И Свет во тьме светит. Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), гений-новатор, Художник-Духовный Учитель, осветил своим присутствием Россию: 11 картин Мастера в ГМИИ, в Москве, 2012 г.


                Дневниковая заметка

      После двухчасового стояния на морозе в очереди в Музей, попадаешь в затемненный зал, большие полотна Караваджо в полумраке.

Прорывная работа с цветом, потусторонний мир подчеркнут и отделен густою тьмой (чего до Караваджо никто не делал!): «Христос в Эммаусе» 1606, Милан. Тени на лике Иисуса свидетельство Его нездешнего присутствия. Или «Обращение Савла», Свет духа врезается в полотно новой плоскостью, переворачивая традиционное представление, открывая иное измерение. Выпуклость, рельефность света. И через этот Свет, как центр картины, сознание зрителя выворачивается в Вечность. И много пурпура – цвета царственности духа.

«Мальчик с овном», «Св.Франциск», «Распятие Иисуса» и конечно же ключевое полотно Мастера «Положение во гроб» (1604), где каждая деталь идет на тебя, так выпукла она, так оживает в своем свечении, где светится рука Матери, а лик Иисуса тает в Вечности.
Поразительная аура полотна.

Караваджо не дожил до своего 39-летия, странная гибель, окутанная мраком тайны.
Учитель рано созревает, рано себя проявляет, рано уходит. «Тот, через кого говорил дух, должен вовремя уйти» (Ф.Гельдерлин).

Мастера Итальянского Возрождения, как и Древние греки-философы, не просто гениальные живописцы-мыслители, но Учителя, титаны Духа. Групповое воплощение. Караваджо оставил нам вертикаль Духа, мост Духа, создав новую, естественную христологию.

Магия высокого Искусства. Божественность Искусства.
По истории Искусства можно проследить всю эзотерическую историю человеческого духа.
Да, умирание Искусства началось 300 лет назад.


09.02.2012
Н.Шлемова

_________________________________________________________


Изображение картины Караваджо "Обращение Савла".


Рецензии