В. С. Арсеньев. Из семейного архива
ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.
[О.С.И. Соколов и С.И. Гамалея, духовные мистики]
В дополнение к напечатанным мною в «Сборнике Орл. Церк. Ист.-Археол. Общ.» семейным воспоминаниям об о. Макарии Алтайском и в виду вновь появившегося интереса к личностям «духовных мистиков» [1] прот. С.И. Соколова, друга о. Макария, и С.И. Гамалеи, считаю небезынтересным напечатать имеющиеся у меня 3 письма о. Соколова и стихотворения, и отрывок из воспоминаний, характеризующие С.И. Гамалею.
О. Семен Иванович Соколов, р. 28.I.1772, ск. 30 мая 1860 г., погреб. В Моск. Покровск. Мон. [Моск. Некрополь, III, 136], был настоятелем Московской церкви Воскресения в Барашах. – В интересных воспоминаниях о нём Н. Сушкова [«Странник», 1864 г.] читаем, что о. С.И. окончил Московскую Духовную Академию, был членом Конференции её, пользовался доверием преосв. Августина и митроп. Филарета, который многим, в том числе Е.В. Новосильцевой, рж. гр. Орловой, указывал на него, как опытного наставника и утешителя; многих своих духовных чад назидал он письмами; в руках Сушкова была переписка его Арсеньевыми; семейство С.Н. и Н.В. Арсеньевых постоянно было с ним в дружеских сношениях. Особенно любопытна переписка его с сестрой С.Н. Арсеньева – баронессой Е.Н. Медем, до её замужества; все переписки сии находятся у поч[ётного] опек[уна] В.С. Арсеньева, у него же находится и портрет протоиерея Соколова, который был им напечатан в журнале «Радость Христианина при чтении Библии, как Слова жизни». О. Соколов перевёл творения Фомы Кемпийского: «О подражании Христу» и, вместе с В.С. Арсеньевым, «Долину лилий» и «Цветник роз» [2]. Он был известен как строгий и назидательный духовники глубокомысленный и проникнутый духовностью мистик. Он принадлежал к числу так называемых «духовных мистиков», которые составляли Общество истинно верующих христиан, в правила и убеждения коих вошло всё доброе и разумное из учений Я. Бэма, Сен-Мартена и Георга Фокса. Первое из печатаемых писем о. Соколова адресовано Ф.Н. Арсеньеву; Фёдор Николаевич был 3-м сыном Курляндского губернатора Н.И. Арсеньева и жены его А.А., рж. кж. Хованской; он род. 15 сент. 1795, вначале был моряком и в 1813014 г. находился в плавании у берегов Франции и Англии, затем был майором л-гв. Семеновск.п. и колл. асс., заведовавшим, по выбору Московск. Дворянства, Шереметевским странноприимным домом в Москве. Ф.Н. также принадлежал к числу духовных мистиков, ум. 5 июля 1845, погреб. с женой Марией Серг. рж. Слепцовой в Московск. Покровск. Мон. (См. мою книгу «Род дворян Арсеньевых», ч. I, 73 и 114); портрет его находится у внучки его С.С. Лачиновой, рж. Арсеньевой, а также он изображен на группе членов семьи Н.И. Арсеньева, находящейся у ген.-адъют. Д.С. Арсеньева.
Второе письмо адресовано Е.Н. Арсеньевой, бывшей впоследствии замужем за бар. Медем; Екатерина Николаевна – сестра вышеназванного Феодора Николаевича Арсеньева; она род. 1793 г., была Костромск. пом., в 1857 г. вышла за обербурграфа бар. Феодора Медем, погребена в моск. Данилов. мон., близь могил родителей (См. «Род дворян Арсеньевых», ч. I, 74); она изображена на группе членов семьи Н.И. Арсеньева, находящейся у ген.-адъют. Д.С. Арсеньева; в моём архиве находится тетрадка со сделанными ею до 1863 г. выписками назидательных мест из сочинений Mme Guion, Tanler, д-ра Рихтера и блаж. Августина, дающими ясное представление об её духовных стремлениях, (Толкования на 15 гл. посл. к Коринф., 4., 20-22; XI гл. Ев. от Матфея, 25-27); мысли на 3 воскресение после Богоявления; о сосредоточении своих чувств; об опасности души и спасении её чрез благодать Божию; о благословенном пути Креста, о превратности тварей.
Третье письмо адресовано духовному мистику А.И. Маслову, жена коего Екатерина Богдановна была урождённая Зейдделер.
