Заключение

                Основные выводы.
                - Даже плохой план лучше,
                чем отсутствие плана.
                /Михаил Чигорин/

Я приехал в  Крым, когда  после референдума прошло всего три месяца, почти всё находилось в неопределенном состоянии. Перед поездкой я составил два плана. Первый план  - это маршрут поездки  с  указанием дней пребывания в каждом городе и списком достопримечательностей.  Второй – бюджет расходов  по  статьям  (транспорт, жилье, экскурсии, еда). 

Уже в Крымске мой бюджет получил первую «пробоину». Я рассчитывал приобрести обратный билет на поезд с помощью банковской карты. Оставил на ней 4000 рублей, записал её номер и  CV-код. Но забыл, что подтверждать придется с помощью телефона, а московский телефон, привязанный к  этой карте, я оставил дома. Пришлось бежать в кассу железнодорожного вокзала, благо он в пяти минутах ходьбы.  Успел даже взять то место, которое выбрал по Интернету. Все хорошо, но только денег на отдых стало на две с половиной тысячи рублей меньше!

 Как и в государстве у меня при сокращении бюджета понесла потери культура. Бахчисарай  я выкинул из плана полностью, так как он находится в стороне от трассы Симферополь – Алушта. Уже в конце поездки пришлось исключить  из списка Коктебель. Кроссовки к тому времени взбунтовались – верхи стали отделяться от низов, а для осмотра Карадага нужно много ходить. Покупать новые кроссовки?   Значит,  отказывать в хорошем столе на день рождения в Джубге, на него как раз запланировано 1500 рублей.  Да и устал я уже от походов, честно говоря,  к концу месяца.
 
В остальных городах отказался от посещения винзаводов. Конечно, жаль, ведь такие имена:  «Массандра», «Новый Свет»,  «Коктебель», «Абрау-Дюрсо»! Но, при выборе: «Экскурсии с дегустацией вин  или  каждый вечер вино на ужин?»  - я предпочел второй вариант и бутылку вина каждый вечер, чем 2-х часовые лекции о нем.

 Отказался и от многих других экскурсий - дорого, а скидок для пенсионеров на Украине не было. А все музеи Крыма работают пока по украинским законам.  Я убедился, что планировать надо, но более подробно, учитывать и расписание работы музеев.  Тогда не получится, как у меня с Крымском и Анапой, где я попал на выходные для музеев дни. Если в Крымске воскресенье – выходной день, то в Анапском археологическом музее «Горгиппия» - понедельник! В Симферополе я вообще попал на 4-х дневные выходные по случаю празднования Дня России. Я и в Феодосии чуть не пролетел с осмотром картинной галереи имени Айвазовского, можно сказать, главной цели моего посещения. Выехал из Судака 1-го июля во вторник, чтобы исключить «нехорошие» воскресенье и понедельники, на Феодосию отвел два полных дня, среда и четверг. Так вот, именно среда – выходной день в галерее!

Вывод первый,  необходим страховой запас на непредвиденные расходы. Вывод второй, при планировании поездки, особенно с ограничением по срокам пребывания, надо смотреть заранее расписание работы музеев. Вывод третий,  при составлении списка достопримечательностей обязательно записывать адреса и способ проезда, чтобы не тратить попусту время на расспросы местного  населения.

Перед поездкой  я прочитал  в Интернете несколько статей о проблемах с водой в Крыму. Речь шла не только о Северо-Крымском канале, перекрытом Украиной, но и о дефиците и низком качестве  питьевой воды в некоторых  местах  республики Крым. Я побывал в пяти городах: Керчь, Симферополь, Алушта, Судак, Феодосия.  Нигде ограничений с подачей воды не было. Только в поселке Новый Свет вода подается по графику.

Ну а качество воды я, как честный «ученый»,  проверил на себе. Это коммунисты опыты на людях делали!  За все время эксперимента только несколько раз покупал воду в бутылках, а так постоянно пил водопроводную некипяченую.  Ни разу не заболел. Чтобы не было перебоев с водой,   местные жители устанавливают накопительные емкости. В поселке  Новый Свет  их много даже на крышах  многоквартирных домов, а в частных домах их вкапывают в землю (Феодосия, улица Чкалова) или устанавливают на склоне (Судак, улица маршала Бирюзова). В скобках указаны места, где я жил и увидел  это.
 
 Из всего увиденного в Крыму наибольшее впечатление произвели:
1.Паром «Ионас», комфортабельный как трансатлантический  лайнер.
2.Вокзал в Симферополе и водонапорная башня с часами.
3.Троллейбусы на горных маршрутах.
4.Караимская кенаса в Симферополе.
5.Соборная мечеть Кебир – Джами в Симферополе, беседа с имамом.
6.Празднование Дня России в Симферополе.
7.Музей Святителя Луки, мозаики Собора Святой Троицы в Симферополе.
8.Храм Иоанна Предтечи в Керчи, где был крещен будущий Святитель Лука.
9.Армянские церкви в Феодосии.
10.Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского в Феодосии.
11.Никитский ботанический сад.
12.Вершина Ай-Петри.


 


Рецензии