Унылая пора

Виктор Матюк

Унылая пора

С вечера и до утра унылая пора скорбит по индивиду,
Она не подбирает слова по алфавиту, вокруг неё вьётся свита
Из мыслей и слов, они ищут надёжный кров от предстоящих бурь и ветров!
Унылая пора, очей очарованье, слёзы и стенанья, красота и разочарованье,
На душе мерзко, перед очами бандитская хлеборезка, а в руках – старая стамеска,
Квартира – чешка, там разбито пару стёкол, никто по этому поводу не ахал и не охал!
Жизнь бьёт серпом по яйцам, а стыд и срам создают помехи и препоны нам, бабам и мужикам,
С вечера собран в дырявые мешки весь домашний хлам, а по ночам мыши ужасно шуршат там,
И не в пример своим хозяевам золотой клад до утра ищут там! Унылая пора с вечера и до утра,
Мысль носится по свету, дабы не угодить в дьявольские сети уносится на рассвете
В небесную высь, слышен чей-то жуткий крик: «Посторонись, старик! Ты же от людей отвык!
Живёшь неторопливо, на блуд смотришь брезгливо, а под твоим окном растёт зелёная ива!
Поскреби по сусекам, стань, в конце концов, приличным человеком!
В чём твоего бытия отрада? Тебе же ничего от жизни не надо!»
Сегодня к тебе зайдёт молодая сводня, она предложит искушение тебе,
Но ты пойдёшь наперекор року и судьбе, твоя плоть любви не хочет,
Только голову тебе по ночам морочит, собирает мелочь, и не проявляет удаль и смелость!
Нарушена целостность семейного бытия, у разбитого корыта остался я,
Гну спину на свою судьбину, держу в руках длинную хворостину, пытаю умерить гордыню,
Но воз и ныне там, где стоял ещё вчера старинный храм, я же не верю своим бесстыжим очам,
Что унылая пора сама сюда пришла вместо жары и зноя, нынче время такое,
Что трудно выходить из запоя, на коленях стоя! Не хватает кислорода, мерзкая погода
Сужает пространство, в любовных отношениях нет постоянства, душу вороша,
Налетят стремглав снега, а я не получаю ни одного письма, молчат подруги и кореша,
Я же сижу у открытого настежь окна от звонка и до звонка, ничто не радует око старика!
Заела душу тоска, она в цветастом платочке, срывает пожухлые от зноя полевые цветочки,
Прыгает с кочки на кочку, но прежнее тепло назад вряд ли вернётся! Ничего не остаётся,
Как признать над собой природы господство! Она не проявляет благородство,
Под вечер подул холодный северный ветер, день был ясен и светел,
Я же никого из соседей вблизи своего дома даже не заметил,
Только ветер крушит и ломает мою хворостину, и молча, углубляет на лице морщины!
Мужчины, мужчины! Женщины не ваши рабыни, освободите душу от гордыни!
Я тоже ничем похвастаться не могу, меня жизнь сгибает в дугу, но я иду, изредка босиком бегу,
Ночами засыпаю на ходу, но моё божество видит всё, и ничего страшного пока ещё не произошло!
Да, мы все живём грешно и что?  Мы любим баловать,
С грязными ногами ложимся в чистую кровать, нам бы поспать,
А опосля – нам трын-трава и пухом всем прапрадедам земля!
Жду письма, мысли, о прошлом небрежно вороша, оставшись в кармане без гроша,
Иду по лезвию обоюдоострого ножа, озираюсь зря по сторонам,
Остался незакрытым сломанный водопроводный кран! Чувствую себя трефовым тузом,
Но бью челом мужику тому, с кем до сих пор не был знаком! Пожухлая трава за окном,
Нет радости ни ночью, ни днем, мысли об одном: куда исчезла зелень лета?
Куда испарились голубые самоцветы кристально чистой воды? Мне бы взять от судьбы
Лепту старинных слов и в квадрат возвести теперешнюю страсть и любовь! Унылая пора!
Ничего не видно из-за грязного стекла, потемнели зеркала, сирень давно уже отцвела,
Сколько я должен небу платить неустойки за прежнюю гульбу и попойку? Рыдаю матом благим,
И заповедую другим: жить так, как жил божий сын! Пытаюсь пить святую влагу из божьей баклаги,
Слова ложатся на лист пожелтевшей бумаги, в них есть мощь и сила, на дворе влажно и сыро!
