Лето тёплое - 15

   Оглавление

1. Карта мира и её центр
2. «Дом-музей» Панкрата Антипова
3. Лесопарк наступает
4. Сцена-беседка
5. Кальян-самовар-мангал
6. 20-летие биотуалета
7. Старинный русский барин
8. Памяти Пьяного Дуба
9. Женский монастырь
10. Русский мир Прозы.ру
11. Сухарто-Сукарно и Порошенко-Янукович
12. Крах виртуального алкоголизма



        1. КАРТА МИРА И ЕЁ ЦЕНТР

        Политическая карта мира, висящая в комнате сына, уже неправильна. Но не меняю – и мелковаты патриотичные её пятна, и лень переклеивать множество флажков.
        Флажки уходят далеко, пересекают иные моря и океаны, но неизбежно тянутся к центру – к Родине. Малой. И большой. А с чего начинается Родина – про это даже при СССР позволялось петь.
        Флажки сбегаются к Москве, конечно. А, может, и не к Москве вовсе? А к моему милому загородному дому в восьмидесяти километрах от неё? Не пора ли вернуться к нему, столь быстро покинутому пять лет назад? А то уж не писал – и словно не был. А был – так в какой-то иной жизни, не творческой.
        Не каждый отпуск посвящаю этому дому, флажки не дадут соврать. Да и полсантиметра карты у Москвы незаметны. Но кажется почему-то, что без этого центра притяжения бесполезны все иные города и веси, что свои, что чужие. Может, старость подступает – а на пенсии да «на пенсию» далеко-ли выберешься? Не зря и сын вырос.


        2. «ДОМ-МУЗЕЙ» ПАНКРАТА АНТИПОВА

        На  самой дальней линии нашего садоводства красуется вывеска «Улица Олега и Елены Андреевых». Молодцы! Может, и не зря понескромничали. Может, вложили немало трудов в эту улицу. А, может, просто пьяная удаль под шашлык.
        Хотя, три ха-ха, кто мне мешает водрузить и на мой дом аналогичную заказуху? Переулок Панкрата Антипова? Садоводство не населённый пункт, согласований тебе никаких. Что, скромно переулком обходиться? А то и тупиком? Так не «авеню» же именовать проезд шириной с КАМАЗ. Не тянет он даже на берёзовый «Прешпект» в недавно виденной Ясной Поляне.
        Стоп-стоп-стоп, не надо никаких улиц. «Домом-музеем» назвать мою халабуду, точно! Заходите, гости дорогие, приобретайте билетики недорого, не по «полянским» ценам! И без музейной обуви пока обойдёмся. Вот за этим столом Антипов творил, а за тем – вытворял! А о следующих экспонатах смотрите отдельные опусы и не приставайте к экскурсоводу, у него и так сегодня дохренадцать групп, автобусы уже все застряли, а кто и в кювет завалился, тщась разъехаться. Вон, и садовый председатель уже мчится разруливать под партийно-хозяйственный матерок.
        Да-а, не для этой жизни проект. В доме висит на стене моя старая советская электрогитара «Урал», но и с филиалом «Хард Рок Кафе» тоже повременим. Ни в каких маниях я пока не замечен.
        Но рассказ продолжу.


        3. ЛЕСОПАРК НАСТУПАЕТ

        Как и пятилетку назад, на моём участке сплошной дикий лес – и это по-прежнему не Рублёвка с аккуратными вековыми соснами. За двадцать лет спилено, срублено и сломано ветром-снегом не меньше тридцати деревьев. Больше и не надо, но десять метров высоты уже перебор. Надо заниматься обрезкой, а это дело долгое и опасное, если самому с лестницы, и недешёвое, если нанимать.
        Чего у меня больше – денег или времени? Или борьба моей страны за более или менее достойное место среди мировых держав уже властно требует, чтобы и того, и другого стало меньше?
        Вот и хватает пока сил только на борьбу с порослью, на уборку ветровала и обрезку только тех сучьев, что нагло лезут к соседям. Убрать значит сжечь, дров у меня видимо-невидимо, готов делиться с ближними, но кому осина нужна, иудино это дерево?
        Но уж костёр как заполыхает, так пионерский воистину! Не бойтесь, я не пионер, я строгий вожатый – и бочка с дождевой водой рядом, и летний водопровод, не бывать войне-пожару.
        Да и жара не пятилетней давности, и дожди радуют регулярно. Подосиновиков и подберёзовиков в десяти метрах от дома не счесть, жена уж жарить не успевает. Надо бы сушить-мариновать, но не любим мы домашних заготовок, увы. Пока не любим.


