Рассказ 4. Тыква - вредятина

 Настя – красивая, пяти лет девочка, жизнь и воспитание которой регламентировалось мамой. Дробный график питания с точным наименованием продуктов был вывешен на холодильнике. Ежедневно,  уходя на работу, она предлагала нам с Настей заняться  каким – либо конкретным  делом. И мы старательно выполняли ее пожелания.

 Не было дня, чтобы мы с Настей не порадовали маму  поделкой, сделанной вручную. Мы  вязали, шили, изготавливали  рамочки   для фотографий, украшая
их пластилиновым  бордюром, конструировали игрушки и костюмы к Новому году, вырезали ангелочков из бумаги, наряжали кукол в бумажную одежду,  изготавливали бисерные пасхальные яйца. Мы занимались развитием ее литературных способностей, сочиняя сказки и рассказы.

 Занятия с Настей потребовали от меня вспоминания и в некотором смысле развития всех моих талантов, способностей, навыков и умений.

 Настя была, безусловно, очень одаренная девочка, и, к тому же, наделенная трудолюбивым и целеустремленным характером.

 Как правило, день наш начинался с ее рассказа – что у нее произошло интересного в мое отсутствие. Обычно свой рассказ она начинала  в тот момент, когда я раздевалась в прихожей, словами: «Валя, пока тебя не было, у нас было так много всего интересного, ты опять все пропустила» Я подыгрывала: « Ну что же мне так не везет. Ну, ладно. Ты мне все  расскажешь, а я представлю, как будто я сама была участницей этих событий».
И Настя начинала рассказывать.

 Как правило, рассказ содержал описание совместных поездок  Насти с родителями  в  супермаркет для покупки новой игрушки, в ресторан, где семья часто отмечала семейные праздники вместе с другими родственниками Насти, которых она всех знала и очень  трепетно к ним относилась. Для Насти было большой радостью, когда семья собиралась вместе.

Особенно она любила двоюродного брата Максимку, который был на несколько лет младше ее, и вызывал у нее чувство собственной взрослости и желание опекать его. Кроме того, встреча с ним предоставляла ей возможность поиграть с другим ребенком.  К сожалению,  она только изредка посещала детский центр развития. Когда  семья Максимки в полном составе приезжала в гости к Насте,  меня ожидал рассказ о том, как они с ним наигрались!

 В отсутствие брата Насте приходилось играть со мной и с игрушками, и с  другими домашними предметами, которые все  у нас были «говорящие». Говорили за них мы сами, на ходу придумывая реплики. Таким образом мы «раздвигали» тесное пространство небольшой квартирки, в которой жила Настя и разнообразили жестко регламентированное время. Гулять  Настя не ходила, так как мама боялась, что девочка простудится, а болела она очень тяжело.

 Кроме братика, «говорящих» игрушек и других предметов, был у Насти настоящий живой кот. Кот был любим всеми членами семьи. Его фото в рамочке в виде сердечка  стояло на письменном столе девочки. Изображения котов повторялись во множестве предметов: в магнитах на холодильнике, в картинках на бокалах…

 Обычно кот, жмурясь, лежал на верхней полке кухонного шкафа и оттуда наблюдал за дислокацией людей. Весь его вид говорил о том, что он живет сам по себе, и никто и ничто  в этом мире его не интересует. Однако при появлении первых признаков запаха сосисок его поведение менялось. Он тихо спрыгивал  вниз и сворачивался калачиком на подоконнике, сокращая таким образом расстояние между собой и любимым продуктом. Были случаи, когда  мы с Настей теряли бдительность, и тогда сосиска оказывалась на полу, а попытка ее забрать  вызывала у пушистого зверя агрессивное урчание.

Когда у пришедшей после работы мамы было хорошее настроение, она рассказывала о любимом коте истории, в том числе о том, как раньше он любил играть с лазерной указкой. Настя сразу оживлялась, а потом огорченно добавляла, что  плохо, что указка сломалась.

Я была вторая  няня у Насти. Первая няня была двадцатилетней девушкой. Из объяснений мамы я поняла, что отношения с ней прервались из – за ее замужества и переезда в другой район города. К перемене няни Настю готовили. Однако, после просмотра ею мультфильма о Малыше и Карлсоне  образ няни малыша Фрэкен Бок  заслонил в сознании девочки все  другие впечатления о нянях.

