Дело Мефистофеля. Письма

Признание промальпиниста
Уважаемый отец Александр
Я пишу вам, а также всем настоятелям соборов, входящих в музей «Исаакиевский собор». Возможно, вам и другим священникам будет интересно то, что я сообщу.
По роду деятельности я промышленный альпинист. Мы регулярно выполняем работы по реставрации и очистки фасадов Исаакиевского собора, Храма Спаса-на-Крови и Смольного собора. Однако недавно нашего бригадира вызвал директор этого музея Николай Витальевич Буров. Он сказал, что если мы хотим получить следующий контракт по работе на соборах, то нам надо будет выполнить небольшую работку для него. А именно нам надо сбить с фасада дома на Лахтинской улице барельеф Мефистофеля. Причем более точно не сбить, а снять. Мы отправились туда по заданию нашего бригадира. Аккуратно отделили Мефистофеля от стены и упаковали в специальный пакет. Часть стены и штукатурки, правда, все равно осыпалась и упала вниз. Поэтому остальное пришлось собирать уже внизу. Но голову Мефистофеля мы отделили от здания успешно. Затем передали все это Николаю Бурову. Я думал, что у него заказ от крупного коллекционера, и он хочет дорого продать этот барельеф. Причем он нам так и сказал, что сделает копию с барельефа, и ее мы повесим обратно. Он даже сказал нам, что работа легальная и нам давал некие бумаги, подтверждающие, что разрешение на демонтаж барельефа дали районные власти и КУГИ. Из этих документов следовало, что барельеф отдают на реставрацию в его музей.
Также он требовал не повредить ворона сверху.
Однако потом внезапно все СМИ закричали, что мы сделали акт вандализма. Мы попали чуть ли не в федеральный розыск. А Буров сказал нам, что мы должны молчать – иначе он сдаст нас полиции и нас посадят за вандализм. А так, мол, он все уладит и нас никогда не найдут. Причем нас видели многие люди и нас могут опознать по фотороботам. Мы не скрывали лица, так как были убеждены, что работа легальная. Тем не менее, несмотря на обещания Бурова, нашего бригадира вчера все равно вызвали в полицию. Некто разослал письмо в прессу о том, что мы некие казаки, которые специально сделали акт вандализма в целях православия. Мы боимся, что Буров сделает из нас этих самых мифических казаков и будем, по сути, отвечать за его преступление. Помогите нам, пожалуйста. Мы действительно не хотели порочить православную общественность. Мы просто делали свою работу. Мы не знали, что это нелегально.
 
АНДРЕЙ,
промышленный альпинист
 
Гадания протоиерея
 
Уважаемые журналисты!
Мне на электронную почту пришло письмо от некоего промышленного альпиниста Андрея, которое, возможно, будет вам крайне интересно в связи с историей о нападении неких «казаков» на барельеф Мефистофеля на Лахтинской улице. И хотя глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда, комментируя обстоятельства разрушения барельефа, располагавшегося на фронтоне дома Лишневского в Санкт-Петербурге, призвал журналистов тщательно перепроверять информацию перед ее публикацией в СМИ, а руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова назвала информацию о причастности членов Русской православной церкви к противоправным действиям в отношении барельефа информационным вбросом, не подкрепленным ничем кроме странных намеков и непонятных аллюзий, я счел возможным переправить данное письмо в заинтересованные СМИ.
Я не могу определить достоверность этого письма, равно как признать его ложным. Однако оно содержит интересную мысль, которую, к сожалению, недостаточно активно прозвучала в российских СМИ. А именно, что данный акт вандализма может быть некоей спланированной акцией, направленной против Русской православной церкви. Возможно, устроители данной акции хотели уподобить священство и мирян боевикам ИГИЛ, взрывающим древние скульптуры в иракских музеях или приравнять к талибам, уничтожившим древние гигантские статуи Будды. Одна из задач данной акции – представить православных некими бескультурными варварами, что не соответствует истории православия. Ведь именно в православной Византии были сохранены многие языческие памятники Древней Греции и только благодаря этому они дошли до наших дней. Почему я считаю акцию спланированной? Рассудите сами. Сумели бы некие  мистические «казаки» послать профессионально написанные пресс-релизы во многие СМИ не только Петербурга, но и России? Неподготовленные и движимые только эмоциями вандалы в подобной ситуации релизы не рассылают.
Стали бы они делать качественную фотосессию до и после совершенного деяния, совершенно не боясь органов правопорядка?  Пожалуй, вопросов здесь больше, чем ответов. Потому и прошу особым образом отнестись к данному письму.
Возможно, это поможет общественности Петербурга разобраться, кто же истинный виновник и заказчик данного акта вандализма, найти и наказать их! Мы же со своей стороны будем молиться и прилагать всяческие усилия для того, чтобы указанные безумия более не повторялись и наветы с прихожан строящегося храма святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице были полностью сняты!
С уважением и надеждой на понимание
 
