Мои соседи по Самаре. Цикл рассказов и миниатюр

Предыстория.

Прошло более полувека с того дня,когда я,двадцатидвухлетняя выпускница Ульяновского пединститута,приехала к мужу в Куйбышев(ныне Самара).После студенческой среды истфилфака и общежитской дружной коммуны я окунулась в чуждую мне среду рабочей Безымянки(городская окраина возле завода "Металлург").

Первые шаги в новой жизни были очень тяжёлыми:нет работы (нет мест в школах микрорайона),трудные отношения с квартирными хозяйками(снимали жильё в частном секторе),нелёгкая "притирка" в супружеских отношениях.Но главное,что ошеломило меня,-это грубость,хамство,беспардонность со стороны окружающих на улице,в магазинных очередях,в транспорте.Часто я  приходила домой в слезах и с пустой "авоськой"- выперли меня из очереди,обсчитали на рынке,отматерили в троллейбусе...Романтическая фантазёрка должна была теперь существовать в грубой реальности,адаптироваться в  новой среде...

Прошло несколько лет.Я приехала к родителям в Вешкайму(это в Ульяновской области).В сельском магазине стою в очереди за продуктами.Деревенские люди деликатные,стеснительные: никому в голову не придёт лезть к продавцу без очереди.Смотрю:входит эдакий ферт,одетый по-городскому,и нагло лезет прямо к продавцу.Очередь молчит-стесняются люди.Я подошла:

 -Эй,парень,Ты,видать,самарский?
 -А вы откуда знаете?
 -Да видно птицу по полёту: ты людей в упор не видишь!Иди в конец очереди!   
 - Откуда ты такая смелая?
 -Оттуда,откуда и ты- с Безымянки.
 -Правда что ли?-и ведь парень не смутился,не рассердился,а рассмеялся:не вышло сжульничать-ну и пусть.И даже рад был,что землячку встретил.
Уже тогда я научилась сопротивляться хамству.

И вот полвека я живу в Самаре.Живу среди людей невысокого достатка,самых простых профессий,чаще всего заводчан.Это люди,создающие "национальное достояние" и сами являющиеся этим достоянием.Они разные,созвучные мне и нет.Я вижу их каждый день,наблюдаю их жизнь,поступки,стараюсь понять их.

И в какой-то момент я осознаю,что это родные мне люди.Все:плохие и хорошие- они мои соседи по Самаре,почти родственники.

Мне захотелось создать собирательный портрет самарцев,мозаичный портрет.
Так появился цикл рассказов и миниатюр" Мои соседи по Самаре". 


Рецензии