Пусть станет ближе Дальняя Крещенка

Что это село живёт и умирать не собирается, видно с дороги, с самого въезда. Здесь чисто. Чистота в деревне – это вообще тема для особого разговора. Мусор и бурьян – верные признаки пусть не скорого, но неминуемого запустения. Как только забывают люди о том, что каждая глянцевая обёртка или пластиковая бутылка, брошенная на землю, эту землю губит, так и кончается село…

По улицам Дальней Крещенки (так принято называть в Убинском районе Новосибирской области село Крещенское) хоть идти, хоть ехать – сердце радуется. Ровные ограды, уютные палисадники. Дворы, даже не самые богатые, чисты и ухоженны. Не без огрехов, конечно, но это редкие исключения, ни в коем случае не правило. Самое замечательное, что чистота здесь не «из-под палки», не по указке местной власти, не благодаря авралам-субботникам, а просто от души, от извечной традиции считать эту землю своей. Не по праву собственности. По родству и по совести.

Вот только доехать до этой красоты ох как не просто…

ДЕРЕВНЯ, КОТОРАЯ ВСЕХ УДИВИЛА

Сегодня в Убинском районе севернее Дальней Крещенки только деревня Лисьи Норки с её считанными дворами и двумя неполными десятками жителей. Объединённые в одно муниципальное образование, стоят они по обе стороны реки Оми. Работал здесь когда-то полноценный самостоятельный колхоз «Лесной», животноводческий, мясо-молочного направления. Общая численность стада достигала 1200 голов. Были намерения дополнить и даже изменить специализацию на племенное коневодство. В колхоз завезли лошадей якутской породы, дело пошло, начались первые продажи племенных жеребят, крещенцев стали зазывать на московские сельскохозяйственные выставки.

Работы хватало всем, хотя было тогда в Крещенском вдвое больше жителей, чем сейчас. Немало рабочих мест обеспечивали лесхоз «Михайловский», Аникинское и Лячинское лесничества. Занимались заготовкой и переработкой древесины, сплавом – тайга и река вот они, под боком. Хватало средств и на обновление технического парка, и на уход и восстановление леса.

Но конец 1990-х перечеркнул деятельность практически всех таких отдалённых хозяйств, поставив во главу угла исключительно прибыль и оставив за скобками все прочие экономические факторы и социальные преимущества. Развалился колхоз, прекратились государственные лесозаготовки. Деревня и каждый её житель должны были теперь выживать самостоятельно.

Казалось бы, судьба Дальней Крещенки предопределена. Экономических и социальных новаций трёх последних десятилетий с лихвой хватило на то, чтобы опустели, а затем перестали быть и более благополучные сёла, славные мощным общественным производством и социальной обустроенностью, расположенные ближе к райцентру и транспортным магистралям. А тут 86 километров от стольного села Убинского, да не по асфальту, а по солонцу-грунтовке, которая, едва спрыснутая дождём, превращается в скользящую под колёсами вязкую грязь. Но Дальняя Крещенка выжила. Уж такой здесь оказался народ – по таёжному крепко стоящий на родной земле.

По документам на территории сельсовета значится 399 жителей, а на самом деле живёт порядка 340 человек: 17 – в Лисьих Норках, остальные в Крещенском. Школа – не начальная, не девятилетка, а полная средняя! – основное «градообразующее» учреждение, где учится 36 детей и работает 28 взрослых.

– У нас здесь, в отличие от других сёл, всегда было много организаций. Лесхоз, метеостанция, отделение авиалесоохраны… Не было такого, что после развала колхоза работы не стало вовсе, – рассказывает Дмитрий Астапчук, глава администрации Крещенского сельсовета. – К тому же оставались в деревне самые сильные, самостоятельные люди, которых не пугали трудности и необходимость нести полную ответственность за благополучие своих семей. Они не растерялись. Занимались охотой, рыбалкой, собирали клюкву, укрепляли и приращивали личное подсобное хозяйство…Всё бы ничего, но дорога…