Александр Александрович ПЕЛИН,
председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии
 
Возмущение директора музея
 
«Эту историю я могу назвать только одним словом – провокация»
Прежде всего хочу отметить несколько деталей, которых автор письма, видимо, не знает. Нет такого вида работ, как очистка фасадов, и, соответственно, никакие бригады на них работать не могут. Соответственно, никакие промышленные альпинисты там не нужны. В письме указывается, что я как директор музея вызвал некоего бригадира и переговорил с ним.
Отмечу, что всеми делами по реставрации в нашем музее-памятнике занимается мой заместитель по эксплуатационной части Борис Данилович Подольский. На сегодняшний день работы по реставрации ведутся на фасаде Смольного собора. Подрядчиком является КГИОП, а не КУГИ, как указывает автор этого письма.
Теперь что касается протоиерея Александра Пелина. Я давно и достаточно жестко высказываюсь в его адрес. Обратите внимание на одну, но очень немаловажную деталь. Промышленный альпинист Андрей в своем письме указывает, что он и его команда выполняют работы в трех храмах – Исаакиевском, Спасе-на-Крови и Смольном. Но не указан четвертый – Сампсониевский, настоятелем которого и является отец Александр Пелин.
Считаю, что прокуратура должна разобраться в вопросе, кто сочинял и писал это письмо, есть ли взаимосвязь между промышленным альпинистом Андреем и протоиереем Александром Пелиным, поскольку на сегодняшний день имеется дискредитация моей деятельности на посту директора музея-памятника «Исаакиевский собор». Кроме того, считаю, что авторы этой провокации – а по-другому письмо и назвать нельзя – стараются увести общественное мнение от поисков настоящих вандалов. Нужно очень плохо знать наш город, чтобы обвинять меня или другого директора музея в подобном мероприятии.
Весь смысл нашей работы заключается все же в созидании, а не в разрушении. Думаю, что это письмо – продолжение той недавней истории, когда зашел разговор о передаче всех мною вышеперечисленных соборов Русской православной церкви.
До недавнего времени я все же был более высокого мнения об этой организации. Сейчас оно изменилось, и не в лучшую сторону.
 
Николай БУРОВ,
директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

ТЮМЕНЬ, 27 августа. Разрушение изображения Мефистофеля на старинном доме в Петербурге стало частью общей тенденции в жизни российского общества, считает секретарь Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев. Как заявил активист корреспонденту "Росбалта", своим поступком фанатики бросают вызов светской культуре.

"Христианско-клерикальный след здесь очевиден, учитывая церковь напротив, государство и эпоху. Этот позорный инцидент невозможно рассматривать вне его контекста. А контекст его тот же, что и у историй с "Тангейзером", сказками Пушкина, взрывами древних храмов ИГИЛовцами* и т.п. Условно его можно обозначить как "религия против культуры". Именно против культуры, потому что тот же Мефистофель – персонаж никак не атеистический, более того – он непосредственное порождение христианской мифологии, один из демонов. А изображать демонов и чертей в христианской традиции положено, вспомним внешнее убранство католических соборов или православные иконы. Но, как и образ Тангейзера, Мефистофель перерос рамки канонических представлений, стал частью народной культуры, а оттуда перешел на страницы книг и оперные сцены. Это больше не религиозный образ, а светский – часть светской культуры, именно поэтому он враждебен для фанатиков", — полагает Андрей Кораблев.

Атеист считает, что в данном случае речь идет не о проявлении религиозного фундаментализма, а о попытке навязать обществу своеобразное реакционное движение.

"Фундаментализм – это попытка сохранить некие ценности, существующие в обществе, но отживающие свой век. Но здесь речь идет о том, чего давным-давно нет в обществе, о вещах, которые стали историей уже сто лет назад! Это прямая реакция – попытка навязать обществу эту историческую реконструкцию. Если когда-то был период, когда культура развивалась в рамках религии, потом появилась светская культура, потом религиозная культура отошла на второй план, то теперь религия и ее "сила убеждения" напрямую бросает вызов светской культуре. Это очень неприятное явление, которое, к сожалению, имеет место и в российском, и в мировом обществе", — констатировал Андрей Кораблев.
Историческая ценность любого объекта никогда не останавливала мракобесов, напомнил атеист.
http://www.rosbalt.ru/federal/2015/08/27/1434148.html

В восстановлении горельефа «с Мефистофелем» за счёт средств резервного фонда отказано

Об этом Александру Кобринскому сообщил в своём ответе на его обращение губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Мотивируя отказ, губернатор сослался на ст. 1064 Гражданского кодекса. В ней сказано, что причинённый вред подлежит возмещению в полном объёме лицом, его причинившим. А поскольку средства из резервного фонда, по мнению Смольного, могут выделяться только на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, то вопрос восстановления горельефа «с Мефистофелем» будет рассмотрен по результатам расследования соответствующего уголовного дела.

