, как своему пацану скажу – там тоже производство,  отдельное, по особым технологиям, секретным. Курирует это дело Москва, поэтому и требования к охране исключительные. Кстати как у тебя со стрельбой и рукопашной?
-  Давай, встаём в стойку, проверь!

Первых два удара Алексей успешно парировал, третий, в голову «пропустил».
- Вообще то, для стройбатовца неплохо, где занимался?- ухмылялся довольный Стаська.- А стрелять то хоть умеешь?
-  Да в училище секция была по каратэ. А стрельба … двадцать пять из ПМ по грудной.
-  Неплохо, неплохо. А с внутренней охраной поглядим, может с испытательным сроком получится взять тебя.

Через два дня Станислав вызвал Алексея к себе в кабинет и заставил написать подробнейшую автобиографию. Потом проинформировал, что эти данные уйдут в Москву на проверку, и если всё хорошо, то при полном его, Станислава поручительстве, работать Лёхе во внутреннем рубеже на двойной зарплате.

Через десять дней, Алексей, уже в новой камуфляжно-цифровой форме трудился на охране секретного производства. Меры предосторожности и секретности здесь напоминали Главное управление имперской безопасности Третьего рейха времён Штирлица. Только здесь ещё присутствовали видеокамеры и электронные замки дверей, реагирующие на отпечаток большого пальца.


Первый месяц работы на новом месте, по информации, почти ничего не дал. Выяснилось только, что за продукцией из Москвы ежемесячно прилетает курьер, и что вход на само производство, кроме узкого круга непосредственных исполнителей, заказан даже охране, исключая начальника Службы безопасности. Также было странно, что на секретное производство не могли входить даже директор фирмы и его замы. Работа там организована круглосуточно, в каждой смене по три оператора-технолога … и всё. Что было ещё любопытно, то на секретном производстве не было видео камер, судя по отсутствию изображений на мониторном посту охраны.

В дешёвых детективах на такие объекты проникают через вентиляционные каналы почти в человеческий рост или через канализационный коллектор, у которого люк выходит туда, куда надо сценаристу. Но это в киношных детективах, а реальность далека от этого. Да к тому же на объекте постоянно люди, то есть проникнув туда, ты себя раскроешь. Значит надо применять организационно-технические средства разведки. Поэтому Тонков позвонил Серёге-атташе и договорился о встрече.

Через два дня начальник Службы безопасности, в мониторном помещении охраны, весело балагуря с подчинёнными, надевал белый халат и сетчатую шапочку для дежурного обхода секретного производства. Ему было невдомёк, что в толстый пластиковый бейджик халата вмонтирована микрокамера с микрофоном.

В этот раз Сергей с Алексеем встречались в забегаловке «Царское село».  Заказали цепеллины и морковный сок.  Разговор начал атташе:
-  Знаешь, Лёша, ход с камерой кое-что дал. Выяснилось, что на этом производстве размещены всего шесть установок «Кристалл 403», это оборудование предназначено для синтеза фианита, знаешь, что это такое?
-  Ну ты, Серый, совсем меня за лоха держишь! Фианит, это искусственный алмаз, по крайней мере очень похож по своим физическим свойствам. Только его кристаллическая решётка, по сравнению с природным алмазом безупречна по строению. Даже знаю от какой аббревиатуры произошло название. Это Физический Институт Академии Наук – то есть ФИАНит.
-  Ну, молодец Лёха, не ожидал такой осведомленности. Но фианит от алмаза отличит любой геммолог, имеющий хотя бы один их приборов: спектрограф, твердомер или дисперсионную установку. Поэтому совершенно не понятно, зачем засекречивать то, что доступно и известно? Правда, специалисты Московской горно-геологической академии, посмотрев твоё видео, были очень удивлены дополнительной оснасткой на оборудовании, она очень похожа на лазерные пушки. Таки дела, пока всё. Давай подумаем, что делать дальше.
-  Слышь Серый, а ты устройство этого оборудования «Кристалл», знаешь?
-  Пришлось изучить. Там ВЧ-генератор расплавляет диоксид циркония, а при определённой технологии охлаждения, называемой гарниссажем, расплав кристаллизуется в форме кубической сингонии. Кстати ту же кристаллическую структуру имеет и природный алмаз. Только в его основе лежит совсем другой химический элемент, а именно углерод.
-  Кажись знаю, чё дальше делать, - Алексей что-то сосредоточенно чирикал карандашом на салфетке, - вот мне нужен такой приборчик. Я его установлю в понижающей трансформаторной подстанции, подающей электричество на секретное производство. Он им испохабит параметры тока по частоте и вольтажу. А там мы посмотрим, что эти гуси запоют.
-  Лёха, а не проще ли взять за задницу одного из операторов-технологов, угостить его скополамином и он нам как на блюдечке …
-  Я уже общался с этими ребятами. У них у всех, если и есть какое то образование, то никак не химическое, физическое или даже техническое.  Они просто операторы, как медведи на велосипеде – крутят педали, но не знают зачем. Постой, Серёга, так что это получается, кроме Стаськи Слаптиса, там технологией и рулить некому? Тогда просьба к тебе, разобраться с этим Стасюней – что за фрукт, откуда взялся.