ПЯТЬ КИЛОМЕТРОВ ОЖИДАНИЯ

Дорога для крещенцев – это и растянутая на десятилетия проблема, и жизненная необходимость. Нет в селе ни больницы, ни полноценной аптеки, ни отделения банка. А значит, за пенсией, зарплатой, лекарствами и медицинской помощью отправляются местные жители в районный центр. Отправляются и поглядывают на небо, потому что от погоды зависит, как они доберутся и как возвратятся. Распутица много лет подряд делала отрезок дороги от Новодубровки до Крещенского непроезжим. К тому же рейсовый автобус традиционно «базировался» в Убинском и водители, опасаясь безнадёжно завязнуть на «чужой территории», в непогоду частенько высаживали людей, не доезжая до Дальней Крещенки. Дальше, мол, не пробраться. Разворачивались и уезжали.

Сколько писем было направлено во все власть имущие инстанции – слёзных и официальных; от местных жителей и местной власти; почтой и переданных «лично в руки»… Сколько обращений от главы района, депутатов районного Совета и областного Законодательного собрания… Если переплести в обложки всю официальную переписку о дороге Новодубровка – Крещенское, получился бы солидный многотомник.

К лучшему ситуация начала меняться в 2011 году. Строительство долгожданной дороги сначала было включено в областную программу реализации наказов избирателей, а затем и в планы дорожного строительства. Разумеется, с соответствующим финансированием.

Сейчас рейсовый автобус «приписан» к селу Крещенскому, отремонтирован гараж, водителем работает местный житель. И дорога стала проезжей – как хотелось бы сказать, что полностью! – за исключением недостроенного участка протяжённостью пять километров.

Приводить дорогу в порядок начали с тех участков, которые во время весеннего паводка сильнее всего заливала вода. По этой причине и оказался недострой далеко как от Новодубровки, так и от Крещенского – от 72-го по 77-й километр, если считать от райцентра. Самое захватывающее дорожное приключение на этом участке – это ночёвка пассажиров в застрявшем автобусе. А уж сколько раз по два-три часа приходилось дожидаться спасителя-трактора, и не сосчитать. Стоит только забуксовать, и автобус буквально стаскивает по мокрой глине в кювет, потому как профиль у проезжей части не такой, как предписывают дорожно-строительные нормы, а «горбиком» или «яйцом» – кому какой местный эпитет понравится.

На недавней встрече с жителями села глава района Олег Конюк пообещал, что в 2015 году недостроенный участок до ума доведут. Минувшей осенью министерством транспорта Новосибирской области документально зафиксировано: в 2015-м на два километра дороги Новодубровка – Крещенское выделяется 21 миллион рублей из областного бюджета. Кроме того, глава района обещал сконцентрировать средства и за счет областного финансирования планово-предупредительного ремонта дорог Убинского района доделать оставшиеся три километра. Это непростое решение, но ведь и ситуация отчаянная – нельзя допускать, чтобы люди в дождь и снег становились заложниками непроезжей дороги.

Понемногу, постепенно «правятся» дороги и в самом Крещенском. Здесь полкилометра щебёнки, там 600-метровый экспериментальный участок с применением современных технологий и материалов… При общей протяжённости в девять километров это не так уж мало…

На 2015 год Убинскому району выделено из областного бюджета 28 миллионов рублей на строительство внутрипоселковых дорог. Памятуя о том, что без готовой проектно-сметной документации на финансирование рассчитывать не приходится, Астапчук загодя заказал в Куйбышеве проект 1,7 километра дороги:

– Не знаю, сколько денег нам дадут, но хотя бы до первой автобусной остановки дорогу нынче сделать надо.

Первая остановка в Крещенском пока что единственная, ближе к въезду в деревню. Это очень неудобно для жителей и «дальнего края», и особенно Лисьих Норок. Поэтому в ближайших планах местной власти устройство второй остановки и площадки для разворота автобуса.

