Любовь подростков... Часть 1

Моё последнее произведение из списка прозы называется «Изречения». Его легко найти.
«Изречения» являются вступлением к серии новелл о любви мужчин и женщин в браке и вне брака в разных возрастах.

Вначале я хотел пуститься в доисторические времена, потом во времена древней и средней Руси, времена от Петра 1 и так далее. Но это получился бы скучнейший опус, совершенно не читаемый.  Я это попробовал и- стёр! Хотя поучительного там было достаточно. Но в наш сегодняшний век- век вседозволенности, век любой информационной доступности, всё, что было раньше, оно основывалось на церковных постулатах и признаётся ныне долями процентов пар.
Кому сегодня от пятидесяти до семидесяти лет – они воспитаны в духе социалистических идей и в расчёт мною приниматься не будут. Их мозги не изменить!
Основной упор и внимание я хочу сделать на молодёжь, то есть на подростков от 13 до 19 лет.
Они сегодня живут в своём особом мире- это – компьютерный мир!
Всё, что мы раньше черпали от друзей, сегодня «познаётся» через компьютер.
Компьютер – это бездна информации. Позже я подробно остановлюсь на этой «бездне».
В школах сегодня, может быть и не везде, есть уроки полового воспитания.  Но, как всегда, это выглядит наивно. По сравнению с компьютером, уроки полового воспитания-это детский сад!!!
Нет ещё таких программ, и нельзя думать, что ввели уроки подобного типа, и сегодняшние учителя по методичкам начали их воспроизводить.
Мне помнится: в мои времена на уроках биологии и мальчики, и девочки стеснялись, когда проходили органы воспроизводства потомства.
Уроки полового воспитания, по моему мнению, нужно начинать с детского сада или с первого класса. Тема эта обширная и очень деликатная. Но пока такого нет!!!

             Всё. Достаточно предисловий. Теперь к делу

Итак – семья. У кого-то- мальчик 15-16 лет, у кого-то- девочка такого же возраста или младше. Это – подростки.

Главный аргумент родителей, ограничивающих, а то и вовсе запрещающих (пытающихся запретить!) сыну встречи c девушкой, состоит в том, что мальчик 15–17 лет ни на какое глубокое и стойкое чувство просто не способен, и не будет ничего страшного, если он откажется от отношений с девушкой ради учебы. Да и многие психологи полагают любовное чувство подростка временным, несерьезным и обманчивым.
Современная наука знает о любви, об этом важнейшем в жизни человека чувстве, а скорее — состоянии, пока далеко не все, но знает довольно много. В основе любовного чувства лежат две простые установки:
1. Идеализация объекта любви, то есть приписывание ему множества положительных качеств.
2. Представление о единственности этого объекта для тебя, говоря проще, мысль о том, что только с этой женщиной ты можешь счастливо жить вместе — и ни с какой другой.
В сложный комплекс любовного чувства входит и желание прежде всего давать объекту любви, а не брать от него; желание заботиться о любимом человеке, то есть активная заинтересованность в его благополучии и развитии; ответственность за него, уважение к нему, то есть принятие и положительная оценка его личности, характера, взглядов такими, какими они существуют в настоящее время. В любовном чувстве десяти- и одиннадцатиклассников все эти компоненты уже присутствуют. Да, они окрашены психологическими особенностями характера подростков, но ведь присутствуют же!
Важной составной частью состояния под именем любовь является стремление как можно быстрее оказаться в обществе объекта страсти и как можно дольше находиться в этом обществе. Когда влюбленные находятся рядом, даже просто гуляя в парке, даже не держась за руки, они пребывают в особом эйфорическом состоянии, в котором причудливо сочетаются эмоциональный подъем, возбуждение, прекрасное настроение и чувство безопасности.
Любовь — или синдром Ромео и Джульетты?
Превращение первого любовного чувства в синдром Ромео и Джульетты, в вариантах от тяжелого до мягкого, по подсчетам специалистов, встречается у каждого четвертого подростка. Особенно часто он наблюдается у мальчиков из неполных семей, у тех, кого воспитывает одна лишь мать.
Главная и практически единственная причина возникновения этого синдрома — сопротивление родителей общению с девушкой или даже просто критика ее личности и поведения — без каких-либо практических ограничений. Родителям надо постоянно помнить, что при появлении первого чувства их сын быстро и автоматически становится особенно ранимым, хрупким — даже если до этой любви он являлся вполне психически устойчивым и казался вам мужественным.
Появление ранимости и уменьшение мужественности у девочек и молодых людей в ситуации любовного чувства описал еще старина Шекспир. Эти феномены существуют на протяжении всего лишь пяти-семи месяцев, но за это время с подростком может бог весть что случиться. Психоаналитики объясняют подобное изменение в психике 16—18-летнего подростка процессом идентификации с девушкой, возникновением романтических чувств и особых эйфорических состояний при встречах с ней. Но подростковые врачи-психотерапевты полагают, что причин и механизмов этого феномена в характере мальчиков мы пока попросту не знаем.
Ваши критические высказывания в адрес его друзей он, возможно, воспринимал относительно спокойно, хотя и наверняка не соглашался с ними. Но совсем по-иному он воспринимает критические замечания в адрес объекта любви или даже привязанности.
Далеко не всегда увлеченность подростка девушкой — это большая и светлая любовь. Нередко мальчики заводят отношения с противоположным полом ради самоутверждения, повышения самооценки. Огромную роль в его самооценке играет мнение друзей, ровесников, окружающих. Не забывайте, что для старшего подростка (в отличие от зрелых мужчин!) невероятно важно, чтобы сверстники ему завидовали и им восхищались (последнее — предел мечтаний!). Таким объектом восхищения может стать наличие у него симпатичной подружки, а у девушки — обворожительного молодого человека.
Иногда подросток заводит отношения лишь потому, что хочет казаться более взрослым. Для одних подростков взрослость — это получение высшего образования, начало самостоятельной работы, наличие собственного заработка. Для других — наличие постоянной подруги. Для третьих, к сожалению, взрослость ассоциируется с употреблением алкоголя...