        4. СЦЕНА-БЕСЕДКА

        Крыльцо дома успело побыть недоделанной открытой верандой, а затем ровной «сценой» – крыша рухнула под снегом, и сразу убрать сил хватило только рухнувшее. Понадобилась очередная пятилетка, чтобы сойти с этой сцены и уединиться в глубине лесопарка, в железном каркасе бывшего сарая, превращенного в беседку. Там теперь и дощатый пол, и всепогодный мангал под крышей, и яркий пластик садовой мебели, и лианы дикого винограда.
        А крыльцо тоже теперь железное – обыкновенная пожарная лестница да площадка перед дверью метр на метр. Подниматься по этой лестнице уже не так легко, но перила пригодятся и в старости.
        Только с тротуарной плиткой у крыльца ждать, похоже, ещё пятилетку. Или две. Или три. Жена не хочет её, а уговаривать и сам не спешу.


        5. КАЛЬЯН-САМОВАР-МАНГАЛ

        Нынче патриотично бросать курить, но я даже в этом деле не патриот. Когда меня изумлённо вопрошают, мол, неужели три года как бросил, отвечаю, что нет, только бросаю уж третий год. Не пропаганда заставила, а беда: умер мой отец, курил до самого конца, даже когда началась гангрена. Никому не желаю такого повода и метода.
        Когда-то отец был большим любителем трубок, при дефиците увлёкся их вырезанием (лучшим «бриаром» была яблоня), а на заре потребительства даже торговал слегка. И меня приучил, я всерьёз поверил, что не можешь бросить – так хоть трубку кури. Теперь последняя трубка спрятана на даче, остальные раздарил. Один раз купил трубочного табаку, думал, ещё на три года хватит – какое там! Два месяца по выходным – и всё бросание. Больше не покупал, но в душе по-прежнему нехорошие шевеления.
        Ну, и разродись они, конечно же, кальяном. Первый раз в Дубае курил его с опаской – арабская «шиша» созвучна анаше, голова раскалывалась. Но на второй раз в Египте уже знал, что всего-то там варенье с табаком, а дым тлеющего уголька прекрасно фильтруется водой – истинному курильщику что сигарету понюхать сквозь целлофан. Значит, бросальщику в самый раз!
        А уж размазывание «варенья» по чашечке, накрывание её фольгой, протыкание фольги двумя дырками (три – уже много!) под два кокосовых уголька, наполнение колбы водой (да немного вина капнуть!), да розжиг этих угольков-кубиков на электроплитке (не керамической!) равномерно с трёх сторон (со всех шести вовсе не обязательно!) – это тебе не «беломорину» размять и даже не трубочку набить! Раз-два в неделю – предел.
        Вот и булькает моя мелкая дешёвая склянка зелёного стекла в беседке, рядом с ароматным мангалом. Следить за шампурами, потягивая из шланга, в самый раз. Хорошо бросать курить! Летом – особенно!
        А рядом пыхтит древний самовар, купленный с рук на сувенирном развале (колосник пришлось делать заново – не гоняйся сам за дешевизною). Смотрю на три этих прибора, сравниваю, вспоминаю конспекты старого инженера, у нас с собой теперь всегда есть, подешевело при потребительстве и далеко ещё до дефицитного масштаба, нормально, Кальяныч – отлично, Самоварыч! Уголёк из мангала в поющую водогрейку, шампуры повернуть, на мясо вином капнуть, а кальяну мелких «кубиков» и так на два часа.


