Зимняя дорога

____ТУ-154 плавно снижался, приближаясь к аэропорту назначения. Турбины работали в полсилы, не создавая вибраций и почти бесшумно. И только приглушенный свист воздуха за бортом напоминал, что мы летим, и с немалой скоростью. Стюардесса по имени Жанна объявила о начале снижения, и все пассажиры как один пристегнули ремни. Да… а вот на земле такое невозможно, чтобы по просьбе молодой девушки все водители и пассажиры автомобилей разом пристегнули ремни.
____Четыре месяца командировки позади, впереди возвращение домой, к машине и… к ней, встреча Нового Года. После приятного полета чемодан показался тяжелее, чем был. Эти ужасные амортизаторы, в липкой черной краске, а также прочее железо - тянут руку. Впрочем, почему ужасные? Разве я не люблю свою машину? А зачем же тогда я везу все это?
____Дом безлюден, вещи, сваленные на пол еще в августе после переезда, так и лежат. За четыре месяца комната просохла, в полу обозначились щели в палец толщиной, краска отслоилась от пола лохмотьями, ибо была положена на сырые доски, облитые известью. Слава советским строителям!
____Утром уличный термометр показывает мне -30. Я откапываю и затем открываю металлический гараж. Вот она, моя хорошая! Ждет меня! В августовской пыли, сухая. Тормозная жидкость БСК в стеклянной бутылке на столе расслоилась при такой температуре и образовала плотный непрозрачный осадок. Предполагаю, что в тормозной системе сейчас нечто подобное. Холодно-нехолодно, а амортизаторы надо менять, старые вытекли уже давно, машину раскачивает с отрывом колес от дороги. Это опасно летом, а зимой тем паче! Завтра с утра поеду к ней, а это 200 километров! Зимой, в такой мороз - не шутка! Как бы не замерзнуть… как покажет себя печка?
____Засветло все работы завершены. Вопросительно гляжу на запаску, прислоненную к стене гаража. Гммм… Взять - не взять? Последнее лето ездил без запаски - лишний груз… Вечером дома ставлю аккумулятор на зарядку и… отбой!