Стихотворное письмо С.И. Гамалее написано Феод. Петр. Ключаревым, московским почт-директором, другом Новикова; С.И. Гамалея – известный духовный мистик (См. о нём в брошюре д. тн. сов. В.С. Арсеньева «Из воспоминаний о покойном Н.А. Головине» М. 1893) до своего назначения правителем Канцелярии московского наместника гр. Чернышова Д. служил в Белоруссии.
Воспоминание о С.И. Гамалее, вероятно, принадлежит его другу Лопухину и переписано известным археологом И.Ф. Калайдовичем, принадлежавшим к тому же содружеству; упоминаемый в воспоминаниях – «молодой брат В.В.Б.» - Вианор Васильевич Беликов, Белевский помещик, друг известного В.А. Левшина.
В. Арсеньев. Тула. 3 янв. 1912 г.
[1] Особенность направления их состояла в познании глубокого соответствия между «светом благодати и светом натуры» и в соображении между собою: нравственности, естествоведения и религии, для восстановления согласия между науками и Боговедением.
[2] Перевод этот напечатан в Москве, в 1902 г., с приложением портрета о. Соколова и биографич. о нём сведений в вышеназванном журнале и вышел отдельно; в IV книге за 1894 г. того же журнала также напечатаны таковые сведения и портрет.
I.
ПИСЬМО о. С.И. СОКОЛОВА к Ф.Н. АРСЕНЬЕВУ
Милостивый Государь!
Федор Николаевич!
Имею удовольствие поздравить вас и сестрицу вашу Екатерину Николаевну с Новым годом, желая вам, как и себе, новее проводить его.
В Новый год возбуждается в нас внутреннее чувство, побуждающее нас к обновлению. Хорошо бы внять ему.
Я хвораю, однакож, на ногах, недели с две, - и при многих трудах.
Желал бы вас видеть, но очень занят и слаб. Естли буду по свободнее, постараюсь быть у вас.
Итак желая вам всякой помощи от Всемогущаго, с любовию остаюсь
Покорный слуга
Св. Семен Иванов.
Ген. 2 дн.
1822 года.
II.
ПИСЬМО прот. С.И. СОКОЛОВА к Е.Н. АРСЕНЬЕВОЙ, бывшей впоследствии замужем за бар. МЕДЕМ.
Милостивая Государыня!
Екатерина Николаевна!
Письмо Ваше меня утешило тем, что вы в деревне в самом хорошем были расположении и видели во всем семействе согласие и дружество – равно и в природе что-то живое и возвышающее чувствы ваши ощущали. Но вот после вакаций, что встретило вас, - лихорадка, видно твердый и продолжительный покой не есть удел здешней жизни, а нам даётся оный на малое время – с тем кажется, чтоб мы собранные во время покоя силы опять с твердостию, и не теряя духу, употребляли на борения с всегдашними противностями нашими. – Господь да оградит вас терпением! И данным упованием да подкрепит сердце ваше, ожидавшее может быть не того, что с вами встретилось!
Покорный слуга
Протоиерей Симеон Иоаннов.
Прошу покорнейше засвидетельствовать мое почтение и любовь сопутствовавшему вам Братцу вашему Федору Николаевичу.
1829 год.
Июл. 17 дн.
III.
ПИСЬМО прот. С.И. СОКОЛОВА к А.И. МАСЛОВУ
Любезнейший друг!
Андрей Иванович!
Честь имею поздравить вас со днем вашего Ангела, желая вам, в новый год вашей жизни, нового и вящшего стремления к новой жизни, возникающей из умерщвления ветхой, при помощи благодати Божией, которая всегда готова помогать нам, побуждая волю нашу на лучшее и радостно встречаясь с добрыми нашими намерениями и желаниями.
С любовию остаюсь покорный
Слуга П. С. Ив.
Извините, что грозный мороз, с которым и молодые не так-то смело обходятся, не допустил меня до вас.
Почтенной супруге вашей Екатерине Багдановне и Николиньке милости…
Нояб. 30.
IV.
ПИСЬМО
Правителю канцелярии Белорусского Государева Наместника,
Господину Коллежскому Ассессору СЕМЕНУ ИВАНОВИЧУ ГАМАЛЕЕ
Еще нас дружбы узл с тобой не съединял;
Ты, Гамалея, мысль к себе мою склонял.
Внимая слух похвал, я оным восхищался,
Чтил искренно тебя, всегда тобой пленялся.
Известным быть тебе вменяя себе в честь,
Знакомство я твое старался приобресть,
Старался и снискал: сугубо вдруг пленился;
Источник предо мной доброт твоих открылся!