Мрак стабилен, перед ним не только я бессилен, наверное, в мозгах не хватает извилин,
Жизнь бьет всё сильнее и намного больнее, чем в былые времена,
Узелок мне в дорогу собрала моя верная жена! Многозвучная память
Вольна просить и цыганить, дождь в окно барабанит, и сизая мгла глаза туманит,
Вот такие-то дела, товарищи и господа! Я сроду с судьбой в прятки не играл,
Всю жизнь мне о моей  участи напоминал родной бандитский квартал!
Не жалуюсь на долю вовсе, стою возле раскрытого настежь окна,
Но даль мне отсюда уже не видна, моё дело - сторона,
Ведь душа другими заботами загромождена! Да, она грешна,
Она хотела намедни покинуть хворое тело, мы разошлись в трактовке правил,
Мне же Господь надежду на исправление всё таки оставил! После святой апостол подскажет,
Что и как? Коль не дурак, пойму, что и к чему? При таком раскладе
Трудно выходить в люди при полном параде! Зло спереди и сзади,
Трудно привыкнуть к ругани и крикам, только подумаешь о деле великом,
Как с дрожью в теле подходишь к белоснежной постели, омрачены высокие цели,
Есть сила в теле, но нет ума в голове, и вот на тебе: ни людям, ни себе! Свобода людской молве,
Она больше года стоит на голове, но никак не падает в цене! Расставлены все тире и точки
Без лишней проволочки, еда в беленьком судочке стоит на кухонном столе,
Я же подшофе, то есть навеселе, неможется мне, в состоянии подпития не тороплю события!
Ситуация требует дальнейшего развития, по крайней мере,
Надо было раньше приобщиться к православной вере,
А не летать вне земной атмосферы, пришлось на собственном примере
Кошмар земных пороков сполна узнать, но как их цепь во весь опор прервать?
Закусив удила с вечера и до утра вытираю пот с морщинистого чела,
За мною выбор, но роковой случай мне не просто так взял и выпал!
Он сулил большую прибыль, но наяву я рок кляну, и волосы на голове рву,
Пока живу, дышу и надежду питаю, что завтра всё о себе сполна узнаю!
Мысль о далёких звёздах приходит во снах, но исчезает второпях, взгляд зачах прямо на глазах,
Раздумье не исправишь впопыхах, руки и ноги в путах и цепях, душу обуял страх,
Мысль даль обозрела, но тут же на припёке присела, не в центре, а сбоку,
Чтобы меньше видеть собственные пороки, она охмелела от азарта,
Скомкала в руках козырные карты, ей не хватило фарта, дабы что-то выторговать у судьбы!
Увы, трудно прыгнуть выше седой головы, как не суди и как не ряди,
Неисповедимы господние пути! Боже, прости и пойми Ты всех, кого бес понукал на грех!
Нервы слабы у меня и у моей бабы, не Христа ради прошу её об одном одолжении,
Она согласна совершить прегрешение и сделать мне одолжение,
Но, говоря по сути, стоит ли рисковать ради одной минуты наслаждения?
Впереди чреда огорчений, одним словом, баба в платье новом вышла в люди,
Чтобы похвастаться обновой, ей не впервой идти по дороге столбовой!
На столе остывает студень, его она подаст на ужин, мой голос простужен,
Разум контужен, он закрылся в узких границах и путается в лицах, я тоже
Теряю то, что всего милее и дороже! Разочаруюсь в жизни чуть позже!
Быть может, день был плохо прожит, темень страхи множит и душу тревожит,
В чертополохе степей холодный воздух струится по влажной коже моей,
Никто его не гонит взашей, мне бы отдышаться для начала,
А потом лечь под белоснежное покрывало, чтобы жизнь в ином цвете предстала!
Пришлось расстегнуть ворот и с прищуром посмотреть на задымленный город,
Там холод и морось, изредка видна изморозь, скоро грянет мороз, что с природы возьмёшь?
Ровным счётом – ничего, всё, что было, прошло, осталось взлохмаченное потное чело
И больше нет ничего! Ветер трепетные струны души оборвал, но ни слова вслух не сказал,
Он в душу мне наплевал и в новом обличье предстал! Снег ещё не лёг, над городом дым и смог,
В центре светлый островок, сердце в груди пуще прежнего колотилось, но ничего не изменилось,
Дождевые тучи пронеслись над головой, ситуация не рассосалась сама собой!
