Торгуем Вечностью про современное кино

               
«Голова-ластик» Бюджет: 20 тысяч долларов, кассовые сборы составили 7 миллионов долларов, а мир узнал Девида Линча!
 
Разговор на эту тему назрел давно. Важно,что это понимают многие. (Статья Сергея Лаврова подтолкнула меня к окончательному оформлению моих мыслей по этому поводу) Достаточно прочитать статью Сергея Лаврова для kinodata.pro чтобы ухватить суть происходящего. Однако есть важные элементы выпадающие из общего поля зрения.
И так:
Самое большое количество фильмов в год выпускает Индия! Около 750. В США выпускается приблизительно 500 фильмов. В России эта цифра колеблется от 80 до 150 картин в год. Речь идет только о полнометражных работах, не беря в расчёт  телевизионные проекты.
О том, что Российское кино находится в глубоком кризисе, ну разве, что ленивый не говорит. Так ли это? Как истинно Российский культурный феномен, возможно да, но не как киноиндустрия.
 Все прибыльные малобюджетные российские фильмы сняты без господдержки.
 Конечно, можно говорить о кризисе русского кино с позиций художественной ценности продукта. «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова не сравнить с «Олигархом» (2002) Павла Лунгина,  а «Вий» 1967 с экранизацией того же произведения  2014 года, но и время сейчас другое.
В этой в статье пойдет речь  не только о культурной составляющей кинопроизводства, мне бы хотелось акцентировать внимание  на особенности финансовой  стороны данного рынка.
(Сделать строчку подзаголовком )
Так как же уживаются бизнес и искусство в кино?
Многие в наше беспокойное время озабочены вопросом – куда и во что вложить деньги! А это не просто. Безопасность и доходность – два зверя преследующие потенциального инвестора.
Хочу пояснить, что речь идет о инвестициях соизмеримых с вложениями в малый или средний бизнес с возможностью получения прибыли сравнимой с прибылью от  бизнеса крупного. То есть , возьмем сумму, эквивалентную стоимости сорока метровой квартиры в центре Москвы. Такие деньги вкладывают в открытие парикмахерской  или не очень большого ресторанчика. В этом случае вряд ли можно расчитывать, что вложения окупятся хотя бы через год, но если хотите вложиться как в парикмахерскую, но получить прибыль как от продажи завода, то вам потребуется не стандартная схема.
 
 
Пришло время вкладывать в кино!
 
 
Почему так? И, не очень ли громкое заявление подобного рода?
 Средняя доходность в этой сфере от 30% годовых до ……прошу не удивляться, ….3000%. (?)
Помимо этого, кроме конкретной, возможной прибыли, надо понимать, что кинобизнес это самый яркий символ успешности, общественного положения и независимости. Кино бизнес даёт признание, популярность, влияет на умы, открывает многие, казалось бы не доступные ранее, двери. Умные люди понимают, что власть дороже денег, но слава дороже власти ибо слава – сердце власти. Я уже не говорю, что прикоснувшись к созданию шедевра или, страшно сказать, участвуя в его рождении можно войти в вечность!
 
Изучая этот вопрос  я натолкнулся на очень ёмкое высказывание касающееся кинопроизводства … привожу его с небольшими купюрами:
Особенностью данного бизнеса является БЕСКОНЕЧНЫЙ характер доходов от фильма. Так как один и тот же фильм могут смотреть различные поколения, его можно бесконечно тиражировать, снимать ремейки, коммерчески эксплуатировать популярные или просто известные образы, которые становятся элементами культуры, зачастую становясь предметами быта и ежедневного обихода. Таким образом, любой реализованный фильм генерирует постоянный денежный поток в виде роялти. Другими словами, модель прибыли после создания фильма напоминает модель девелопмента объекта недвижимости.
 
 Поэтому и возникают эти цифры   доходности :25 – 30 % годовых, меж  тем, если получится шедевр, то доходность может составить и 3000 %. Эти случаи известны и легко проверяемы. 
 