 Обязательно познакомьтесь с избранницей своего сына. Не стоит делать поспешных выводов, не пообщавшись с ней, не узнав ее поближе. Возможно, не так уж она плоха или недостойна, как вам кажется. Только не устраивайте ей вместо приятного общения форменный допрос, не нужно унижать ни ее, ни сына.
Любовные отношения сына, конечно же, предполагают доверительные разговоры с ним и о любви, и об интимных отношениях. Не превращайте доверительный разговор в нравоучение. Упреками и нотациями вы лишь понизите его самооценку, и тогда он попытается самоутвердиться за счет других.
Дайте сыну ошибиться. Да, первая любовь может принести ему болезненные и мучительные переживания. Но поверьте: наперед уберечь его от всех бед вы не сможете. Так не лучше ли дать ему возможность приобрести свой собственный опыт, в том числе и опыт совладания с душевными травмами, опыт преодоления трудностей и неудач?
Не пытайтесь поссорить сына с его девушкой; вы можете не одобрять выбор сына, но придется этот выбор уважать. И самое главное: если вы, родители, влезаете в отношения влюбленных, то наверняка окажетесь и останетесь в его представлении виновными во всех его неудачах, в том числе и совершенно не связанных с вашим вмешательством. Даже много лет спустя сын может припомнить вам, как вы вмешивались в его любовные отношения, как вы пытались разрушить их.
Попробуйте тактично объяснить сыну — лучше в дни его конфликта с любимой, что первая любовь не обязательно бывает на всю жизнь, что объект его обожания — не единственный представитель прекрасного пола на планете Земля. Пусть осознaет, что жизненный путь его еще очень долог, а впереди его ждет еще много интересных встреч с самыми разными девушками.
Эту мысль, это утверждение он не может услышать ни от кого, кроме родителей, — ну не сверстники же выскажут подобное мнение. Тактично донести до сына эту мысль — это ваша родительская обязанность.
Конечно же, в период хороших отношений с девушкой и даже в периоды небольших конфликтов сын только фыркнет, он, как правило, даже мысли не допускает, что кто-то может сравниться с его Машей. Он не допускает, что он может полюбить кого-то другого. (Для взрослого мужчины подобные мысли естественны даже в ситуации его самой большой увлеченности женщиной.) Но «фырканье» вовсе не означает, что сын вас не услышал; он с этим утверждением не согласен, но он его запомнил. И когда он всерьез поссорится со своей первой любовью, он вспомнит ваши слова. Вспомнит с большой пользой для себя.

Но сегодня по отношению к тому, сказанному выше, есть одно большое «НО»!!!

На самом деле в большинстве своём всё происходит абсолютно не так!!! То, что я привёл, это – мнение психоаналитиков, которые написали свои трактаты ещё много лет назад. Они легли в основу многочисленных диссертаций по этому поводу и уже давно подлежат пересмотру.
Я часто посещал школу, где учились дети. Я ежедневно гуляю мимо гимназии, еду в автобусах вместе со школьниками. И, наконец по телевидению в последнее время уже появились фильмы с современными детьми и современными их отношениями, отношениями к учителям, к родителям. Пусть новые психоаналитики попробуют вновь оценить любовь подростков, когда у каждого есть домашний друг – компьютер. Бесполезно бежать им сегодня к папе и маме с просьбой объяснить про «это». Вы уже сделать этого не в состоянии.  За вас уже это сделал компьютер. Книги Золя, Мопассана, Стендаля кажутся сегодня детским лепетом, хотя с художественной стороны они интересны. Дети этого не читают (мнение моё!).

В следующей главе я постараюсь аккуратно приблизиться к сегодняшним отношениям мальчиков и девочек подросткового возраста. Показать, что для них – «настольная книга», что для них запрет, и что не запрещено. Я не буду утверждать, что все дети подвержены «компьютерному синдрому», но осведомлённость к этому возрасту имеют все!

3 сентября 2015 год.


 


Рецензии