Приятна, сладостна беседа мне твоя!
Как нектар божеский тогда вкушаю я,
Когда с тобою речь о чем я продолжаю.
И часто сам себя с восторгом забываю.
Оставя разума сияющи черты,
Что первые твоей души суть красоты,
Коль многие еще красы в себе вмещаешь!
В незлобии, в труде весь век препровождаешь,
Чистосердечие бесхитростно хранишь,
Добро, сколь можеши, ты ближнему тваришь.
И в действиях своих всегда бывая честен,
Вельможе знатному в России стал известен,
Который храбростью вселенну удивил;
Янтарны где брега, геройства там явил,
И славой дел своих, как светом Феб, сияет,
Сей покровительство свое тебе являет:
Достоинствам твоим оказывая честь,
Ко храму щастия тебя желает весть.
Благополучен ты стократ своей судьбою,
Что громкому сему угоден стал Герою
В благодеяниях всегда он знаменит,
Дни жизни твоея златыми учинит.
Не ложно слов моих вещание свершится:
Ты будешь в радости, мой дух тем усладится!
Ф.К.
(Напечатано на 2 страницах четвертушки плотной сероватой бумаги).
V.
ВОСПОМИНАНИЕ о С.И.Г. [И.В. Лопухина]
Когда сего старца, жившего уже в уединении, спрашивали, какую бы онпожелал иметь пенсию по праву за свою службу, то он просил только 500 р. в год, и с сим малым доходом прожил остальное время жизни своей, благодетельствуя кому только мог.
После одного (ближнего) родственника досталось ему имение в 200 душ, но он никак не хотел принять его, и, узнавши, что есть другие наследники, уступил им свои права.
Почтенный старец любил нюхать лучший французский табак. Однажды, когда он, прогуливаясь, вынул табакерку, встретилась ему нищая с семейством, просящая милостыни. Старец опустил табакерку в карман, и с того времени совершенно перестал нюхать.
Он до того был нищелюбив, что раздавал всё, им получаемое, и когда у него не осталось уже ничего, то продал свои золотые карманные часы, говоря, что делает сие для того, что по смерти не в праве уже будет располагать сею последнею собственностью, и что деревянные часы с кукушкою также верно показывают ему время.
Воздержание его удивительно. Чай доставлял подкрепление 70-ти летнему старцу, нов последние годы свои он и здесь нашёл средство ограничить себя, а остающимися деньгами помогать бедным. Он начал пить одну горячую воду. Старый слуга его, видя слабость сил его, и будучи к нему привержен, купил однажды для него сахару и чаю, сварил и принес к нему с сими словами: «Что? Неужели ты и от этого откажешься? Пей! Я это купил на свои деньги».
В ясный летний день старец сидел на крыльце в саду. А ещё молодая и резвая дочь хозяина его побежала к нему и сказала: «Не правда ли, С.И., что я хорошо одета?» Он взглянул на неё и отвечал: «Такова ли ты будешь лежать во гробе?»
Молодой брат (В.В.Б.) посетил его и застал его сидящего пред Распятием, с устремленными на оное взорами. Старец спросил его: сколько вам лет? 25 или 6, был ответ последнего. «Как вы счастливы, - возразил сей почтенный муж, - что любите Спасителя с молодых лет. Каково же начинать в мои лета?»
Он скончался на ногах. По принятии Св. Таин, пошёл за деньгами Священнику, зашатался и, сказав: «Простите, друзья мои», испустил дыхание. На другой день приехали опечатывать дом и имение год пред тем умершего его хозяина.
*
Он в тленном веке сем Премудрость возлюбив,
Орудием Ея ко благу ближних был;
Исторгнись от сует, мир презри своенравный,
Познал он истину и Дух натуры тайный,
И словом, и умом, и жизнию мудрец,
Обрел он все в себе – начало и конец.
Родился в мир сей … года Полтавской губернии в Китай-городе; переселился в вечность 182… Московской губернии в селе Тихвинском. Жития его в уединении было более 30 лет.
В память друзьям его.
Преданный Л.-
(Писано на 4 страницах серой бумаги).
Сообщил В.С. Арсеньев.
(Отдельный оттиск из III т. «Сборника Орлов. Церк. Истор.-Археолог. Общества», печатанного по определению Совета Общества, на основ. Параграфа 24 его устава. - Председатель Общества, Протоиерей Илия Ливанский).
Публикацию подготовили М.А. Бирюкова и А.Н. Стрижев
Свидетельство о публикации №215090301788