____Утром, после прогрева масла в поддоне удается запустить мотор и в путь. Дорога не просто хорошо знакома, памятны этапы ее строительства и реконструкции, каждая ямка известна. Но… это летом, а сейчас зима. Печка палит беспощадно, так, что туфли дымятся, но тугие руль и педаль тормоза напоминают о том, что на улице мороз! Моя полоса расчищена роторным снегоочистителем на базе грузовика Урал, и как по туннелю я качусь со скоростью 80, не видя, что происходит на встречной полосе.
____Может, бензин кончился у того Урала, может, рабочий день у водителя подошел к концу, но только процесс очистки дороги от снега был прерван внезапно и я все с той же скоростью приближаюсь к снежной стене высотой порядка полутора метров. Здесь Урал ушел на встречную полосу. Видя то, что я уйду в этот сугроб вместе с задним бампером, пытаюсь свернуть через проем в "разделительной полосе". Этот маневр оказывается успешным, и я сажусь на брюхо в сугробе разделительной полосы!
____Да уж!… Надо быть внимательнее! Выключаю музыку и полностью сосредотачиваюсь на дороге. Когда до Светкиного дома остается не более десяти километров, уже в черте города несколько раз подряд убеждаюсь, что тормоза работают никуда не годно! Кто придумал эту БСК? Педаль туго уходит в пол, тормоза срабатывают с запаздыванием, а после отпускания педали долго не растормаживают колеса. Скорость 40-50, дорога широкая и… скользкая. Впереди идущий ЛиАЗ снижает скорость перед остановкой, по правой обочине люди бегут к остановке. С запозданием, но все же тормоза заблокировали колеса, и я вижу, что машина, не слушаясь ни тормозов, ни руля, идет на сближение с ЛиАЗом. Решаю обойти его слева и разминуться со встречным ЗАЗ-968М, но когда БСК отпустила тормоза, руль оказался вывернут чрезмерно. Меня бросает влево и я "разглаживаю" встречному Запорожцу весь бок от бампера до бампера. От моей фары летят брызги, крыло смялось внутрь! На все ушло не более трех секунд.
____Переговоры с потерпевшим заканчиваются тем, что я оставляю ему свои "права", а через неделю мы с ним встречаемся и он называет мне стоимость ремонта. Теперь совсем не до музыки. Что ж, и эту сторону автомобильной жизни однажды надо попробовать на зуб. Слава Богу, что обошлось без жертв.
____Вот и дом желанный! Вхожу… Светка с визгом бросается на меня и, обхватив обеими ногами, карабкается по мне наверх, как по столбу! Ощутив тепло и упругость её молодого тела, я забываю обо всем случившемся…
____- Ну ты хоть дай мне раздеться!
____- Снимай всё! - Светка спрыгивает с меня, - У меня все готово! Сейчас кормить тебя буду!
____
____Вечер. Тепло и уют домашнего очага… как это прекрасно! Никакой спешки, никакой суеты, покой и блаженство, ощущение защищенности от опасностей и тревог окружающего мира. Человек, не имеющий этого - не человек, он попросту не может им быть, он превращается в неживой механизм, в машину, выполняющую определенный перечень работ. В нем притупляются и постепенно отмирают многие жизненно важные качества, изначально заложенные в него природой, а взамен появляются и развиваются масса ненужных и даже вредных привычек. Становится непонятным смысл жизни, появляется дискомфорт, неуверенность и его величество страх во всех его формах проявления…
____Запах хвои, колеблющееся пламя двух свечей в полумраке комнаты, звон бокалов, неспешный разговор вполголоса… обо всем… Новый Год - особенный праздник!
____
____Второго января было все те же -30. С горем пополам удалось завести мотор. Пора возвращаться.
____- Давай быстрее делай ремонт и забирай меня отсюда! - Светка поправляет мне шарф, я смотрю в ее влажные глаза.
____- Я постараюсь.
____Нельзя понять умом наши дорожные службы. Ну какие причины могли заставить их закрыть для движения 2-го января в тридцатиградусный мороз междугороднюю трассу и пустить весь транспорт в объезд вокруг города по закоулкам и колдобинам. Два часа мне потребовалось для того, чтобы выехать из города! За городом я обратил внимание на какой-то подозрительный звук сзади справа, появлявшийся с частотой вращения колеса. Выйдя из машины, я увидел довольно неприятную картину: в диске заднего правого колеса появились трещины!
