Напряжение песка

                НАПРЯЖЕНИЕ ПЕСКА


Есть такое расхожее выражение: «Земля русская на Иванах держится», и в этом я убеждался не раз. В тот год у меня застопорилась стройка многоэтажного дома для соотечественников-переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Прошёл целый год, а строители смогли  забить лишь четыре ряда свай в фундамент будущего дома.

Двенадцатиметровые бетонные «карандаши» упирались в неведомое препятствие, выводя из строя один копёр за другим. Инженеры ломали голову, не понимая, как забивка свай в песчаный грунт превратилась в проблему. И когда был повреждён самый мощный газовый молот, работы были остановлены окончательно. Чтобы закрыть стройку, на площадку прибыла комиссия из восьми человек во главе с начальником строительного  управления.

Специалисты, осмотрев площадку и рабочие машины, вынесли неутешительный вердикт: под слоем песчаного грунта лежат старые немецкие фундаменты, препятствующие забиванию свай. В этой связи продолжать строительство было нецелесообразно. Я, как заказчик, тоже должен был подтвердить данную версию своей подписью в акте и забыть о доме навсегда.

- А как же быть с жильём для переселенцев? – недоумевал я.
- Скажите спасибо тому, кто выбирал эту площадку для застройки, - усмехнулся начальник стройуправления.
- Так я сам и выбирал её, - отвечаю ему.
- Ну, вот теперь и порадуйтесь на свою работу, – поучает меня главный строитель.
- Лучше места здесь не найти. Надо стройку продолжать! – не унимаюсь я, а сам не могу даже представить, как это вообще будет выглядеть теперь.

- Пустой разговор! Подписывайте акт и точка! – стоит на своём председатель комиссии. – Больше гробить технику и терять время зря я не намерен!
- За выброшенные на ветер деньги меня тоже по головке не погладят, - отвечаю ему с такой же решительностью. - А, главное, где теперь люди будут жить?
- Ну что вы упираетесь! Вы же не черта не смыслите в строительстве! – злится председатель комиссии и протягивает мне акты. 
 
Я беру бумаги и быстро пробегаю глазами по строчкам. Спасения ждать неоткуда и не от кого. Полное фиаско с громкими выводами и позором перед теми, кто ждал от меня жильё. Заскребло на душе так, что хоть в петлю лезь. Ну, а когда от волнения начали дрожать руки, я не выдержал и окликнул знакомого экскаваторщика, который ковырялся с бульдозеристом возле механизмов.

- Иван, у тебя курево есть?
- Есть! Сейчас принесу.
Когда я прикуривал сигарету, экскаваторщик спросил:
- Что у вас здесь случилось командир?
- Да вот хотят закрыть стройку. Говорят, что там под песком старые фундаменты лежат.

Иван не стал меня дальше слушать, а взял штыковую лопату и начал простукивать ею площадку, а потом прилюдно озвучил свой вывод:
- Никаких фундаментов там нет! Здесь причина совсем иная!
- Ещё один специалист выискался! - брезгливо скривил губы начальник стройуправления. - А что же, по-твоему, там, если уже три копра накрылось?
- А нечего особенного, - спокойно отвечает ему экскаваторщик. – Это такой плотный песок.

- Как-то всё просто у вас получается, а делать - то что? - занервничал опять строитель.
- Надо снять напряжение песка, и сваи пойдут как по маслу, - твёрдо заявил ему механик.
- Ну так и сними! - захихикали члены комиссии, указывая руками на  участок, где торчали сваи.
- Сейчас сниму, - насупился Иван и, склонив голову, поспешил к экскаватору.

За считанные минуты он поднял ковшом грунт глубиною на выброс стрелы и шириною метра на три-четыре. Я заглянул в траншею. Везде был только один песок, и ничего другого, что могло бы препятствовать работе.
- Так, где же ваши фундаменты? – приглашаю членов комиссии к траншее.
Затеплилась надежда, что стройка всё-таки будет продолжена, и переселенцы получат свои долгожданные квартиры.
- Ну, а дальше-то что? – упёрся недовольным взглядом начальник стройуправления в экскаваторщика.

Иван, отвернувшись от нас, по-заправски свистнул бульдозеристу:
- Сгребай обратно грунт в траншею!
Так обычно делают мальчишки, показывая свою прыть и озорство, но здесь был другой случай и тракторист, не мешкая, выполнил его команду.

Сделав несколько заездов, он скинул песок обратно туда, откуда его  только что подняли экскаватором. Затем оба механика отвели свои машины в сторону и заглушили двигатели. Иван спокойно подошёл к нам, закурил и жадно сделав пару затяжек, обратился к комиссии:
- А вот теперь забивайте свои сваи. Я вам обещаю, что в землю они пойдут без сучка и задоринки.

Не дожидаясь команды главного строителя, копёрщики быстро подцепили сваю и, поставив её на мягкий грунт, стали забивать. Несколько мощных ударов и двенадцатиметровая бетонная свая ушла в землю. За нею вторая, третья и так целый ряд. В это время члены комиссии нервно курили, наблюдая за слаженной работой копёрщиков, и почему-то ёжились, хотя на дворе было лето.

Ну а я вернул все документы председателю комиссии, так и не подписав их, ведь было уже очевидно, что стройку надо продолжать. В это время  Иван снова подошёл ко мне и, улыбаясь, предложил очередную сигарету.
- Видите, как всё оказалось просто, а вы нервничали.
Я с благодарностью пожал ему руку и ответил:
- Знал бы кто, что мне пришлось пережить. Выручили вы меня и на этот раз, а стол я уж так и быть накрою. Мяч теперь на моей стороне. На что Иван лишь махнул рукой.
- Ладно! Свои ведь люди, сочтёмся. Сегодня я вас выручил, завтра вы меня.

Мне тогда показалось - как всё просто. Надо только поддерживать и понимать друг друга, и у нас всё получится. Нет! Сегодня другие принципы движут людьми, разобщая общество и прививая ему звериные инстинкты.

Какая же здесь национальная идея? А ведь ответ лежит на поверхности. Слишком большая пропасть между тем, что мы говорим и тем, что делаем. Грешно! Ведь врём-то сами себе!? Какая же в этом святость и божья благодать?

Надо снять это напряжение пока наши души не превратились в монолит, потеряв способность не только слышать, но и чувствовать. Тогда уж точно не помогут никакие скрепы.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.