Понятно, что в этом море плавает определённое количество акул. Да ,у них всё налажено – это тоже понятно, но я о другом, о других лагунах, где эти монстры не водятся.
 Приведу несколько примеров из истории мирового кино. Давайте посмотрим небольшую, но яркую подборку   характеризующую мою мысль.
 
«Ночь живых мертвецов» Бюджет: 114 000 долларов Кассовые сборы: 42 миллиона долларов. Американский независимый фильм ужасов, премьера которого состоялась 1 октября 1968 года. Режиссер — Джордж А. Ромеро. В главных ролях — Дуэйн Джонс, Карл Хардман и Джудит О’дея. Фильм собрал 12 миллионов долларов в США и 30 миллионов — во всем мире.
 
 
 
 
«Розовые фламинго» Бюджет: 12 000 долларов Кассовые сборы: 7 миллионов долларов. Джон Уотерс стал режиссером, продюсером и сценаристом этого фильма. Вышел он в 1972 году. Фильм произвел шумиху благодаря своей «извращенности». В главных ролях — Дивайн, Минк Стол, Дэвид Локари, Эдит Массей и Мэри Вивьен Пирс.
«Голова-ластик» Бюджет: 20 000 долларов Кассовые сборы: 7 миллионов долларов. Этот сюрреалистический фильм ужасов был срежиссирован Дэвидом Линчем по его же сценарию и вышел в 1977 году. Снимали на черно-белую пленку. Это был первый полнометражный фильм Линча после серии короткометражек. Сюжет крутится вокруг Генри Спенсера (Джек Нэнс), который вынужден заботиться о своем больном ребенке в промышленном городке. Фильм имел успех благодаря своей сюрреалистичности, сексуальным намекам и необычным звуковым эффектам.
 «Хэллоуин» Бюджет: 325 000 долларов Кассовые сборы: 70 миллионов долларов. «Хэллоуин» — независимый фильм ужасов по сценарию Дебры Хилл, снятый режиссером Джоном Карпентером. Он вышел в 1978 году и стал вдохновителем для многих последующих фильмов ужасов. Трудно поверить, что у этого фильма был такой маленький бюджет. Интересный факт: знаменитая маска Майка Майерса была сделана из маски капитана Кирка, купленной всего за 1,98 доллара.
«Музыкант» Бюджет: 7000 долларов Кассовые сборы: 2 миллиона долларов. Этот американский боевик 1992 года был первой частью знаменитой мексиканской трилогии Роберта Родригеса. «Музыкант» был написан на испанском, а снимали его в Сьюдад-Акунья, Мексика, — родном городе Карлоса Гальярдо.
   «Клерки» Бюджет: 27 572 долларов Кассовые сборы: 3,1 миллиона долларов. Это американская черно-белая комедия 1994 года с Джеффом Андерсоном и Брайаном О’Холлораном в главных ролях. В этом фильме впервые встречаются персонажи Джея и Молчаливого Боба. «Клерков» сняли в продуктовом магазине всего за 27 575 долларов — в этом магазине в то время работал режиссер Кевин Смит. В итоге фильм имел кассовый успех.
 «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» Бюджет: около 750 000 долларов Кассовые сборы: 248,6 миллиона долларов. Этот американский фильм ужасов 1999 года был написан и снят Дэниелом Мириком. Три студента-режиссера Хизер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл С. Уильямс в 1994 году потерялись во время прогулки по горам Мэриленда. Фильм получил успех у зрителей и собрал 248 миллионов долларов, что сделало его одним из самых успешных независимых фильмов всех времен.
Открытое море» Бюджет: 130 000 долларов Кассовые сборы: 54,7 миллиона долларов.Этот психологический триллер 2003 года основан на реальной истории американской пары Тома и Эйлин Лонерган, которых случайно забыли в море во время дайвинг-экскурсии. В результате мучительного ожидания супруги погибают один за другим, став жертвами стихии и акул.
 «Двойная порция» Бюджет: 65 000 долларов Кассовые сборы: 29,5 миллиона долларов. Это документальный фильм 2004 года, снятый Морганом Сперлоком, который также выступил в роли актера. В фильме показана странная трансформация главного героя, который решает 30 дней питаться только в «Макдоналдсе». Это имеет невероятные последствия на его эмоциональное, психологическое и физическоесостояние
 