Но сейчас самое главное всё-таки – это дорога Новодубровка – Крещенское, точнее, злосчастный пятикилометровый недострой. Многие из тех, кто уехал или подумывает об отъезде из Дальней Крещенки, так и говорят: «Была бы дорога, остались бы…»

САМЫЕ УПОРНЫЕ

В Лисьих Норках живет единственный на территории муниципального образования ветеран Великой Отечественной войны Василий Матвеевич Сердцев. В прошлом году отметил юбилей – 90 лет. Есть у него квартира в Колывани, но уезжать не хочет, ни в какую. Здесь жил, работал, вырастил детей… Старшее поколение в Крещенском традиционно уважаемо. И это тоже удерживает многих в родных местах – родительский и дедовский пример сердечной привязанности к суровой земле, понимания её красоты и щедрости.

Более 27 лет, с покупки первого жеребенка, держит коней крещенец Евгений Борников. За эти годы, не занимаясь специально племенной работой и руководствуясь крестьянским здравым смыслом, он «подмешивал» к своему табуну производителей разных кровей – от норовистых рысаков до неприхотливых якутских лошадок. Сегодня в личном хозяйстве Евгения Алексеевича 26 кобыл и жеребец – постоянный табун. В сезон добавляется молодняк. Да шесть коров с телятами… Да коза с козлом… Больше тысячи центнеров сена приходится заготавливать Евгению Алексеевичу, чтобы кормов хватило до лета.

Родился он ещё севернее, в не существующей ныне деревне Мартемьяновке, стоявшей на 25 километров выше по реке, чем Дальняя Крещенка. А в 1972 году братья Борниковы перебрались сюда и живут до сих пор.

Как ни тяжело, как ни хлопотно работать и зарабатывать на этой трудной земле, об отъезде Евгений Алексеевич не думает. Он и работал здесь на благо своей малой родины, защищая и уберегая её от пожаров – в авиалесоохране. Теперь ему, «льготному пенсионеру», нет нужды беспокоиться об официальном трудоустройстве. А нынешнюю свою работу Евгений Борников не считает особенной тягостью – всё ведь здесь привычно и любимо.

Таких здесь немало – тех, кто работает, воспитывает детей, занимается охотой, рыбалкой, сбором грибов, ягод, орехов. Борниковы, Дорощуки, Сапачёвы, Федины, Юлины, Киктёвы, Семченкины, Гамарниковы, Еремкины, Роледор, Кортузовы… Многие крещенские семьи начинают отсчёт своей местной истории с позапрошлого века. Но и потомки первопоселенцев, и те, кто приехал позже, отличаются общими чертами характера.

– Дальняя Крещенка – это та деревня, которой никакие санкции не страшны, – говорит Михаил Пермяков, выросший и занимавшийся лесоустройством в здешних местах. – Живут здесь упорные, смелые, сильные люди. Работают, растят и учат детей, знают и любят эти места, эту землю. Вот им-то и надо помогать – той же дорогой, к примеру…

Прав Михаил Васильевич, помогать надо тем, кто и сам не опускает руки. Взять хотя бы ещё одно печально памятное событие 1990-х – прекращение работы водопровода. С 1998-го по 2014-й деревня была практически лишена этого блага цивилизации. А два года назад при поддержке главы района крещенцы вошли в областную программу сельского благоустройства, разжились необходимой техникой и сумели «раскачать» старую скважину и обеспечить водой половину села. Ещё до того было построено над скважиной новое здание – тоже шаг вперёд через экономические обвалы и кризисы. И клуб, хоть и за два года, но удалось построить, с 2012 года он открыт и работает.

Два километра труб, 12 водоразборных кранов… На их восстановление сработали и 600 тысяч бюджетных рублей, и помощь крещенских жителей Алексея Родькина и Александра Дронова, которые своими силами очистили захламлённые колодцы. Следующим шагом местный глава планирует подвести водопроводные трубы к домам. На 2015 год планка Дальней Крещенки поднята выше – до участия в федеральной программе социального развития села. Это означает, что будет построена оставшаяся часть водопровода (3,304 километра).