Тяжко дышится мне, на пару минут я прилёг на речном песке,
Человеческий говор слышен вдалеке, силы нет в руке,
Пара матерных слов вертится на языке! Унылая пора, дом, построенный из песка,
Рухнул ещё вчера! Суета сует – всё суета! Из-за тьмы не видно ни черта! В душе – пустота,
Видать неспроста меняются ощущения, наткнувшись на камень преткновения
По пути к наслаждению, все заверения о расхожем мнении о сути бытия,
Готов одним росчерком пера перечеркнуть я! Раздался выстрел из-за угла,
В соседней комнате рухнула треснувшая намедни стена, вздрогнула сонная жена,
Унылая пора ещё не прошла, хотя сирень давно уже отцвела! День ото дня что-то тревожит меня,
Я – не ребёнок, уже отвык от пелёнок, детского плача не выношу, особенно, когда в ночи пишу
Последнюю новеллу свою! В этом краю, где живу и сплю на правом боку, все отвыкли думать,
Но привыкли врать, ****а мать! Минуты жизни неповторимы, не пройти бы мимо тех утех,
На которые согласен человек, короток его жизни век, он легко воспринимает всякий грех!
Время ускоряет собственный бег, сил больше нет, под ногами шатается земная твердь.
Закончилась снедь в чугунке, изморозь на дворе, мне бы понежиться в тепле,
Ан, нет, гаснет яркий свет в окне, спасибо жене, это она тихо в комнату вошла
И сюрприз преподнесла! Ей всё известно обо мне, странные тени играют на стене,
Или это лишь почудилось мне? Путь в грязи, но не знакомый голос твердит вдали:
«Ты дальше безбоязненно иди, напряги свои мозги, и не грузи себя напастями земными,
Займись делами другими!» Прошлое исчезло в сером дыму, пришлось вспомнить на скорую руку
Магадан и Колыму, маюсь от скуки, странные ночные звуки проникают сквозь стены,
Везде одни те же проблемы, не время и не час идти впотьмах, баба на сносях!
Тлен и прах следуют за нами по пятам, примерно за неделю раз пять менялись высокие цели,
Чаще всего это происходило в постели во время осенней капели! Результат на лицо,
Болит правое яйцо и ещё кое-что, но проходит всё, пройдёт и это, осень сменила лето,
Оно раздражало многих, особенно, членистоногих, вообще-то мне всегда нравилось лето,
Нынче его песенка спета, впрочем, изменения в природе видно воочию, особенно ночью!
Грехам потерян счёт, в кругу южных широт нет незамерзающих болот,
И тот, кто беспрестанно врёт, не выглядит, как идиот! Мысль на мысль набегает,
Одна другую на лету очередной волной смывает, и та исподволь исчезает,
Ничего не видя перед собой, думы толпятся за широкой спиной шумной гурьбой!
Бог ты мой! Ты княжил моей судьбой, я же терял покой, был бит роком и судьбой в миг любой,
А под моей рукой мысль завершает собственный полёт, её одолевает множество мирских забот,
Былые грехи не в счёт! Кто из них верх возьмёт и кому больше всего повезёт?
Гудок паровоза прозвучит чуть-чуть попозже, он душу воспоминаньями растревожит,
День безотрадно был прожит, но это никого давно уже не тревожит! У каждого своё амплуа,
Лично у меня болит левая нога, и ноет правая рука! Мысли исказились, как мы бы выразились,
И в них усомнились, испортились отношения между двумя особями,
То есть разнополыми людьми, они говорили приличным тоном по мобильному телефону,
О воде, позеленевшей в речном затоне, обычный день исказила мысль, налетевшая на плетень,
А рядом с ним торчал трухлявый пень, его в сторону сдвинуть людям лень! Испорчена жизнь,
Потерян смысл умозаключения, могло свершиться преступление, я же мелю чепуху,
Что у толпы на слуху и слова превращаю в труху! Не хочу искушать рок и судьбу,
Поясницу ветром продуло, поднимаясь со стула, едва не упал, если бы загодя знал,
Что природа покажет свой волчий оскал, заранее бы на тормоза из последних сил нажал!
По воле неба встал в очередь за ширпотребом, его  в магазин вчера завезли,
Чтобы люди могли оценить дары матушки-земли! Боже, помилуй и благослови!