 
 
«Однажды» Бюджет: 160 000 долларов Кассовые сборы: 20,7 миллиона долларов. Ирландский фильм-мюзикл «Однажды» был написан и снят Джоном Карни. Снимали его в Дублине. Картина вышла в 2007 году, а в главных ролях снялись музыканты Маркета Ирглова и Глен Хансард, которые сочинили и исполнили все песни фильма сами. Фильм имел успех и у зрителей, и у критиков, и даже был номинирован на Грэмми.
  «Паранормальное явление» Бюджет: 15 000 долларов Кассовые сборы: 193,3 миллиона долларов. Режиссер — Орен Пели. Сверхъестественный фильм ужасов о молодой паре Кэти и
Мика, которых преследует призрак. Впервые фильм показали 14 октября 2007 года на кинофестивале Screamfest. Позже его приобрела компания Paramount Pictures, изменила и выпустила в прокат только по США 25 сентября 2009 года, а полный релиз состоялся 16 октября того же года.
    «Братья Макмаллен» Бюджет: 23 800 долларов Кассовые сборы: 10,2 миллиона долларов. Комедийная драма Эдварда Бернса, который выступил режиссером, продюсером и сценаристом картины. История жизни трех братьев из Нью-Йорка, которые сделали для себя массу открытий в сфере религии, любви, сексе, браке и семье.
 «Бронсон» Бюджет: 230 000 долларов Кассовые сборы: 2,3 миллиона долларов. «Бронсон» — английская биографическая психологическая драма режиссера Николаса Виндинга Рефна. Фильм повествует о знаменитом заключенном Майкле Гордоне Петерсоне (Том Харди), который взял имя Чарльза Бронсона по совету своего промоутера по боксерским боям.
 
 Предчувствую, вы скажите: Это у них там. А у нас всё другое. Согласен. У нас другое, поэтому и пришло время поговорить о нашей ситуации.
Говоря о кризисе русского кино нужно чётко разделять два аспекта:
1. Кинобизнес и получение прибыли от него.
2. Художественная ценность произведенного продукта.
 Мы говорим только о первом пункте. О кинобизнесе и получении прибыли от него.
 Есть такой ресурс CINEUROPE он каждый год собирает информацию о продаже билетов по всем фильмам, которые вышли в прокат в европейских странах. Самые полные данные собраны пока за 2009 год. В 2009 году в России было продано 132 миллиона билетов в кино при населении в 140 миллионов человек. Доля проданных билетов на фильмы отечественного производства составила
 
 
19%. Простой подсчёт показывает(36 кинолент – 31 миллион билетов), что  в среднем на 1 российский фильм пришло 860 тыс зрителей.Во Франции эта цифра составляет 382 тыс. человек, в Германии 186 тыс., в Австрии 29 тыс.
 Возникает вопрос, а как же кризис? Да он есть. Но кино снималось во все времена и во время революции и гражданской войны и во время Великой отечественной. Процесс не останавливался. И не останавливается. Кризис ударил по продуктам потребления, по возможности поехать за границу, но желание получать удовольствие от просмотра фильмов не уменьшилось, наоборот время высвобожденное от поездок надо чем то заполнять. Внутренний туризм вырос на 30%. В ход пошли такие развлечения. Как посещение музеев, выставок, экскурсий и, прежде всего, кино. А сейчас, на волне патриотического подъёма, просмотры отечественного кино только увеличились.
 Я говорю только о официальных посещениях, официальных кинотеатров, не трогая другие виды доходов от проката готовых фильмов.
 Дело в том, что в наше время стремительного развития техники появилась возможность снимать кино практически любому желающему это делать. Сейчас снимают даже на смартфоны. Этот процесс остановить невозможно. Его и не нужно останавливать, но им можно управлять.
Если вовремя разглядеть талантливую работу и, конечно же. талантливого режиссера и вовремя вложить не очень большую сумму в развитие этого режиссера или в раскрутку этой работы вот тогда можно получить прибыль в 3000 % процентов.
 
