Начало осени грибы и рябчики...

Вчера, после значительного перерыва, вызванного приступами августовской грусти от уходящего лета и, главное, - отсутствием грибов на нашем рынке, меня опять потянуло в лес.
Хандра, смытая первым тягучим сентябрьским дождичком, в один день сменилась радостным предвкушением наступающей осени. Люблю я это время года! И так захотелось пройтись по просторным лесным тропинкам, чуть влажными от первой осенней влаги – трава этим сухим летом так и не выросла, а сейчас уже поздно. Поэтому идти легко, ноги не путаются в травяных петлях, не продираются сквозь пряди увядающей крапивы – только следи за сучками, ловко и коварно хватающих забытую сзади ногу. 
Дышится легко – воздух прохладный, влажный, с появившимися в этом чудесном коктейле нотками лёгкой осенней прелости. Летом, всё-таки, не так! Видимо, парфюмер-новичок смешивает летние ароматы. И выходит резко, однозначнее, грубее, что ли. А вот осень, как духи великого парфюмера – дышит полутонами, оттенками. И каждый день из-под руки Мастера выходит новая марка духов – новые ароматы просыпаются с каждым осенним рассветом, с первыми заморозками, с тёмными дождливыми вечерами и криками улетающих птиц.
Корзина со мной, «счастливая» палочка не забыта - еду, еду!! И, вы знаете, как-то началось всё хорошо. Ещё по дороге. Сначала посреди грейдера мне повстречался большой тетеревятник, который тяжёлым сытым взглядом смерил мою катящуюся машину и лениво слетел в сторону с расклёванных останков какой-то полевой мелочи. Я провожал его взглядом, пока он не скрылся за тёмным ольшаником в долине Шубинского ручья. Не успел проехать и километра, как на дороге «нарисовался» ещё один персонаж – лисёнок-сеголеток, взбалмошный и смешной: уши не по размеру великими лопухами торчат, хвост –«трубой», сам ещё не складный – прыг, прыг… и в кусты на обочину… Мелькнул раз, другой и исчез в траве. Счастливо!
Вот и переезд через железнодорожную однопутку, ведущую от Минки во Владимирский тупик, что на границе Смоленской и Тверской областей. В глухомань. Оставляю машину и вхожу в знакомый лес. Первым делом достаю из-за воротника пару манков, подвешенных на простой верёвочке. Манки на рябчика. Хочу проверить, где устроился этот скромный лесной петушок. Скоро у мамы Юбилей – 90 лет и одним из блюд запланировано деликатесное заливное из рябчика. «Тиии..тиии… ти-ти-ти!..», - так свистит рябчик, обозначая свои претензии на выбранный участок ельника на опушке. Так и я свищу, вызывая петушка из чащобы, заставляя проявить себя и вылететь ко мне «на разборки». Сегодня ружья со мной нет. Охота начнётся позже. Азартнее станет рябчик – придёт время делить зимние угодья. А сегодня я пришел за грибами…
Иду знакомыми местами. Грибов нет. Только старый подберёзовик у тропинки напоминает о летнем грибном «безумстве». Овражек, ещё немного и я выхожу на первую лесную дорожку. И, ура, - тут же на обочине передо мной рисуется молодой, «сахарный» подберёзовик. Агаааа!! Замедляю ход и начинаю внимательно сканировать усыпанные опавшими иголками обочины. Вот и ещё один! И – другой… И ещё, ещё… Подберёзовики ушли под сень сухого ельника и хорошо видны издалека. Но, лучше присесть и внимательно посмотреть по сторонам – тогда становятся видны самые молодые, с тёмно-коричневыми шляпками подростки. Ножки толстые, сочные, на срезе белоснежные поначалу. Покрутился не спеша по ельнику, набрал больше двух десятков крепышей, и решил идти дальше. Хочется пройти своей тропкой, побывать в знакомых грибных угодьях, а заодно нарисовать себе «рябушиную» карту под будущую охоту.
При подходе ко второму овражку на трель манка откликнулась пара рябчиков. Отвечали не спеша, ещё лениво, да и мне, по сути, нужно было только знать, что они здесь есть. Как всегда – сидят у овражка, где по краю ельника проходит густой ольшаник. Хорошо, - запомним.
Вот и высокий ельник впереди с полянками мшистыми и россыпью старых пеньков. На этих пнях позже появятся первые высыпки опят – верный признак осеннего урожая. А два «особых» пнях летом оккупируют заросли варушек – настоящего летнего опёнка на тонкой ножке. Суп из них ароматный, даже сухие белые грибы проиграют этому изящному грибку в аровмате и наваристости. Сейчас варушек нет – что-то не сложилось летом для них. Зато на краю моховой плешки меня порадовал одинокий красавец – белый гриб. Молодой, фигурка бомбошкой! Загляденье!