Всю следующую неделю начальник Службы безопасности был зол как чёрт, и в основном пропадал на секретном производстве. А там шёл сплошной брак. Москва в свою очередь зверела на отсутствие качественной продукции и грозилась всеми небесными карами. Станислав осунулся и похудел, но наконец  додумался у той же Москвы попросить квалифицированной помощи. Поэтому завтра прилетали главный технолог головного предприятия и администратор по филиалам.

За час до появления высоких московских гостей Алексей свой прибор из трансформаторной убрал. Поэтому с их приходом на производство, опять пошла качественная продукция. Бедный Слаптис краснел, синел и бледнел перед грозным начальством, но ничего объяснить не мог. Получился полный конфуз. Его поставили в известность, что если это ещё повторится, то он только увольнением не отделается. Для гарантии гости решили остаться до завтра, и если всё в порядке, улететь вечерним самолётом восвояси.

Весь следующий день никаких отклонений по качеству продукции не было. Поэтому за два часа до отлёта Станислав усадил гостей в свою машину и … не завёлся. Мерин вообще не подавал никаких признаков жизни. Ещё один конфуз! Хорошо, что в этот момент на крыльце болтался Алексей, у него тоже хорошая машина «Honda FR-V», он то и  отвезёт москвичей в аэропорт. А самому Слаптису очень хотелось быть на производстве, рядом с капризным оборудованием.

Гости, удобно устроившись на заднем сиденье, снисходительно поглядывали по сторонам. На полдороге Алексей засунул себе в обе ноздри пористые комочки и включил музыку «Дуэт кавалер». Москвичи одобрительно закивали и … потихонечку заснули.
Не доезжая до аэропорта, машина притормозила. На передние пассажирские сиденья плюхнулись Серёга-атташе и девушка в тёмных очках, оба тоже с раздутыми ноздрями от активных фильтров.
-  Ну что, изувер, чем народ травишь? – заулыбался атташе.
-  Коктейлем из гексана с хлороформом. И то самую чуточку, через десять минут могут проснуться.
-  Не боись,  Лёха, через пять минут они будут в гипнотическом сне. Кстати, познакомься, наш специалист по разговорам и гипнозу Леночка. А для разговорчивости сделаем московским ребятишкам маленькие укольчики, с максимальным действием на полчаса. Тебе же надо ещё успеть их в самолёт запихнуть. Поэтому к аэропорту не поворачивай, а ехай прямо, до пустыря перед цыганским табором.

