Добродетель - враг таланта
Прочитал третий том Вересаева. Он писатель средней руки, но умный, интеллигентный человек, с которым интересно общаться. Его вымышленные рассказы мне не понравились, зато невыдуманные произвели на меня сильное впечатление. Очевидно, что творческое воображение не является его сильной стороной и его талант писателя в максимальной степени проявляется только тогда, когда он описывает реальных людей и реальные события. Сам Вересаев весьма невысоко оценивал свой писательский дар. Причину скромности своего таланта он видел в том, что по природе своей он кабинетный человек. Его суждение содержит зерно истины, но нуждается в уточнении. На мой взгляд, стать крупным прозаиком Вересаеву помешал недостаток авантюризма, смелости, цинизма. Парадокс состоит в том, что доброта, интеллигентность, высокая нравственность губят талант художника. Все гениальные писатели были (по крайней мере в молодые годы) аморалистами. Например, Толстой стал добродетельным лишь в старости, а в молодости ошибался, метался, развратничал, совращал крестьянских девушек. Достоевский, Тургенев и даже юный Чехов тоже не были образцами добродетели. Настоящий писатель нуждается в познании зла. Опыт зла делает его мудрым, а его произведения глубокими и исповедальными.
Из биографии писателя мы узнаем, как можно попасть в среду писателей и публицистов. Юный Вересаев написал повесть "Без дороги", отправил ее в журнал "Русская мысль". Через три месяца получил отказ. Его охватило отчаяние.До этого он много раз посылал свои рукописи в разные журналы. Рукописи отвергали. Он перечитывал вещь, говорил себе: "Да, плохо!" Теперь же, перечитывая повесть, не соглашался с редакцией: "Нет, живо; даны подлинные, свои переживания; многое выражено сильно". Он отправил рукопись в "Русское богатство", редакторами которого были Н.К Михайловский и В.Г. Короленко. Повесть была опубликована. Вскоре он получил приглашение на один из "четвергов", еженедельно устраивавшихся редакцией для своих сотрудников. Вересаев пришел на встречу и стал своим в обществе литераторов. Таким образом, чтобы попасть в мир мыслящих людей, нужно создать что-нибудь ценное, талантливое. Твое произведение и станет пропуском в мир интеллектуальной элиты. Ну а если ты не способен создать интересный текст, то тогда не жалуйся на судьбу за то, что живешь среди людей, чуждых тебе по духу.
Рецензии