 Однажды, когда я готовила пищу, я выложила на стол таблетки, которые в это время принимала. Настя, наблюдая за мной, тихо посетовала: « Какая- то мне няня больная досталась». Фраза прозвучала  как  размышление, только высказанное вслух. Я рассмеялась, и когда мама пришла с работы,  я рассказала ей об этом. Мама  посмотрела на Настю и сказала: « Настенька, но ведь ты боялась, что будет такая няня, как Фрэкен Бок. Валентина Алексеевна же не похожа на нее?» Настя радостно заулыбалась и слегка подпрыгивая, сказала: «Нет, не похожа. Она добрая». Так, с помощью мамы мы уладили вопрос моей совместимости  с Настиным представлением о хороших нянях.

 Добрым духом кухни была отлитая из меди красивая олениха, стоящая на одной из кухонных полок. Мы с уважением относились к ней, и в трудных случаях обязательно спрашивали ее совета - как нам поступить.

 Однажды, обедая, Настя вздохнула со словами: « Оленихе, наверно, плохо одной. У нее же  нет семьи». Вскоре на полке рядом с оленихой появился олень из бересты с наклеенной на рога  пенопластовой крошкой. Он ну никак не мог соперничать с оленихой в уважении, даже исходя из внешности. Но, на безрыбье и рак  рыба. Ведь мама Насти обошла не один магазин в поисках  «второй половины» для нашей любимицы.

 Прошло время. Оленья семья, по мнению Насти, была готова заиметь ребеночка. На помощь пришла бабушка Насти. Она, помня «хождения по мукам» мамы Насти в поисках оленя – мужа, сразу обратилась к родственникам в Финляндию, мол, семья не полноценна без оленя - ребенка.  Из Финляндии был привезен олененок. Он был просто прелесть! Теперь оленья семья развивалась по всем известным  законам. Были мама, папа, и ребенок. Но по- прежнему  в сложных, критических ситуациях, за помощью мы обращались только к оленихе – маме. Не так – то просто завоевать уважение окружающих! Надо прожить бок о бок со всеми членами семьи не один год!

 Но однажды олениха – мама чуть не погибла, спасая жизнь оленя – сына. Дело в том, что на подоконнике, рядом с цветочными горшками, уже давно стояла вырезанная для использования ее в качестве подсвечника, тыква. Оказалось, она была «заражена»   вирусом зла. Она производила такие немыслимые, вредные дела, что нам с Настей пришлось с ней по – настоящему воевать, как с опасной носительницей этого вируса.

 Для борьбы с ней была приглашена старая – старая пластмассовая коричневая черепаха, с мудростью которой не могла соперничать даже олениха. Она была такая старая, что никто не мог вспомнить, как давно она жила в семье. Возможно,  с того времени, когда мама Насти была еще девочкой. Черепаха точно могла помочь, потому что у нее тоже был сыночек –  черепашонок. Материнские чувства ей были очень хорошо знакомы. Благодаря ей, и олениха, и ее сын остались живы. 

 С переменным успехом развивались сказочные события. В принципе, сказка никогда не начиналась  и  никогда не заканчивалась. Она  присутствовала всегда! А «тыкву - вредятину» в конце концов переселили  в другую комнату.
Для решения исхода битвы между добром и злом пришлось вмешаться в сказку Настиной маме, которая сказала: «Хватит ей тут стоять. От нее только неприятности. Да еще кот может нечаянно ее скинуть с подоконника».

 В комнате у Насти на всех  имеющихся поверхностях стояли коллекционные куклы. Эти куклы стояли не просто для красоты. Со всеми  куклами Насте разрешалось играть. Играя, она одновременно  изучала  костюмы различных народов.  У каждой куклы было имя. Иногда я путала имена ( кукол было по меньшей мере с  десяток и коллекция их непрерывно пополнялась), и тогда Настя, хмурясь, поправляла меня. Она – то их всех знала по именам и каждая из кукол была ей дорога.

  Долгое время счастливые браки между куклами  по аналогии с оленьей семьей и семьей черепахи не могли состояться из – за отсутствия кукол - мальчиков. Однако первой для осуществления идеи рождения счастливых кукольных семей появилась в коллекции Насти кукла – невеста. Это было необыкновенное создание кукольных мастеров! Кукла была большего размера, чем коллекционные. Белое  пышное кружевное платье прикрывало ноги в серебряных туфельках. Голову украшала длинная фата, а белокурые волосы красивыми волнами спадали кукле на плечи.