Москвичи, под воздействием гипноза и скополамина, оказались очень откровенными, как на исповеди, только глаза у них были закрыты.
Как оказалось, они представляли здесь ЗАО «Бриллианты АЛРОСа», занимающейся в основном огранкой алмазов. В свою очередь ЗАО является дочерней фирмой акционерной компании(АК) «АЛРОС» - мирового лидера по добыче алмазов. В 2009 году, после разрыва с «Де Бирс» выяснилось, что все кимберлитовые трубки в Якутии истощены, а новая разведка месторождений ничего не даёт. Поддерживать настоящий уровень добычи удастся только год, в лучшем случае полтора, а потом полный крах и потеря ежегодной шестимиллиардной долларовой выручки.
Поэтому руководство АК, чтобы выиграть время, распустило слух, что мол разведанных запасов драгоценного камня хватит ещё на двадцать лет. Сами же бросились на поиски выхода.
Один из системных аналитиков компании, некто Андрей Жариков, вспомнил, что лет десять назад читал в отраслевом журнале «Драгоценные камни» статью, где указывалось, что на вильнюсском заводе синтетических камней произошёл сбой технологии, который привёл к получению фианита, почти полностью по физическим свойствам совпадающим с натуральным алмазом.  Единственное, что отличало бракованный фианит, так это его прочность. Для его разрушения необходимо усилие в два раза меньше, чем для алмаза. Ну и кристаллическая решётка у него оставалась идеальной. Вопрос искривления решётки решили путём применения лазера.
Поэтому сейчас два десятка заводов в России и ближнем зарубежье гонят «бракованный» фианит и отправляют его в ЗАО «Брильянты АЛРОСа», где он снабжается сертифицированными якутскими документами, утверждающими его как алмазы. Эта схема работает шестой год. И на сегодня, из пяти камней, поставляемых всем ювелирным домам мира, четыре являются фианитами. Об этом знают только двенадцать человек высшего руководства АЛРОСа, которые повязаны между собой кровной клятвой, наподобие масонской. Президентом компании, в настоящее время, является тот самый Андрей Жариков.

Алексей с Сергеем сидели полностью ошарашенными. Вывела их из транса Елена, напомнив, что дорогим московским гостям пора на самолёт. И что она должна их вывести из гипнотического состояния.

Десять дней спустя двое зрелых мужчин занимали столик в недорогой забегаловке «Кошачий след». Тот, который чуть постарше, поинтересовался:
-  Ну, давай Серёга, рассказывай, как там Москва. Что видел, с кем говорил?
-  Не знаю даже, с чего начать … Ну ладно, с главного. С нашим вопросом, минуя всё своё и не своё начальство, был на приёме у премьера Дмитрия Медведева. Изложил ему всё, как устно, так и письменно. Через три дня был вызван снова в Совмин. Там взяли с меня подписку о неразглашении и, учитывая особое к нам доверие, устно объяснили, что всё остаётся как есть в АК «АЛРОСе», единственное изменение – вся прибыль АК пойдёт на поиски и разработку новых месторождений алмазов. Кстати, подпиши и ты бумаженцию о неразглашении. То, что она в единственном экземпляре, и где будет хранится не напоминаю, сам знаешь.
А сейчас немного сладенького.  За эту операцию нам обоим присвоено почётное звание Героя России. А меня, видимо скоро, переведут военным атташе в Германию, а это генеральская должность.
-  Знаешь, Серёга,  за тебя конечно рад, но за двадцать семь лет службы, я эту награду действительно заслуживал, как минимум трижды, но не дали. А тут за какую то мышиную возню вокруг паршивых камушков … обидно. Ладно, давай  коньячку по соточке  закажем, у меня тост есть: «За поварят».

Вильнюс, 2 сентября 2015 года.


Рецензии
Удивлена и изумлена столь широкими познаниями в области разработки фианита.
Вы действительно в этой системе не работали? Уж очень точные сведения выставляете для любознательного читателя. Здорово написано!

Марьша   23.01.2017 11:47     Заявить о нарушении
В начале 80-х попалась мне книга Герберта Смита "Драгоценные камни". Издание не для любителя. Там фианита нет, но интерес к камням остался. А фианит впервые появился в СССР году эдак в 1970-ом.
Благодарю за внимание, с расположением,

Александр Волосков   23.01.2017 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.