2012

Вот уже почти три года со мной нет моего прадедушки и моей прабабушки. Это были замечательные люди, пережившие войну. Они оба мучились последний год своей жизни: дедушку парализовало, а бабушка сильно похудела. Не помню даже, от какой болезни.
Так случилось, что последний раз я их видела за три дня до смерти.
15 ноября. Мне позвонили и сказали, что я должна прийти в их дом. Я не хотела ужасно туда идти, ибо мне хотелось поскорее зайти в ВК и пообщаться с кем-нибудь там, но я пошла в их дом. Прихожу, а прабабушка зовёт меня к себе в комнату, чтоб, наверное, поговорить, а мне жутко страшно, ибо в соседней комнате прадедушка, который тогда ещё мог встать, но у него было плохо с памятью и он мог принять меня за чужую и выгнать. Я ушла на кухню и села пить чай. Домашние что-то возились, всё ходили куда-то. Я слышала, как мучился прадедушка, ему всё что-то мерещилось. Это был какой-то камин возле его ног, он всё просил его выключить. Я сидела, пила чай и плакала. Я понимала, что их скоро не будет, мне было тяжело слушать, как им плохо. Когда домашние ушли из дома, я потихоньку запела "Вальс" из мультфильма "Анастасия". За окном падал снег, а мой голос аккуратно летел по комнатам:
-- Как узор на окне, снова прошлое рядом; кто-то пел песню мне в зимний вечер когда-то.
И я слышала, а, может, мне казалось, как вдруг бабушке и дедушке становилось легче, они переставали охать и просто лежали. А я пела, пела. Это было совсем не громко, ибо голос мой тогда был не очень сильный, но они могли бы услышать. Я вспоминала, как с дедушкой мы играли в домино, в шахматы. Я вспоминала, как прижималась к тёплой печке, которую он истопил. Я вспоминала натруженные руки бабушки, её волосы, голос, улыбку. И я не знала, что я вижу её в последний раз именно сейчас. И её последняя фраза:
-- Настя, иди сюда...
Потом я вспомнила ещё одну её фразу, которую она сказала где-то в начале осени мне. Я расчёсывала волосы, стоя перед зеркалом. Она лежала справа на диване. Приподняв голову, она сказала:
-- Настя, какая же ты красавица стала, -- она улыбнулась, но вдруг её лицо погрустнело и она заплакала.
18 ноября она умерла.

Дедушка не сознавал, что его жены больше нет. По рассказам домашних, он всё звал её иногда:
-- Марийка, Марийка...
Только в один-единственный день его память вдруг просветлела и он сказал:
-- Матери больше нет, что ли?..
В конце ноября я сидела за столом в тёплой кофте, а домашние переложили его с одной стороны кровати на другую. Седой, старый, с бородкой... Таким он запомнился мне. Он посмотрел на меня и спросил:
-- Кто это?
Я уставилась на него и почему-то захотела заплакать. Прадедушка меня не помнит!..
-- Настя это, не узнал, что ли?
-- Настя...
Он в тот день ещё песни какие-то пел, но слов было не разобрать. Но по мелодии это не была приевшаяся всем "Катюша".
1 декабря. Дома только я и он. Я расчёсываю волосы перед зеркалом. На тумбочке стоит фотография бабушки и свеча перед нею. Вдруг дедушка что-то кричит или говорит. И это продолжается, продолжается... Мне страшно. Я боюсь, что вдруг он встанет, не узнает меня и... Но он физически не мог это сделать. Я слышала какие-то шаги за дверью в  прихожую. Может, мне казалось. Но зимой это повторялось неоднократно, хотя я была одна дома.
Я стою и смотрю на фотографию бабушки.
-- Скоро ты его к себе заберёшь, -- шёпотом произношу я.
3 декабря он ушёл к ней.
Как я переживала их смерти, как мне было жаль, что многое я им не сказала... Ну, что прошло, того не вернуть.


Рецензии