Добродетель - враг таланта

  Прочитал третий том  Вересаева. Он писатель средней руки, но умный, интеллигентный человек, с которым интересно общаться. Его вымышленные рассказы мне не понравились, зато невыдуманные  произвели на меня сильное впечатление. Очевидно, что творческое воображение не является  его сильной стороной и его  талант писателя в максимальной степени проявляется только  тогда, когда он описывает реальных людей и реальные события. Сам Вересаев весьма невысоко оценивал свой писательский дар. Причину скромности своего таланта он видел в том, что по природе своей он кабинетный человек. Его суждение содержит зерно истины, но нуждается в уточнении. На мой взгляд, стать крупным прозаиком Вересаеву помешал недостаток  авантюризма, смелости, цинизма. Парадокс состоит в том, что  доброта, интеллигентность,  высокая нравственность губят талант художника. Все гениальные писатели были (по крайней мере в молодые годы) аморалистами. Например, Толстой стал  добродетельным лишь  в старости, а в молодости ошибался, метался,   развратничал, совращал крестьянских девушек. Достоевский, Тургенев и даже юный Чехов тоже  не были образцами добродетели.  Настоящий писатель нуждается в познании зла. Опыт зла  делает его мудрым, а его произведения  глубокими и исповедальными. 

     Из биографии писателя  мы узнаем, как можно  попасть   в среду писателей и публицистов. Юный Вересаев  написал повесть "Без дороги", отправил ее в журнал "Русская мысль". Через три месяца получил отказ.  Его охватило отчаяние.До этого он много раз посылал свои рукописи  в разные журналы. Рукописи отвергали. Он перечитывал вещь, говорил себе: "Да, плохо!" Теперь же, перечитывая  повесть, не соглашался с редакцией: "Нет, живо; даны подлинные, свои переживания; многое выражено сильно". Он отправил рукопись в "Русское богатство", редакторами которого были Н.К Михайловский и В.Г. Короленко. Повесть была опубликована.  Вскоре он получил приглашение  на один из  "четвергов", еженедельно устраивавшихся редакцией для своих сотрудников. Вересаев  пришел на встречу и стал своим в обществе литераторов. Таким образом, чтобы попасть  в мир мыслящих людей, нужно создать что-нибудь ценное, талантливое. Твое произведение и станет пропуском в мир интеллектуальной элиты. Ну а если ты не способен создать интересный текст, то тогда не жалуйся  на судьбу за то, что живешь среди людей, чуждых тебе по духу.


Рецензии