Небесная синь висит над головой, шелест камыша слышен за спиной,
Месяц всплыл на небосклоне, начали чесаться потные ладони! Ржут кони в диком поле,
Нет ни судьбы, ни доли, жили-были, тратили зря силы, постоянно голодали
И не вникали в бытовые детали! С годами мудрее не стали, варились в своём котле,
И здравствовали лишь в полночном сне! Ничего себе! Продолжается жизнь за стеклом,
Снаружи – бой и лом, а внутри старый мужчина бьёт творцу челом, ему бы сменить пластинку,
Он же не на рынке, пусть допивает молоке из холодной крынки! В углу стоят вымытые ботинки,
Рядом с ними на фотоснимке молодая девица, местная баловница! Как говорится,
Лучше синица в руке, чем журавль в небе! Мысль о воде и хлебе  пошла во благо,
Исчёркана пожелтевшая бумага, а по углам выступила влага! Много ли мне счастья в жизни надо?
Немного, на всё воля бога! Судьба искривлена по  воле дерзкого языка, перекошена строка,
А мысль, пришедшая издалека, давит на бока, тошнит слегка похудевшего старика!
Унылая пора! На небосводе затмилась полночная звезда, надвигается гроза,
Всё уже становится стезя, по ней спокойно пройти нельзя, оковы стальные
И следы кровяные я вижу на ней не впервые, здесь боль моя и моё благо,
Здесь исписано немало бумаги и вылито наземь столько влаги из глаз моих,
Что её хватило бы для потреб мирских для грешников троих или четверых! Поостеречься бы,
Да поздно, чей-то голос звучит из небес грозно, я же прячусь в тени и там коротаю ночи и дни,
Одиночества боюсь, к общению стремлюсь, это минус или плюс? Своими трудами горжусь,
Но не пойму до конца, где по воле творца нахожусь? Душа устала от женского жеманства,
Нет в близких отношениях постоянства, гульба и пьянство, кутежи и старинные романсы
Порядком надоели, немощь появляется в слабеющем теле! Не жизнь, а кутерьма,
А те сети, что мне судьба сплела сама, могут, кого угодно свести с ума! В серой дымке дома,
Я же спьяну прячу свои душевные раны от глаз чужих, мне бы разобраться в проблемах своих,
В руках кровеостанавливающий зажим, но лучше боль причинять людям чужим,
Чем своим! Сил остается мало, унылая пора мощь забрала, и увела страсть из-под одеяла!
Плоть возроптала, она от одиночества устала, она не зря чуть свет, чуть заря
Слёзы наземь проливала, свой путь в жизни постоянно искала, но не нашла,
Осталась в кармане без гроша под кровом дырявого шалаша!
Не стану свою душу зазря потрошить, и самочинно суд над собой вершить,
Мне бы грядущий день счастливо прожить, но наступает новый день,
А мне поднять с постели лень, лежу, как трухлявый пень на одном боку,
Изредка перо в руки беру, напишу строку и жду благословения небес,
Пропал к поэзии весь интерес! Пресс бытовых проблем надоел нам всем,
Тогда зачем я здесь живу, ем и пью? Зачем этим воздухом дышу, жизнь стоит на кону,
Я же не могу отойти ко сну, впиваюсь взглядом в темноту, кого-то постоянно жду,
Кажись, в общении испытываю нужду! Унылая пора, всему виной - ушедшие года,
Не осталось душевного тепла, вот черт, душевный жар никто назад уже не вернёт,
Все произойдёт как раз наоборот! Куда исчезла сводня, с виду женщина она благородная?
Она обещала заглянуть сегодня на час-другой, чтобы малость пообщаться со мной!
В спину дует промозглый ветер, проходит незаметно однообразный вечер,
Он сушит ротовую полость, словно перегоревший хворост! Нет счастья в помине,
Живёшь один в безлюдной пустыне и в миг единый теряешь из виду древние святыни!
Жизнь всё-таки пытается растормошить меня, нет дыма без огня, я же пью на коня,
Пусть все горести сжигает полымя! Увы, мысли, что спрятались среди картофельной ботвы,
Уже, кажись, давно мертвы! Все мы – жлобы, избыток злобы овладевает телом,
Словно девица в платье белом! Родные края потеряли своего благородного поводыря,
Здесь кромешная дыра, в голову лезет разная белиберда, так было вчера,
А сегодня с утра унылая пора зашла в хлев, на корточки присев, сказала нараспев:
«Цель – найти узкую половую щель, тяготами бытия давно омрачена,
Даль не видна из открытого настежь окна, меняются времена,
Трансформируются взгляды, а рядом только проходимцы и ****и!
Они при полном параде и не хлеба ради дают и спереди, и сзади!»