        6. 20-ЛЕТИЕ БИОТУАЛЕТА

        Даже у шикарных загородных фазенд нет-нет, да встретится простой дощатый «туалэт типа сортира». Тут только две причины – либо в новостройке ещё живут строители-гастарбайтеры, либо небедный хозяин озабочен «духовными скрепами» чересчур материально. Как некрасовский генерал, некогда рядивший сына Ванюшу в кучерский армячок для «народности». Можно понять бедных сельских хозяев, живущих с огорода – дешевле удобрения не найти, да долго и не из чего было выбирать. Но современным-то дачникам, пусть и не олигархам, к лицу ли «благоухать» в жару на полсадоводства?
        Септики и колодцы «под вывоз» капитальны и дороги, только недавно стало на них денег хватать не единицам. Вот и нам в начале 90-х, казалось, никуда не деться от старой доброй будки – не вечно же выливать в помойную яму ночной горшок. Тут и попался на глаза пластиковый герметичный «еврогоршок» с удобной задвижкой, съёмным верхним седалищем-смывалищем и ароматным зелёным растворителем всего и вся впридачу.
        Очень вовремя попался! Даже по тем временам 130 долларов оказались куда дешевле и практичнее сортирных досок. Ибо, если бы не этот биотуалет, плюнул бы я давно на эту дачу до самой пенсии, бежал бы от регулярной выгребной барщины.
        Взамен, правда, пришлось регулярно тягать полтора пуда нейтрализованной биомассы, причём экологическое сознание быстро запретило выливать её под ближайший куст, лишь бы от колодца подальше; заставило возить до цивильного унитаза в Москве или чуть ближе у тёщи. Ну, так и автомобиль теперь почти на каждом участке – плохонький, да свой. Да и «качалка» такая всё ж полезнее мужику, чем труд золотаря.
        Пластиковый сортир уж 20 лет радует – и хоть бы треснул где. Все русские зимы пережил, хоть и не для них создан. Нет предела бездуховности потребительского общества!


        7. СТАРИННЫЙ РУССКИЙ БАРИН

        Одной из жертв этой бездуховности стал недавно наш знаменитый сосед Герман Стерлигов. Это его я упомянул пять лет назад как старинного барина, что выжил доверившегося ему партнёра, русского американца, столь неласково встреченного Родиной потомка дворянского рода.
        Вышло не так кроваво, как в «Дубровском», но тоже весьма поучительно. Поместье Стерлиговых в Нижневасильевском стало знаменито, зачастили журналисты да публицисты, пишущие куда лучше меня. Мы были скромнее – просто пару раз в год покупали его разрекламированный хлеб из русской печи. Триста рублей за буханку «для экзотики» не жалко было, даже когда они превратились в четыреста. Да и экзотика не хлебом единым - каждый раз встречал нас добрый живописный плакат "Бабам только в длинных юбках"! Жена нарочно рядилась в потрёпанные дачные брюки ("писк" моды конца 80-х) - ан, нет, за "частным" шлагбаумом и тут везде толерантность.
        Но потом старинный русский барин переусердствовал в старинных забавах и попал в свидетели по нашумевшему делу убийц-националистов. Изменения процессуального статуса ждать не стал – переехал в Карабах, поместье опустело, лошадей и скотину распродали. Небольшим стадом телят русского эмигранта обзавелись иммигранты-азиаты – выпасают, даже старый коровник восстановили. Мир, покой, лужок-пастушок, никакого тебе экстремизма. Везёт нашей земле на изгнанников…


        8. ПАМЯТИ ПЬЯНОГО ДУБА

        Давным-давно, в конце прошлого века, когда трёхмерные принтеры ещё назывались станками с ЧПУ, а дачными сторожами работали исключительно мужики из ближайшей деревни, рад я был им удружить и прихватить на машине на станцию за обиходной едой-питьём. Еда ещё выдерживала обратный путь, но питьё доезжало только до поворота к даче – именно за поворотом, в некотором отдалении от шумной «второй бетонки» стоял на обочине одинокий Пьяный Дуб, как называли его мои попутчики.
        Остановка была недолга, сторожа имели совесть и никогда не задерживались дольше пяти минут. Предлагали и мне – мол, тут уже никаких гаишников, смелее, интеллигенция! Но интеллигенции, завоевавшей недавно бедную демократию, на большее смелости уже не хватало. Я просто прислонялся к дубу и смотрел вдаль. С других сторон к нему рады были прислониться и сторожа. Народное единство было полным.
        Дуб не поражал ни красотой, ни могуществом, был мелким и кривым – но я потом часто останавливался под ним, когда давно уже не работали у нас эти мужики (один сгорел по пьяни в сторожке…). Однажды пятничной ночью не дотерпел до дачи четыре километра – выпил под знакомой сенью. Не водки, но выпил. Не помогло – боялся не ГАИ, боялся собственного алкоголизма, который, казалось, вот-вот схватит за горло, как несчастных сторожей. Не схватил, слава Богу. Больше я за рулём не пил никогда – и, надеюсь, никогда и не выпью.
        Да и Пьяного Дуба уж два года как нет – мешал он долгожданному ремонту нашей дороги и расширению обочин. Жалко мне его или нет? Никак не решу.