Депутат петербургского ЗакСа Александр Кобринский (фракция «ЯБЛОКО») направил губернатору города Георгию Полтавченко обращение с предложением профинансировать восстановление горельефа «с Мефистофелем» из резервного фонда Правительства Петербурга 1 сентября.

По его мнению, привлечение средств резервного фонда поспособствует скорейшему воссозданию разрушенной скульптуры. Также парламентарий подчеркнул, что дом «с Мефистофелем» является выявленным объектом культурного наследия и в этом качестве включен в соответствующий реестр КГИОП. Этот статус обязывает город немедленно за свой счёт начать восстановление памятника.

Депутат Кобринский намеревается потребовать у властей города внятного ответа: когда и за чей счет будет восстановлен Мефистофель. Ведь невозможно ждать, пока найдут виновных, осудят их и когда у них окажутся деньги. С этими вопросами он 21 сентября планирует обратиться к вице-губернатору Игорю Албину.

* ИГИЛ - организация признана террористической и запрещена на территории РФ


Рецензии
Протоиерей Всеволод Чаплин счел часть экспонатов выставки в «Манеже» оскорбительными

Замглавы ВРНС, Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин посетил проходящую в «Манеже» выставку «Скульптуры, которых мы не видим» и высказал свой взгляд на выставленные там произведения.

«Сходил вчера на выставку в «Манеже», провел там около часа, посмотрел на экспонаты очень внимательно. Многое понравилось: работы Анатолия Слепышева, некоторые произведения Вадима Сидура», — рассказал священник «Интерфакс-Религия». По его мнению, последний «бесспорно испытывал религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю».

«Впрочем, в его работах она сильно перемешана с маммально-генитальным изобразительным рядом, и в случае изображения Христа распятого или снятого с креста, конечно, верующие воспримут это как кощунство», — считает представитель Церкви. Кроме того, он заметил, что в некоторых работах В. Сидура позитивно преподносится «лесбийская любовь».

«Одна из работ так и называется — «Лесбиянки». Возникает вопрос: должны ли несовершеннолетние видеть работы, в которых, на мой взгляд, присутствует позитивная оценка гомосексуальности, к тому же преподносимой весьма натуралистически? Конечно, выставку посещают в основном престарелые поклонники Малой Грузинской (там в советские годы располагался горком и выставочный зал художников-графиков — «ИФ»), но и пару-тройку подростков я на ней видел», — сказал собеседник агентства.

«У художника, конечно, своя стилистика: он не пожалел ни инвалидов войны, ни жертв Бабьего Яра, и у него, конечно, присутствует пацифистский пафос, который я не разделяю», — заявил он.

Представитель Церкви также посмотрел на т. н. головы Иоанна Крестителя — современные работы художницы под псевдонимом Megasoma Mars — и счел их «оскорблением священного символа — главы Иоанна Крестителя».

По его мнению, унизительно трактуются и образы коммунистических деятелей: работа Владимира Лемпорта «На свалке истории» «крайне унизительно изображает Ленина, Хрущева, Брежнева и других руководителей советского государства», а на входе на выставку посетителей встречает работа Анатолия Осмоловского, который изобразил отрубленные и посаженные на копья головы Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Сталина, Мао Цзэдуна, Хошимина и других известных коммунистов.

«Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля — это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме — Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах?», — отметил представитель Церкви.

В целом же, как считает он, выставка еще раз напоминает о том, что «этическая граница допустимого и недопустимого в искусстве у нас проложена неправильно еще с 80-х — начала 90-х годов». «Не должно быть в публичном пространстве порнографии, изображения половых органов, осквернения почитаемых верующими символов и предметов, оскорбительного изображения тех или иных людей, живых или усопших, в том числе политических деятелей, которые кому-то нравятся или не нравятся», — убежден священник.

По сообщению «Интерфакса»
http://www.vrns.ru/culture/52/3996/#.Vgt59GSaYk1

Анатолий Обросков   30.09.2015 09:56     Заявить о нарушении