Будете в Нью-Йорке, загляните в Neue Galerie

Будете в Нью-Йорке – загляните в “Neue Galerie”.
Новый адрес на «Музейной миле»  Нью-Йорка

                «Не читайте объяснения, а смотрите,
                смотрите и смотрите, забыв обо всем»
                Серж Сабарски

В Нью-Йорке нет проблем с прекрасными музеями, имеющими солидную репутацию и замечательные коллекции – это факт. И все же музею “Neue Galerie”, молодому храму искусств с Пятой авеню, удалось занять в насыщенном культурном ландшафте города достойное место. Музей, о котором пойдет речь дальше, целиком посвящен интереснейшему периоду в истории европейской культуры – австрийскому и немецкому модерну конца XIX – начала XX веков.
Основу коллекции составляют шедевры таких мастеров, как Густав Климт, Эгон Шиле, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Отто Дикс, Макс Бекман и других – всех тех, кого яростно душила в свое время нацистская идеологическая машина, заклеймив их творчество ярлыком «дегенеративное искусство».

Пятая авеню - улица в центре Манхэттена, исторического ядра Нью-Йорка. Вместе с Елисейскими Полями в Париже, Оксфорд-стрит в Лондоне, Невским проспектом в С.-Петербурге, Тверской улицей в Москве, районом Гиндза в Токио и  Курфюрстендаммом в Берлине Пятая авеню является одной из самых известных и респектабельных улиц в мире. Она берет начало у Вашингтон-Сквер-парка и идет через Мидтаун вдоль Центрального парка, одного из крупнейших в США, через престижный Верхний Ист-Сайд к проливу Гарлем-Ривер.
Участок Пятой авеню между 82-й и 105-й улицами, принято называть «Музейной милей».
Здесь, в «созвездии» ряда всемирно известных музеев (Метрополитен, Музея Гуггенхайма, Музея города Нью-Йорка и других) раскрыл в 2001 году свои двери уникальный для США  музей с немецкоязычным названием “Neue Galerie”. За 4 века диаспоры немецкоязычное население США почти ассимилировалось в англоязычной среде, но культурные традиции оставались. Мировые войны не способствовали популяризации немецкой культуры и искусства в США, поэтому появление “Neue Galerie” на Пятой авеню можно считать неким актом внутриобщественного примирения.
Идея создания музея принадлежит двум страстным почитателям немецкого и австрийского искусства начала XX века Сержу Сабарски и Рональду Стивену Лаудеру.

Серж Сабарски (1912-1996) родился в Вене, в состоятельной буржуазной семье еврейских выходцев из России. В юности после кончины отца Серж работал декоратором и даже клоуном в знаменитом кабаре «Симплициссимус». В 1938 году бежал от нацистов через Францию в США. Служил в американской армии, потом поселился в Нью-Йорке, занимался дизайном и успешно торговал произведениями искусства. Известный критик и журналист Александр Генис назвал Сержа Сабарского «...персонажем, воплощающим дух старой Вены, перемещенным волею истории в Нью-Йорк».
К началу 60-х годов Сабарски стал уже известным арт-дилером и коллекционером.

Предприниматель-миллиардер Рональд Лаудер (1944 г. р.) – личность неординарная. Он известный политик-республиканец (был помощником министра обороны), общественный деятель (президент Всемирного еврейского конгресса), убежденный филантроп, крупный коллекционер. Родился и рос в Нью-Йорке в семье основателей корпорации косметики и парфюмерии Est;e Lauder.
Сабарски и Лаудер познакомились в 1967 году. Со временем общие вкусы и увлечения превратили их знакомство в дружбу. Они мечтали познакомить Нью-Йорк с их любимыми художникам, и пришли к идее создания в США музея, целиком посвященного австрийскому и немецкому модерну.

Для этих целей Лаудер в 1994 году, ещё при жизни Сабарски, выкупил в фешенебельном районе Манхэттена, почти напротив Метрополитен-музея, изящный особняк 1914 года в  стиле эклектики. Реконструировала особняк под музей архитектор немецкого происхождения Аннабель Зельдорф.
Эту уроженку Кельна иногда называют «последним великим европейским модернистом».
Сабарски не дожил до открытия музея. В знак уважения к памяти друга Лаудер довел дело до успешного завершения, и 16 ноября 2001 года отделанный с любовью музей открыл свои двери для посетителей. В немецком названии нью-йоркского музея, безусловно, есть посыл на венскую “Neue Galerie”, основанную еще в 1923 году.
Новый музей существует всего 14 лет, но за это время он стал одним из самых любимых в городе. Он переносит посетителей в ту интригующую эпоху, когда вместе с Парижем Вена, а потом и Берлин были законодателями мод в живописи, архитектуре и дизайне.