        9. ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

        Мимо места, где был этот дуб, ездим к тёще – и на блины, и в полюбившийся ей женский монастырь у села Акатово. Тёща добросовестно выстаивает службу, хоть до конца уже и не в силах выдержать, а мы… Нам, невоцерковленным маловерам, интересен хор сестёр насельниц (один из лучших в Подмосковье!), интересен оригинальный колокольный звон, интересны росписи собора, интересно свечи возжечь да вспомнить про себя «Отче наш» и «Милостив буди мне грешному» (сами почти мытари) – да и всё. Всё?
        На территории нельзя фотографировать, но узнаём об этом только после замечания одной из сестёр. Извиняемся. На милость Божию уповаем. Кругом волшебно, одинокая сосна у собора умиляет не меньше, чем развалины старой столовой – ещё видны закрашенные контуры плакатного пионерского значка с костром. Скоро исчезнет это наследие богоборчества, но пока мирно уживается.
        В собор заходим несколько раз – нам не выстоять даже наравне с тёщей. Однажды попадаем на конец проповеди. «Так не уподобимся же в гордыне своей народу-изгнаннику…» Надо послушать в другой раз, интересно. Священник выходит кропить, нас неожиданно влечёт навстречу. Понимающий взгляд – и резкий взмах кропила, капли святой воды словно впиваются… Что-то новое?
        Ещё приедем. Конечно.


        10. РУССКИЙ МИР ПРОЗЫ.РУ

        Следить за новостями не самое глупое занятие. Даже когда новости безмерно глупы.
        «Я спросил российского посла: что же такое этот ваш русский мир? Посол не ответил!» – вещает с телеэкрана белорусский президент Лукашенко. Лукавят на публику сильные мира сего, все и всё они знают про русский мир и единственно-лукаво правильным на текущий момент образом – но я готов предложить им отвлечься от этого образа и попробовать воспринять мой.
        Для меня Русский мир – это сайт «Проза.ру». Кто ощущает в себе потребность писать по-русски из любой точки планеты – тот и часть этого мира. Что бы и как бы он не писал – русский язык всех мирит. Если не матерный и не оскорбительный. Вот и всё.
        А что я здесь делаю, насколько хорошо и насколько плохо – не всё ли равно после этого?


        11. СУХАРТО-СУКАРНО И ПОРОШЕНКО-ЯНУКОВИЧ

        В одном дебильном анекдоте украинцы ловят в Магадане киевское ТВ, прицепив к антенне кусок сала. Когда-то не поймать было и «братские» передачи, а теперь любой «бандеро-фашистский» канал в Интернете находится за десять минут. Информационная война никого не красит, но один украинский сюжет задел особо. Сюжет об Индонезии и Малайзии в начале 60-х.

        Тоталитарный индонезийский президент Сукарно считает малайцев братским народом, которому собственное государство ни к чему. Первая в истории гибридная война за север острова Калимантан не против братьев, она против империализма, естественно.  «Добровольные» собиратели земель с юга спешат на помощь, западные санкции смешны, малайцев в 10 раз меньше индонезийцев, но и Британия не бросает бывшую колонию: на гибридных партизан  находятся свои гибридные каратели. Индонезию захлёстывает груз-200, Сукарно теряет свой 100%-ный рейтинг и его свергают хорошие военные парни, восстановив мир и демократию.