О МОНУМЕНТЕ, ПЕРЕПРАВЕ И ЗАКОНАХ…

Конечно, ошибкой было бы рисовать крещенские пейзажи и портреты исключительно идиллическими красками. Нельзя не заметить, что среди крепких здешних хозяев 50 – 60-летних куда больше, чем представителей молодых поколений. И запросы иной раз таковы, что не за всякую работу возьмётся здешний нетрудоустроенный. Например, за предлагаемые «нормальные деньги» так и не удалось дорожникам нанять бригаду для вырубки и раскорчёвки деревьев и кустарников в полосе отвода. Не устроила величина оплаты. Хотя… со стороны судить легче. А если от твоего и только твоего заработка зависит покупка лекарств, книг, одежды, образование детей? Тогда сто раз подумаешь, работать ли «за идею». И обучали крещенцев такой оценке своего труда не родители и педагоги, а те самые 30 лет либеральной экономики.

Не знает пока местный глава Дмитрий Астапчук, как подступиться к заброшенным домам. Что портят вид – это полбеды. Страшнее, что иссохшаяся развалюха грозит то ли пыхнуть пожаром, то ли обрушиться на какого-нибудь непоседливого малолетнего исследователя. А тронуть подобное «строение» – ни-ни! – частная собственность. Так же как и оставленные хозяевами земельные участки. Неважно, что собственники или похоронены уже, или переехали и не желают тратить силы и средства на оформление ненужного имущества. Буква закона не предполагает отклонений от предписанного.

– Что ж, будем ждать и по мере возможности добиваться внесения изменений в законодательство, – вздыхает Дмитрий Андреевич. – Обещают, что какие-то подвижки в этом направлении ожидаются уже в скором времени, потому что проблема эта общая.

Ещё одна проблема – как перебраться с одного берега Омки на другой. Старая понтонная переправа в 2010-м просто… утонула. Мост наводится каждый год и каждый год его сносит во время паводка. Единственным средством сообщения надолго остаётся моторная лодка. А переправа – это и обеспечение жителей Лисьих Норок хлебом, и доставка в школу двух учеников, и связь жителей самой северной деревни Убинского района с «большой землёй». Вроде бы и мало там людей, всего девять дворов, но как только запускает сельсовет лодочную переправу, сразу и народ находится, и одного рейса не хватает…

Неудивительно, что заветные желания крещенского мэра Дмитрия Астапчука соразмерны и созвучны насущным нуждам муниципального образования и практически полностью совпадают с наказами его земляков-избирателей. Первое – засыпать щебнем дороги по всему поселению. Второе – построить памятник, посвящённый Великой Победе и крещенским ветеранам войны. На одну стелу помещается только 80 фамилий. А ведь только тех, кто ушёл из Крещенского на фронт и погиб, 92 человека да около 40 вернувшихся с победой. Третье – сдвинуть с мёртвой точки жилищное строительство. Селу необходимо муниципальное жильё для учителей, которых не хватает в школе.

Но это в сказках героям хватает исполнения трёх желаний. Современная действительность требует большего. Очень нужен муниципальному образованию экскаватор, чтобы подводить к домам водопровод. Прямо-таки необходимо внесение изменений в федеральное законодательство и разумное перераспределение прав и обязанностей муниципалитетов и арендаторов близлежащих лесных угодий. Как арендаторы попадают на «свои» прибыльные площади? По муниципальным дорогам и территории. Что имеет от этого местный бюджет? Пока практически ничего, кроме дополнительных расходов.

Очень хочется главе, чтобы меньше ему вменяли в обязанность отправлять «наверх» отчёты, зачастую дублирующие друг друга. Столько бумаги тратится впустую! Вот вроде бы и в бумажном, и в электронном виде отправил информацию, отчитался… Так нет, запрашивают то же самое и во второй, и в третий раз.

И, конечно, мечтается Астапчуку, чтобы крещенцы ещё больше любили и берегли своё село – всегда загоняли скотину, привязывали собак, заботливо обихаживали дворы и улицы… И чтобы давняя эта традиция жила много лет, и не сама по себе, а в дополнение к росту благополучия села и всех его жителей… Потому что они это заслужили. Заработали.

Убинское - Крещенское, 2015 г.


Рецензии