____Та-а-а-к! Запасное колесо в гараже стоит, прислонившись к стеночке, на улице -30, а до дома чуть менее двухсот километров. Очень интересная арифметика! Обратная дорога обещает быть не менее увлекательной, чем прямая…
____В результате совместного воздействия на дорогу природно-климатических и эксплуатационных факторов на ней образовались ледяные наросты размером с кулак и менее. При движении по этой "бельгийской мостовой" кузов машины сотрясает вибрациями и толчками, которые порождают гул в салоне и тревогу за колесо в моем сознании. Время идет быстрее, чем километры и когда до дома остается 50 километров, становится уже темно. Трудно сказать, что это было, скрип или треск, но за каждый оборот колеса я слышал его, и чувствовал, что шум этот постепенно усиливается. Осмотр колеса уже ничего не дает: темно, холодно, снег… Еду совсем не быстро, около 60, лишь бы добраться до дома. Встать в поле, на дороге, защищенной с одной стороны чахлой лесополосой, мне не улыбалось совсем, но… хр-р-р-р-р-р! Душераздирающий скрежет сзади справа и я останавливаюсь! Внутренняя часть диска разрушена трещинами, проходящими через отверстия для крепления колеса. Часть металла вырвана, колесо повернулось на 45 градусов к продольной плоскости автомобиля. Приехали!
____Мотор не глушу, иначе я лишусь тепла и шансов на благополучный исход останется совсем мало. По дороге проезжают в основном КамАЗы, попросить запаску не у кого. Кто ж в такой мороз, на ночь глядя, потащится на межгород? Проходит час, я стою на дороге, периодически садясь в машину, чтобы погреться. В машине тепло, светло и сухо. С магнитного носителя воздух сотрясают "Где твои семнадцать лет? На большом Каретном!…" Да… Владимир Семенович был горячим парнем! А мне ни одна умная мысль в голову не приходит. Облажался по полной программе, разве ж можно ездить без запасного колеса!!! Теперь вот стою, да еще без "прав" и с разбитой фарой!
____Но вот останавливается встречный ЗАЗ-968М (везет же мне на них нынче). Водитель вникает в ситуацию, но колесо дать не может, ведь с ним может случиться то же самое, что и со мной, а у него в машине двое детей… Но он дает мне совет: "Перекинь переднее колесо назад и на тормозном барабане потихоньку спускайся вниз, там километра через три село. Заночуешь, ну а утро вечера мудренее". Благодарю водителя за совет, хотя в душе не верю в эту затею и заночевать в чужом селе неизвестно у кого… Нет! Это не выход! Но что-то делать надо! Так и бензин в баке кончится, мотор встанет, тогда или бросай машину в поле и добирайся на попутке, или замерзай.
____Не веря в успех, достаю домкрат и снимаю переднее колесо, опускаю тормозной барабан на снег. Да, он круглый, может и покатится, но уж брызговик вырвет с мясом и кузов об дорогу раздеру… Убрать заднее колесо не просто. Домкрат соскальзывает, машина сползает с дороги, но все же кое-как мне удается заменить колесо и затянуть гайки крепления. Ну что? Попробуем? Включаю первую и начинаю движение. Перекошенная на правую сторону машина без переднего колеса покатилась по дороге. Я слышу, как тормозной барабан своим ребром со скрипом режет укатанный снег на обочине. Включаю вторую, стрелка спидометра колеблется возле 20. Убедившись в том, что катастрофических последствий не возникло, я включаю третью, а затем и четвертую! Со скоростью 50-60 машина катится правой стороной по укатанной обочине, тормозной барабан режет снег, его подхватывает воздушный поток и вихрем развевает вдоль правого борта и сзади машины! А на фига мне эта деревня? Я и до дома доеду! Тем более называется она интересно - "Шевели". Намёк - шевели копытами!
____Мысленно представляю, как на посту ГАИ перед городом инспектор увидит приближающееся чудо на трех колесах и с одной фарой, а водитель… без "прав". Между тем начинается буран и через полчаса достигает большой силы. Видимость плохая, да еще с одной фарой.

Километров за 15 до города какая-то компания, похоже подвыпившая, пытается меня остановить. В буране я их поздно замечаю, а они буквально бросаются мне под колеса, видимо замерзли уже и потеряли надежду уехать. Милые! Ну как же вас сюда занесло то!!! И куда ж я вас возьму? На заднем сиденьи у меня мешок картошки - Светка-голуба настояла на этом. Да и вообще, ведь на трех колесах я еду! Снижая скорость, ухожу от контакта на середину дороги и слышу, как тормозной барабан гремит по асфальтовым пятнам. Звыняйте хлопцы!


____Реакция инспектора на мое появление превзошла все мои ожидания. Молодой парень чуть не потерял дар речи: "Ты… Ты как это?" Даже документы не спросил! "Хоть доедешь?…" Минут через двадцать я уже разгружал машину дома, а еще через десять она стояла в своем гараже. На всю дорогу ушло без малого десять часов… Скука мне не светила. Осмотр и устранение повреждений машины, ремонт квартиры, поездка за "правами"…


Рецензии