 Где же найти такого человека и такую работу?
 
Для того, что бы это понять я обратился к известному продюсеру Ивану Лопатину с вопросом о сегодняшнем состоянии нашего кино и, в частности, о состоянии малобюджетного кинопроизводства. Выяснилось, что, несмотря на так называемый кризис в нашей стране проводится ежегодно около 200 кинофестивалей. Это почти один кинофестиваль в два дня! При этом отборочное жури этих фестивалей, готово рассматривать любой достойный продукт. Они только этим и занимаются. Понятно, что основная масса подобных фильмов это настоящий кино шлак, но среди этого мусора встречаются и бриллианты. Важная формулировка для оценки начинающих режиссеров данная Иваном Лопатиным выглядит так:
 
Кто ничего не сделал, тот ничего и не сделает.
 
Несколько примеров: Кирилл Плетнёв – на глазах неожиданно вырос в полнее серьёзную фигуру и уже захвачен в сферу интересов Бекмамбетова.
Жора Крыжовников(Андрей Першин) – начинал с “кино на коленках”, а сейчас у же снял Горько 2, который с успехом идёт в прокате делая очень не плохие сборы.
Из совсем новых – Михаил Мистецкий и его жена Нигина Сайфулаева. Вот на них стоит обратить пристальное внимание.
Ещё одно сугубо российское явление – региональное кино. Я говорю о якутском феномене. Местные ребята снимают художественные фильмы о местной жизни и местные жители с удовольствием их смотрят.Конечно раскрутить на российских просторах такую историю сложно, но вкладывая 3-5 миллионов рублей в производство они свободно получают 20 – 30 миллионов от продажи своего продукта. Что тоже не плохо, согласитесь.
В качестве примера приведу фильмы: Кэскил2,Кенул Ботрудар, Арай Бирдэ. Режиссеры Роман
Дорофеев и Алексей Егоров.
Позволю себе процитировать  данные из статьи Сергея Лаврова:
 
Феномен криминальной драмы «Решала 2», бюджет которой, по словам её продюсера Сергея Гармаева, составил $140 тыс, заставил нас вспомнить все микробюджетные прибыльные картины в нашем прокате. Таких оказалось ровно 10, и вот что любопытно, – все они сняты без государственных денег. Возможно, только социально-криминальная драма 1995 года «Любить по-русски» имела какие-то денежные вливания со стороны тогдашнего Роскомкино, но точных данных у меня на этот счёт нет.

Именно этот фильм стал первым прибыльным российским релизом в нашем прокате, собрав при бюджете 360 млн рублей ($80 тыс) в наших кинотеатрах 1 млрд 500 млн рублей ($200 тыс). Следующий малобюджетник, окупившийся в прокате, пришлось ждать 8 лет. Им стал ныне культовый боевик «Бумер», заработавший в прокате $1.67 млн при бюджете $700 тыс. Через два года микробюджетная ($3 тыс) комедийная фантастика «Пыль» принесла своим создателям $24 тыс всего на одной фильмокопии, став одной из самых рентабельных картин за всю историю нашего кинематографа! В 2011 году вся наша киноиндустрия заговорила о феномене бурятского кино, когда мелодраматическая комедия «На Байкал!» (бюджет - $100 тыс) после местного успеха вырвалась на просторы России, где особым успехом не пользовалась, но собрала суммарно в итоге $310 тыс. В том же году «прогремела» офисная комедия «Неадекватные люди», заработавшая $590 тыс при бюджете $100 тыс.