        В общем, «шикарно – сказал Сукарно, пей досыта – ответил Никита». Но «вау-вау – заметил Мао». Сукарно дружил с коммунистами, которым всегда хочется большего, чем «диктатор-попутчик». Китай был ближе СССР, он и подтолкнул мятеж полковника Унтунга, успевшего вырезать половину генштаба.
        Ответный удар был страшен. Вместе с мятежниками резали коммунистов и просто ненавистных соседей. Сотнями тысяч. Амок, всенародное безумие, верные сукарновцы вмиг стали фанатиками всех религий, карающими безбожников. Октябрь 1965-го, ровно полвека назад… СССР сильно не шумел – досталось-то «маоистам». Вот и сегодня молчат об этой «борьбе за мир» и украинская пропаганда, и российская реклама туров на Бали.
        А потом Сукарно, не удержавшего страну, сменил уцелевший генштабист Сухарто, мудро руководивший 30 лет, пока и его не свергли дети убийц. Но какая разница в этих «Су»? Два бесфамильных яванских имени неразличимы, как и два лица. Выиграли в итоге, конечно, Малайзия и свободный мир, а соцлагерь лишился весьма перспективного «барака». Но самому-то бараку на пути к свободе с чистой совестью пришлось послужить и «шизо».
        И тут вспомнились телевизионные образы Порошенко и Януковича – тоже никак не отличить! Поставь рядом два портрета вопреки истории – и впору «искать десять отличий», как в известной серии головоломок. С чего бы это?
        Наверное, ни с чего. Ни тот, ни другой Су – не миротворец. Аналог не самый удачный, но жертвы пропаганды лишними извилинами не страдают.
       
        Ах, как ты надоела мне, «зомби-сеть» со своими «зомби-историями»… Даже на даче. Прогресс заползает змеёй в мой «дом-музей» – прямо как фонограф Эдисона в дом Толстого. Эдисон немало и ещё чего изобрёл – электрический стул, например.


        12. КРАХ ВИРТУАЛЬНОГО АЛКОГОЛИЗМА

        Когда взрослая дочь ссорится со своей матерью, отцу не позавидуешь. Меж двух огней он чаще всего. Особенно, когда с женой уж тридцать лет и три года, а дочь только что развелась, не родив пока внуков.
        Выходы самые разные. Я полюбил сыпать голову пеплом и «разоружаться перед партией» ну только что без интимных подробностей. И сволочь я, как все мужики, и политикан безумный, и жаден до ужаса, и эгоист, и маловер, и интроверт, и меланхолик, и бюрократ-бухгалтер, и грубиян-графоман, и алкоголик в конце концов, Пьяный Дуб не даст соврать.
        Помогает мало, на все самобичевания ответ один: это ты хорошо устроился. Доходит до вызова на дом психолога – дочка современна. Что ж, если не воцерковлен и не идёшь к батюшке на исповедь, то хоть так.
        Перед дамой-специалистом повторяю все свои «разоружения» вплоть до алкоголизма. И тут она загадочно улыбается и разит наповал: «Нет, Вы не алкоголик. Я точно вижу по карме».
        Как хорошо! Карма ложь, да в ней намёк на сансару-судьбу.
        С дочкой, кстати, мама мирится уже через пару дней. Не навечно – но и не на пару недель. Может, и не зря весь этот психоанализ, но лучше дедом скорее стать. Я тоже современен, дочку не тороплю – но скорее бы.


Рецензии
Интересная форма "отчета за год" в виде миниатюр-зарисовок полученных впечатлений, состоявшихся суждений. Надо попробовать.
С уважением,

Михаил Никитин 7   28.12.2015 08:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!

Это я когда-то вдохновился "Крохотками" Солженицына. Однако "мимолётности", в отличие от других опусов, позволяю себе "не шлифовать долго" (как дневник).

Удачи Вам и с Новым годом!

Панкрат Антипов   28.12.2015 09:55   Заявить о нарушении
Замечательная идея - смесь дневника и литературной зарисовки!
И Вас Панкрат, с наступающим! Исполнения желаний и успехов!

С уважением,

Михаил Никитин 7   28.12.2015 10:08   Заявить о нарушении
Про русский мир хорошо

Алёна Ветер   11.12.2018 23:54   Заявить о нарушении
Не хорошо и не плохо - как увиделось.

Панкрат Антипов   12.12.2018 00:04   Заявить о нарушении