Люди с личной историей и люди без судьбы

Люди с личной историей и люди без судьбы. Сейчас «личная история» художника или писателя весьма ценится. Иногда жизнь творческого человека, эпизоды  биографии входят как «добавочная стоимость» в общую «рыночную цену» работ. Это особенности мира  коллекционеров и музейных работников?   
Знакомимся, Gerard Fieret (1924-2009). Фотограф, чувствующий «женскую силу», как написал о нем американский искусствовед.
Gerard Fieret представитель сообщества, дающего пищу для создания  «urban legend»: известный в Гааге неряшливый «дед» в грязной одежде на велосипеде, «увешанным» как елочными игрушками ведрами с кормом для птиц, сумками и другими атрибутами одинокой старости. И Жерар  умер, как нищий  — окруженный больными голубями, рядом с любимой кошкой и древним барахлом. Это случилось уже давно, в 2009 году. Но если сравнить отзывы искусствоведов до 2004 года (точка бифуркации, когда о фотографе заговорили более «ясно») и после,   в глаза сразу бросается, что ранние статьи о творчестве фотографа старательно выглажены. Искусствоведы привычно пытались «облагородить» судьбу художника, избегали острых моментов крайне неуклюжей биографии. Ведь «шикарные» фотографии снимались в «фотостудии», где по полу бегали крысу.  Из «ранних» статей мы узнаем об академическом образовании художника - Gerard Fieret учился в Королевской академии искусств до и после Второй мировой войны;  изучал рисунок, живопись и графический дизайн.  От  пятидесятого до  восьмидесятого года Жерар активно фотографирует: самого себя, детей,  уличные сцены и животных. И женщин, много женщин, огромное число женщин:  случайно выхваченные из толпы женщины,  женщины в откровенных позах или соблазняющие глаз части женского тела. Как и в фотографиях Мирослава Тихого (этот фотограф той же «плеяды» откровенных эротоманов), в работах есть нечто  вуайеристское и луддитское.
Голландский фотограф, умерший в возрасте восьмидесяти пяти лет, жил как эксцентричный аутсайдер,  принципиально выступал против технически совершенных фотографий,  эротизм для него был  воплощением анархии. 
Не все фотографии хорошо сохранились  - из-за  нетрадиционных методов печати (с точки зрения профессионала  процесс следует назвать  варварским)  и столь же сомнительного способа хранения негативов.
Однако, подобно Тихому, Gerard Fieret «индивидуализирует» и «любит» собственные негативы и позитивы — на отпечатках можно заметить не только лихой автограф, но какие-то любопытные печати и даже надписи фломастером. Авторские знаки должны подчеркивать самобытность фотографа, так как художник боялся, что его стиль могут «позаимствовать».
Нельзя сказать, будто фотограф был отвержен творческим сообществом -
в 1992 году он  получает премию Гааги в области  изобразительного искусства.
И в последние годы перед смертью о фотографе писали  в известном американском журнале, в международных фотожурналах. Это также «прижизненный коллекционный» фотограф, на аукционах его работы обойдутся вам в круглую сумму.
(К слову сказать, на одной из выставок  показывали   документальный фильм, снятый Жаком Мейером и Сьюзен Фэрбенкс, там же можно было приобрести биографическую книгу аж на 160 страниц за 25 евро!)
Фотографии можно посмотреть здесь https://vk.com/album17020639_220713468


Рецензии