Пять секретов академика
Время собирать камни и время разбрасывать их
С раннего возраста Дмитрий интересуется родословной своих предков, расспрашивает близких о родственниках. Раскрывает через них географию страны, особенности государственного устройства и взаимоотношений. Внимательно всматривается в портреты близких, разбирает их характеры. Закладывая основу своего мировоззрения, он начинает чувствовать, что семья значительно шире круга родных – это все общество. После Ленинградского университета, который оканчивает в 1928 году с двумя дипломами - по романо-германской и славяно-русской филологии, он скурпулезно изучает роли основных действующих лиц большой истории, оценивая их без всякого равнения на официальные оценки и генеральную линию партии. Чтобы помочь себе и соотечественникам лучше разобраться в истории, пишет исследования: «История культуры Древней Руси», «Оборона древнерусских городов», «Слово о полку Игореве», «Человек в литературе Древней Руси» и многие другие.
Философия – надежная крепость
Рано задумывается Дмитрий и над сущностью мира. Его занимают «феномен зеркала» и эгоизм человека, скепсис и природа «злых» выводов. «Зло возникает обычно от бездумья, – решает он. - Залог же совестливости – не просто чувства, а мысль!» Мысль, встреченная им в одном из диалогов Брута с Кассием в четвертом действии трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», стала его убеждением на всю жизнь: только основательная философия способна сохранить человека и телесно, и духовно. Он штудирует Ницше, знакомится с Оскаром Уальдом, увлекается интуитивизмом А.Бергсона и Н.О.Лосского. В-итоге, из ответов на свои вопросы, словно из крупных камней, на твердом основании научной литературы созидает систему, в которой Бог – всеведущ, а время – форма восприятия бесконечно богатого вневременного бытия. Укрывшись за этими мощными стенами, Лихачев успешно выдерживает осаду коварного «духа времени» в ХХ веке и отстаивает право мыслить по-своему.
Спасая одного человека, спасаешь весь мир
Из-за причастности к Космической Академии Наук, организованной студентами, Дмитрий Сергеевич попадает в тюрьму, потом на острова – в Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Ему двадцать два года. Там после жизни в самом страшном в лагере бараке, где среди тысяч насильников и убийц у него было место на каменном полу, после жутких работ пильщиком дров, грузчиком, лошадью №6 в упряжке тяжело нагруженных саней, скотником по уборке навоза, переболев тифом, он участвует в создании Детской колонии. Первой колонии такого рода и такого масштаба в Советском Союзе. С постоянным риском для себя он отыскивает и организует быт «вшивок» и «занюханных». Это дети, ютящиеся под нарами без одежды и имени, собранные советской властью с улиц городов, как грязь, - без разбора.
Позже, на свободе, Лихачева периодически запугивают, но он все равно помогает Солженицыну написать в «Архипелаг Гулаг» главу о Соловках. Потом поджигают его квартиру, бьют в подъезде, но он отказывается подписать письмо академиков против Андрея Сахарова.
Каждый наш день – это подарок Бога
Лихачев осознает это на Соловках после того, как чудом остается в живых при очередном беззаконном расстреле «строптивых» заключенных. «Мне нужно жить насущным днем, - решает он. - Быть довольным тем, что живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете... Жить надо мне за двоих. Чтобы перед тем, которого расстреляли за меня, не было стыдно!» Он считает, что настоящее сопротивление может быть не с оружием в руках, но сопротивление творчеством. Постоянно рискуя, он и сам становится дарящим. Защищает от сноса много исторических памятников: церкви на Сенной и в Мурине, Путевой дворец на Средней Рогатке, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в 1754 году и др. Спасает от вырубок парки Царского Села и от «реконструкций» – Невский проспект, от нечистот – Финский залив. В середине 80-х, несмотря на провокации и угрозы, добивается отмены губительного для всей Русской культуры Проекта поворота северных рек.
Чем выше поднимаешься, тем больше видишь
Работа над древними рукописями, «Новгородскими летописными сводами XII века», «Посланиями Ивана Грозного» и другими помогает Лихачеву одолеть мощное притяжение субъективности, формируемое конъюнктурными интересами ангажированных партийной идеологией современников. Словно с большой высоты обозревает он подвижное поле современности и стремящееся скрыться за горизонтом прошлое. Народы в этой географии – материки, подрастающие поколения – зеленые оазисы, а духовные личности – высокие горные вершины. Чтоб видеть этот ландшафт адекватно, нужны широкие крылья знаний и зоркие глаза исследователя. Как у орла, фигурку которого Дмитрий Сергеевич всегда держит перед собой на рабочем столе.
Свидетельство о публикации №215090401840