Жизнь изодрана и измята, словно старая книга, выпущенная Госиздатом,
Авторов той книги нет, там написан сущий бред, заметь, даже абсурд отдают под суд!
Переполнен враньём кармический сосуд, дни не просто идут, они бегут,
Исковеркана суть бытия, не ведаю я, почему скучен вид речных заводей и излучин?
Нет в природе постоянства, есть время и пространство, всё течёт, всё меняется,
А земная твердь всё сильнее вокруг грешной плоти сжимается! Блажь забывается,
А грусть отметается, иногда с языка уличный мат срывается, на нём простой люд общается!
Раздался в ночи душевный крик, кажись, седовласый мужик забрёл в тупик,
Головой поник, он к ясности выражений и слов привык, ему нужен денщик,
Но таких рядом нет, гаснет на мужской половине яркий свет, дом, как тюрьма,
Можно легко сойти с ума! На памяти моей пережито немало пороков и страстей,
Высохли на бумаге чёрные чернила, иссякла мощь, истощились силы, когда молоды мы были,
Но искренне любили и верили в себя! Во бля, унылая пора пришла,
Холодный пот стал медленно  капать с высокого чела, почернела мокрая от слёз земля,
А над головой до сих пор ещё гудят телеграфные провода! Я разочаровался стократ
В утехах мирских, никто не виноват в мыслях моих, чуть вожжи ослаблю,
Тут же гаснут канделябры! Жизнь – не сахар, я и лекарь, и пахарь, а по большому счёту знахарь!
Все мы – грешны и немы и не можем решить свои земные проблемы,
Боже, упаси, сидеть по уши в грязи, нам судьба диктует, как и куда направить свой взгляд?
Под ногами опавшие листья полночи шелестят, приходится брести  наугад,
И нести тот крест, что душу изъест дотла! Господа, не хочу жить по уму,
Мне бы переиначить судьбу, но не тут – то было, плоть теряет мощь и силы,
От постылой страсти одни горести и несчастья! Они и слева, и справа,
У нас нет права жить согласно гражданскому уставу, все мудрецы и придурки
Ходят по теремному двору в казённых тужурках, наступило время разлук,
Явь разбита в пух и в прах, попавши под увесистый каблук наглых деревенских баб,
И тот, кто тощ и слаб, выглядит, как их слуга иль раб! Все беды от баб!
Унылая пора, то холод, то жара с вечера и до утра! Хочу с коленей привстать,
Чтобы любимую женщину и мать всю ночь любить и ласкать! Мы стоим у последней черты,
Отделившись стеной от мирской суеты, читаем псалмы Давида и стесняемся для вида!
Продолжается с вечера и до утра пустая игра слов и выражений на стезе искушений,
Но нет завершения, в сторону сворачивает узкая стезя, страсть переросла в бардак,
А мысль не хочет исправляться никак, она остра, как наждак! Вот так, иначе – никак!
Впереди темень и мрак, любовь и страсть впечатляют городских зевак! Нам бы кое-как
Дожить до понедельника, опьянев слегка, посыпались наземь слащавые слова,
А любовь на помине легка, хватит ей валять дурака, болят бока, ноет правая рука,
Мысль слетает с потолка, в голове – дыра, я же судачу о любви и удаче и едва ли сам не плачу,
Напрасно силы на баб трачу, но мне не возвращают даже сдачу! Истрепались нервы,
Словно в году сорок первом, истощены резервы, но у молоденькой стервы
Сил предостаточно, она, раздевшись наголо, пристально смотрит полночи в окно,
Настежь с вечера раскрыто оно! Любовь суть бытия преобразила, но забрала последние силы,
Будем живы – не помрём, шлюхи стоят за соседним углом, им унынье нипочём!
Им не писан закон! Их услугами пользуется местный управдом! Он вхож в каждый дом,
Баба может воспротивиться, и рубануть с плеча без топора, и с плеч слетит седая голова,
Куда же нас нужда завела, большие веси и малые города привлекали женщин всегда!
Мои года – моё богатство, мне ли с ними тягаться? Должен признаться,
Пришло время восвояси убираться! Вот-вот откроются алтарные врата,
И всему миру будет видна вся твоя нагота! Суета сует – всё суета!
Прожита жизнь от звонка и до звонка, кукушка последний акт кукует,
Глухари в лесу токуют, я же трачу время впустую, но не могу забыть жизнь холостую!

г. Мариуполь
3 сентября 2015 г.
20: 13


Рецензии