Выхожу к долине Шубинского ручья, рассекающей лес надвое. Крутые склоны с обеих сторон периодически радуют грибника россыпями красноголовиков и урожаем белых грибов, - я уже не говорю о вездесущих подберёзовиках. Лисички, волнушки, свинухи, маслята и, конечно, опята – все грибы отмечаются в своё время на «берегах» этой долины. Иду не спеша, смотрю, свищу в манок…
Пока не дошёл до старой заросшей вырубки, моей добычей становились только редкие молодые подберёзовики. Белых не было. И, что странно, - не было и подосиновиков. Зато птиц разных…! Сойки гомонят, дятлы, даже кукушка устроилась в вершине ели над головой и чистит клюв себе о пахучую ветку. Пичуги лесные и даже какая-то незнакомая мне по голосу птица долго кряхтела, невидимая в кроне леса. Рябчики тоже периодически подавали голос издалека, некоторые, - самые смелые и любопытные подбирались ко мне беззвучно и в панике срывались в чащобу при малейшем моём движении. Как-то очень живо сегодня было в лесу!
Обойдя вырубку, я вышел на совсем заросшую лесовозную дорогу, по которой давно-давно со старой вырубки таскали стволы деревьев к большаку. Сейчас эта дорога только угадывалась в зарослях и только память позволяла безошибочно отыскивать старую колею в плотной низкой траве. Дорога порадовала: на ней, наконец-то, появились красавцы-подосиновики! Они стояли не прячась на дорожных «лысинках», в старой заплывшей колее. Видно было издалека и поэтому путешествие по такой дороге было приятным и перспективным. Обираешь грибы, а глаз уже рисует новую добычу метрах в десяти прямо по ходу.
Корзина почти заполнилась, когда я подошел к концу дороги. И здесь меня порадовал очень активный рябчик, преследовавший меня на всём протяжении лесовозки. Он не выдержал и, наконец, вылетел прямо ко мне, решив выяснить, что это за нахал бродит по его угодьям. Я замер с манком во рту – рябчик присел метрах в восьми-десяти за стволом упавшей ели. Через минуту он уже красовался наверху, расхаживая по дереву, тряся расправленным хвостом и недовольно стрекоча. Красивая головка со скромным гребешком и чёрным пятнышком у шеи по куриному дёргалась, вертелась по сторонам и никак не могла понять, откуда доносятся эти возбуждающие петушиное «эго» звуки. Я стоял неподвижно и рябчик меня, собственно, и не видел. Он ещё походил взад-вперёд, спрыгнул в траву и стал мелькать за деревцами. Решив не беспокоить до поры красавца, я медленно отошёл назад и только потом снова вернулся к грибным делам.
Вот и корзинка полна, в дело пошел пакет. Подосиновики, как сорвавшиеся с цепи, бросались мне под ноги, говоря: «Возьми меня, меня, я самый красивый!» И как заключительный аккорд в моей грибной «охоте», на самом выходе из леса лесная подстилка «взорвалась» тугими головами четырёх белых грибов, - они стояли плотно друг к другу, ядрёные и видные издалека. Я опустился перед ними на колени и бережно стал поднимать их по одному, любовно обстругивая корешки, осматривая и укладывая на самый верх полной корзины. Это был Бонус!
Устроив грибы, я поднялся, постоял ещё немного, обводя взглядом лес вокруг... "Сегодня всего лишь 2 сентября… Осень только началась!"...
Машина уже видна сквозь кусты – пора до дома… Медленно выхожу к ней, не в силах расстаться с лесным очарованием. Руку оттягивает вниз полная корзина с довеском-пакетом...
Такое свидание с наступившей осенью у меня вышло...
Рассказал, как умею…


Рецензии
"Рассказал, как умею...". Рассказываете Вы очень хорошо, Александр.
Особенно для любителей природы, к коем отношу я и себя. Спасибо.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   14.10.2016 09:30     Заявить о нарушении
Спасибо Вам на добром слове! Для меня это, поверьте, очень ценно... Не хочется, всё-таки, писать в пустоту. Хотя, я понимаю, что моя точка зрения неправильная и нужно писать тогда, когда уже не можешь этого не делать...
Ну, у меня вот так получается - мне, всё-таки, интересен читатель. Хоть один! )))

Александр Гавристов   14.10.2016 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.