 Настя очень любила эту куклу. Особенно ей нравилась фата. Она перебирала ее в руках, приглаживала к кукольной голове и с наслаждением произносила это слово по слогам:« фа-та» Она повторяла это слово многократно, и можно было заметить, что этот предмет невестиного наряда особенно привлекает внимание девочки. Возможно, трогая ее, и называя, она представляла себя  взрослой девушкой,  в такой же фате, как у  куклы.

 Иногда она подходила к зеркалу и разглядывала себя в нем, после чего интересовалась: «Валя, а я красивая?» Я отвечала: «Конечно, Настенька».
После этого она спрашивала: « А ты красивая?» Я говорила, что я уже не молода, и потому, конечно, не могу  конкурировать с ней в красоте, после чего она удовлетворенно отходила от зеркала. Возможно, она ожидала, что я буду расстраиваться,  как ведьма в сказке о Белоснежке, ведь, как я уже говорила, сказка у нас никогда не начиналась, и никогда не заканчивалась. Но я тут не подыгрывала девочке, а она в этом случае не обижалась на меня.

 Подбор подходящего жениха для куклы - невесты затянулся на несколько месяцев. Дошло до того, что роль жениха однажды пришлось играть коллекционной кукле. Не может же невеста так долго ждать  суженого! Но вот в квартире у Насти наступил настоящий праздник.  Мама, папа, Настя, бабушка, и я, конечно, были радостно возбуждены.  Для куклы – невесты был найден жених! Это был очень красивый джентльмен. Он был в черном смокинге с блестящими отворотами, с приглаженной, аккуратной прической, весь сдержанный, но роскошный, как и полагается быть всякому истинному жениху.

 После этой первой семейной пары, впоследствии у нас появилось еще 2 или 3. Все жили долго и  счастливо, ведь «тыкву – вредятину» кот все – таки сбросил с  подоконника, на который  ее переселили из кухни, и она разбилась. Хоть она и была «тыква – вредятина», без нее нам  сразу стало как – то  грустно.

 Сказочные события перемежались  выполнением  довольно сложных заданий из журналов для развития детей, которые регулярно покупала Настина мама. Стимулом к занятиям была цель - дойти до финиша, то есть, выполнить задания в каждом  из 20 номеров журнала, приклеив очередную звездочку на «Плакат успеха», а при наличии всех 20 звездочек на этом плакате, получить  от редакции журнала  приз!  Девочка  добросовестно выполняла задания.

 Когда мама задерживалась, Настя  скучала. Чтобы облегчить  грусть, однажды мы написали ее родителям «Письмо любви».  Детское сердце... Это  пространство, в которое можно войти только с  чистыми  ногами.

 Мне показалось, что глаза мамы Насти после прочтения этого письма увлажнились. Она  обняла свою дочь и сказала:«Спасибо, милая, что ты написала это письмо».

 На другой день мы отвечали  на вопрос « Что такое счастье?». Ответы Насти были  на удивление просты, но одновременно мудры. Насте представлялось счастьем отсутствие войны и безопасность родных и близких. Я специально переписала Настины ответы, чтобы показать их своим родным дома, и сейчас приведу их в подлиннике.
 Счастье – это:
 1   когда весело и радостно
 2   когда есть дети
 3   когда никто не умирает
 4   когда здоровы родители
 5   когда нет войны
 6   когда есть любовь
 7   когда любимые рядом
 8   достаток ( я переспросила: «Богатство?» «Нет,- ответила Настя,и помолчав,
      - чтобы все было»)
 9   безопасность

 Перед этим мы читали с ней книгу Бажова « Малахитовая шкатулка», после чего несколько дней рисунки были посвящены теме драгоценных камней. Когда Настя отвечала на вопрос о счастье, я спросила: « А вот иметь бриллиант, - это счастье?».
Настя задумалась, а потом  сказала: «Нет. Камень не может быть счастьем».
 
 Неделей раньше отец Насти подарил ее маме кольцо с бриллиантом.

 Я уже давно не виделась с Настей. Разговаривая с ней по телефону в последний раз, я пообещала прийти к ней в гости.
Я знаю, что мама Насти сейчас  ушла с прежней  работы и приобретает профессию детского психолога. Настя – необыкновенная девочка. Я рада, что ее мама  учится на детского психолога.


Рецензии