Достижения бурятского кино, о которых мы узнаём только сейчас, в следующем году продолжила криминальная драма «Решала», которая была снята за 800 тыс рублей ($26 тыс) и принесла в прокате 2 млн рублей ($64 тыс). В 2012 году, кроме «Решалы», выстрелили в нашем прокате такие малобюджетные проекты, как городская комедия «Пока ночь не разлучит» (сборы - $220 тыс при бюджете $100 тыс), фэнтезийный детектив «Последняя сказка Риты» (сборы - $490 тыс при бюджете $200 тыс) и комедия «Самоубийцы» (сборы - $1.96 млн при бюджете $800 тыс). В 2014 году средства, собранные с помощью краудфандинга (1 млн рублей - $35 тыс), пошли на создание документального фильма о Егоре Летове «Здорово и вечно», который в 10 кинозалах принёс прокатчику $130 тыс.

И вот, наконец, в этом году ещё одна малобюджетная лента, которая снималась с июля 2014 по апрель 2015 года, криминальная драма «Решала 2» (бюджет - $140 тыс) способна окупиться в отечественном прокате и в рублях, и в валюте. Она станет всего лишь 83 прибыльной картиной из 1 397 российских релизов, вышедших в прокат с 1992 по 9 августа 2015 года.
 
 
Кто ничего не сделал, тот ничего и не сделает.
 
Полагаю, что в данном направлении бизнеса это очень точное определение. Вкладывать нужно в того режиссера или тот продукт, который уже понятен или заявил себя. Идеальный вариант вложения с пониманием дальнейшей перспективы. Хорошо было бы  найти молодого Пикассо или молодого Дали вложиться в него и все проблемы решены! Но, опять же, возникает вопрос, где его найти?
Несколько лет назад я встретил молодого художника Валерия Переверзева. Он создал в Москве Музей Истории Телесных Наказаний. В рамках музейной деятельности Валерий придумал очень интересный художественный приём - он стал воплощать в арт объекты литературные конструкции классиков европейской литературы существующие только на бумаге в виде словестных конструкций. Тогда я подумал, что это неожиданное, но крайне интересное направление искусства стоящее своего специального названия. Это направление получило название ЭКСКУРСИЗМ. По сути своей такое направление является ничем иным, как  интеллектуальным хоррором.
 Недавно выяснилось, что Переверзев на этом не остановился. Он создал несколько интересных перфомансов и снял….. кино.
 
Причём в качестве направления выбрал именно интеллектуальный хоррор. Надо сказать, что потребность современного общества в этом жанре весьма высока. А стоящего продукта практически нет, ну, по пальцам можно пересчитать фильмы этого жанра. Не говоря уже о их качестве.
Я не поленился и посмотрел фильм Переверзева и попутно выяснил, что он умудрился, свой фильм снятый на микро бюджет, отвезти в Канны и с успехом показать его там. За одно получить главный  приз на Московском фестивале хоррор фильмов «КАПЛЯ» и сейчас планирует снять ещё несколько серий в том же жанре. Отмечу, что фильм получился очень приличный. Важный момент: тема не связанна с Россией и  съёмки, в основном, производились в Европе.
 
  Если представить схематично мне это напоминает Бунюэля и Дали в одном флаконе ( я об «Андалузском псе»).Если вспомнить фразу Ивана Лопатина,- кто ничего не сделал, тот ничего и не сделает, то совершенно очевидно, что через десять лет я не смогу близко подойти к Переверзеву. Задавленный славой, популярностью и наградами у него не будет просто времени встречаться со мной. Если к этому моменту он вообще будет жить в России. Но вот сейчас он является тем самым перспективным объектом вложений. Тем более тема русского интеллектуального хоррора будет востребована постоянно. Это та безотказная педаль, на которую глупо было бы не нажимать.
 Когда я смотрю на людей тратящих деньги на открытие очередного салона красоты или японского ресторана, при этом эти заведения исчезают через год, я испытываю двойственное чувство – удивления и грусти. Ребята вы тратите деньги на ветер, когда можно и деньги заработать и в славе покупаться. Но при этом мне с полной очевидностью понятно, в особенности держа в руках смартфон, что будущее за малобюджетным кино!    
 Стас Симонов.


Рецензии