По красивой, элегантной лестнице посетители музея поднимаются на второй этаж, где размещена коллекция искусства Австрии начала XX века. В этом разделе, наряду с Густавом Климтом, широко представлены работы Эгона Шиле, Оскара Кокошки, Альфреда Кубина. Все эти авторы, творческие биографии которых начинались со скандалов, идеально представляют свою эпоху, упадочническую и изобилующую зигзагами, невероятно дерзкую и обольстительную.
Живший в те годы в Вене Зигмунд Фрейд доказывал значение психоанализа, ставящего в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Венские художники неплохо «усвоили» уроки философа, а их творчество и сегодня вызывает немалые споры, иногда в их адрес даже звучат обвинения в порнографии. Откровенных изображений на картинах в музее немало, поэтому, кстати сказать, дети до 12 лет в музей  не допускаются вообще, а с 12 до 16 лет – только в сопровождении взрослых.
Центром экспозиции являются картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» («Золотая Адель»), созданная с применением сусального золота и напоминающая сияющие византийские мозаики. Лаудер приобрел для галереи этот шедевр в 2006 году по рекордной цене – за $135 млн у единственной наследницы владельца картины Фердинанда Блох-Бауэра -  его племянницы Марии Альтман.
Деньги, в принципе, ничего не могут прибавить к достоинствам шедевра, но факт, что цена меняет наше отношение к нему. После того, как за «Золотую Адель» было заплачено столько, сколько стоит иной музей, общество, конечно же, с большим интересом восприняло это событие.
Покупке предшествовала долгая тяжба с Австрией наследников владельца портрета и ряда других работ, конфискованных в своё время нацистами.
Лишь после изнурительных судебных процессов с правительством страны, картина вернулась из венского музея «Бельведер» к законной наследнице (здесь отличился адвокат Рэндол Шенберг из Беверли-Хиллз, внук композитора Арнольда Шенберга).
В австрийском разделе музея также широко представлено декоративно-прикладное искусство таких выдающихся дизайнеров группы Сецессион, как Йозеф Хофман и Коломан Мозер, представителей знаменитого творческого объединения «Венские мастерские» („Wiener Werkst;tte“).

Третий этаж музея целиком отдан немецкому искусству. Здесь экспонируются множество первоклассных работ художников-экспрессионистов мюнхенской группы «Синий всадник» и дрезденской группы «Мост», дизайнеров школы «Баухаус». Здесь можно увидеть работы Августа Маке, Франца Марка, Василия Кандинского, Эрнста Людвига Кирхнера, Лионеля Фейнингера, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Отто Дикса, Феликса Нуссбаума, Георга Гросса и других.
Коллекция раздела также пополняется, так в ноябре 2006 года была приобретена за $ 38,1 млн одна из лучших работ Кирхнера «Уличная сцена в Берлине».

Полюбился музей посетителям и своим специализированными периодическими выставками, углубляющими и дополняющими тематику постоянной коллекции. С 14 мая по 31 августа 2015 года здесь проходит большая выставка «Русский модернизм: параллели и пересечения в русском и немецком искусстве, 1907-1917 годы».
Уникальная по составу работ выставка включает в себя, как замечательные работы мастеров немецкого модерна из собрания нью-йоркской «Новой галереи», так и первоклассные произведения русского авангарда начала ХХ века, предоставленные российским бизнесменом и филантропом Петром Авеном, председателем Совета директоров «Альфа-Банк», сопредседателем Попечительского совета ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Даже простое  перечисление художников из России, экспонируемых на выставке, наверняка, приведет в восторг любого любителя современной живописи: Натан Альтман, Роберт Фальк, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Алексей Явленский, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Валентина Ходасевич, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Петр Кончаловский и другие.
Кураторы как бы исследуют деятельность объединений «Мост», «Синий всадник» и их русских коллег из «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», рассматривая важные процессы формирования мирового художественного пространства в современном понимании этого понятия. Как утверждает пресса, подобных выставок Нью-Йорк не видел давно.

Во многих странах есть музеи, в которых демонстрируются преступления фашизма, ужасы войны. Считается, что Сабарски и Лаудер создали “Neue Galerie” тоже, в какой-то мере, как музей памяти жертв массовых преступлений, но наполненный не кошмарами, а красотой. Сам Рональд Лаудер утверждает, что верит в целительную и созидательную силу искусства, которая, возможно, позволит обществу избежать повторения страшных ошибок прошлого.               


Рецензии
Спасибо большое, Валерий!
Всех Вам Благ. :)

Ярослав Вал   22.07.2016 19:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.