Русское зарубежье. Часть 1
Но лично меня привлекает именно эта страница русского искусства и не только меня. Однажды я увидела картины этих художников в Русском музее.Стояла перед ними завороженная, как когда-то стояла перед Ван-Гогом в музее Орсе.
Сколько их уехало тогда из России и сколько они потом создали, никто точно не скажет, но есть уникальные коллекционеры и ценители русского искусства за рубежом, к числу которых относится князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, собравший уникальную коллекцию картин и эскизов костюмов русских художников.
Он не только по крупицам собирал картины русских художников зарубежья, писал о них книги, приезжал в Россию с выставками, но и дарил, продавал свои уникальные собрания России. Говорили, что на чужбине художники спиваются, нищенствуют, страдают. Были и такие, но когда смотришь на их работы, то первое, что происходит - тихий шок от красоты и изобилия первоклассных картин.
Особенно, если смотреть работы художников-эмигрантов не по отдельности, а собранными вместе. Тогда-то и понимаешь, какой мощный заряд энергии они увезли с собой. Их картины поражают разнообразием стилей, яркостью цветов, неожиданностью композиционных решений, свежестью и русским колоритом, в котором узнаются мотивы народных сказок и русского фольклора.
Среди художников русского зарубежья есть несколько имен, о которых я, как и большинство, не слышала и даже не видела никогда их картин. И только благодаря книгам Никиты Лобанова-Ростовского прикоснулась к истории искусства русского зарубежья. Коллекционер приводит любопытную таблицу с цифрами и именами, которая дает представление о масштабах эмиграции.
О некоторых из них (М.Ларионове, Б.Григорьеве, Л.Баксте и А. Бенуа) я уже рассказывала, об остальных - разговор впереди. Хочу, хотя бы пунктирно, остановиться на некоторых, наименее известных, именах из этого списка.
Это позволит увидеть каковы были потери русского искусства не только в картинах, но в лицах и именах. Эти художники оказали огромное влияние на искусство многих стран, по крайней мере в тех, где жили. К сожалению, их имена и работы почти не оказали влияния на искусство в России.
Пойдем по списку снизу вверх. Экстер Александра Александровна, одна из самых талантливых, ярких художников и декораторов. Она работала в русле русского авангарда и участвовала во всех выставках, которые устраивали авангардисты в России. Александра Экстер входила в объединение «Бубновый валет», потом примкнула к группе К.Малевича.
Наиболее ярко ее талант проявился, когда Александра Александровна начала сотрудничать с Камерным театром. Она оформила драму И.Анненского "Фамира Кифаред", потом «Саломею» Уайльда и «Ромео и Джульетту» Шекспира.
Ее декоративность, сочность красок, необычность их сочетаний и многомерность неизменно привлекают и покоряют внимание. Умирала она тяжело, почти в нищете, но сегодня ее картины оцениваются в миллионы долларов
Сергей Васильевич Чехонин, тоже малоизвестный и недооцененный художник, хотя в десятые и двадцатые годы прошлого века был самым востребованным и модным. Его стиль узнавали, ему подражали, его тиражировали.
Тонкий эстет и декоратор Сергей Чехонин принадлежал к поколению младших «мирискусников», славился оформлением книг, фарфора, интерьеров, плакатов, газетных заголовков, ювелирных изделий и был очень популярен в элитной среде.
Когда наступили сталинские времена, Сергей Чехонин эмигрировал, за границей он продолжал работать так же много, как и в России. И хотя книжной графикой художник уже не занимался и фарфор не расписывал,
но очень хорошо освоил технику росписи тканей. Чехонин был самым плодотворным и многосторонним художником-декоратором, но в последние годы жизни его имя оказалось почти забытым, даже в Париже.
Павел Федорович Челищев - ученик Александры Экстер, у которой многому научился. Это был очень необычный художник - мистик, философ, рыцарь, благородный и общительный, ценивший красоту и гармонию.
Он умел углубляться в свой внутренний мир, полностью отключаясь от внешнего, медленно и кропотливо исследуя свои мысли и эмоции, путешествуя по разным мирам. Павел Челищев любил экспериментировать с разными стилями, в каждом из которых достигал совершенства.
Его картины – яркие, сочные, радостные почти всегда заключены в круг, что подчеркивает динамичность изображаемого. Его называли русским Дали и восхищались его необычными сюрреалистическим картинами. Но в России Павел Челищев практически никому не известен, и его работ в музеях тоже почти нет.
Александр Борисович Серебряков, Сын Зинаиды Серебряковой, уехал к ней в Париж. Там он стал декоратором и театральным художником, прославился умением оформлять интерьеры, огромные залы и праздники.
В этом он был художником, равным которому не было во всей Франции. Но он был очень скромным художником, старался держаться в тени и не привлекать к себе внимание.
Иван Альбертович Пуни, которого относят к младшим импрессионистам, обязан своей известностью жене, которая после смерти мужа в течение тридцати лет все время и деньги отдавала тому, чтобы создать картотеку его работ и выпустить двухтомник о жизни и творчестве Ивана Пуни.
Принадлежал к русскому авангарду и был тесно знаком с братьями Бурлюками, В.Маяковским, В.Хлебниковым и К.Малевичем. После революции активно сотрудничает с советской властью: преподает, оформляет первомайские праздники и октябрьские годовщины.
Эмигрирует в 1923 году и постепенно отходит от раннего стиля своих работ, пережив период увлечения кубизмом и дадаизмом. В последние годы пишет картины в стиле импрессионизма.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/russkoe-zarubezhe/
Свидетельство о публикации №215090401570