Космические хроники. 109

                Станция конечная, просьба покинуть вагоны.

   Затянувшийся дождь надоел всем, даже ветру, он вдруг ожил и разогнал тучи. Солнце сразу же начало наводить порядок.
   Лейтенант вышел из здания, вздохнул полной грудью и пошёл медленно, чтобы насладиться свежестью. Идти в свою холостяцкую квартиру не хотелось, и он пошёл к набережной. Стоя у парапета над крутым берегом, задумался о предстоящем отпуске: ехать никуда не хотелось, но и дома всё опостылело.
   - Молодой человек, - раздался рядом женский голос, - не выручите мобильником? Нужно позвонить, а свой разрядился.
   Стройной, симпатичной девушке трудно было отказать. Он дал и отошёл, чтобы не мешать. Пришлось выбирать сухие проплешины на асфальте, потому что огромная лужа затопила не только шоссе, но и тротуар. Лейтенант отвернулся и почти сразу услышал вопль: неосторожный водитель проехал слишком быстро, и окатил незнакомку водой из лужи. Она стояла, беззвучно шевелила губами и почему-то виновато смотрела на него. Наконец сказала:
   - Я дёрнулась от неожиданности, и ваш телефон того… улетел в реку.
   - Не огорчайтесь, - беззлобно отозвался лейтенант. – Давно хотел поменять устаревшую модель, но не доходили руки.
   - Я куплю или оплачу.
   - Вот ещё!
   Девушка понравилась, и появился предлог познакомиться. Но она неожиданно засобиралась и убыла, пообещав восполнить потерю.
   Лейтенант смотрел вслед и думал, что нужно было взять её номер телефона, раз его мобильник утопила. «Или считает, что я буду ждать её здесь?» - запоздало огорчился он.

   Утром офицера разбудила трель. Рука поелозила по тумбочке, пока он не понял, что звонит стационарный аппарат, и тотчас вспомнил, что мобильника теперь нет.
   Голос непосредственного начальника сообщил подчинённому:
   - Лейтенант, начало отпуска переносится. Тебя вызывает генерал.
   - Капитан, это шутка? Он не знает про моё существование: таких у него как собак нерезаных.
   - Сомневаюсь. Подайте мне, говорит, лучшего корабельного врача – Матвея Ерохина. Захворал, похоже. Захвати горсть слабительного: эта панацея помогает забыть о любых проблемах. А если честно, сам удивлён. Назначено тебе на десять часов. Будь.
   Трубка отозвалась гудками, а рука застыла на несколько секунд, пока офицер переваривал информацию.

   Генерал действительно видел лейтенанта впервые и поэтому долго рассматривал его, прежде чем начать разговор.
   - Молодой человек, вы следите за развитием гражданской космонавтики? – он закончил изучение вопросом.
   Лейтенант поперхнулся от необычного обращения, сглотнул и ответил, что постольку-поскольку, в общем-то нет.
   - А зря. Закончена сборка корабля-гиганта, и начались испытания. Он настолько велик, что мощнейшие двигатели не способны вывести его на орбиту, поэтому собирали в космосе. В нём воплощены лучшие достижения человечества. Прослойка между двойным корпусом заполнена сжатым озоном для защиты от радиации и любых излучений. Проблема с невесомостью решена однозначно. Корабль покрыт светочувствительными элементами, генерирующими электроэнергию. Это будущий летающий город, разместившийся в трёх ярусах. Он способен доставить экипаж до любой планеты, но перебираться на неё можно будет только на челноках. Если сядет, уже не взлетит, не осилит силу притяжения и станет обычным жилым комплексом.
   - Генерал, к чему реклама? Покупать не собираюсь, - лейтенант едва успел вклиниться в случайную паузу.
   Старший офицер не обратил внимания на реплику.
   - Как думаешь, для чего создали такое? Правильно, чтобы дальше лететь. Куда? К созвездию PQ. Там обнаружена точная копия Земли. Существует жизнь. Есть ли там разумная, конечно, неизвестно. Это предстоит выяснить.
  Генерал замолчал, дав подчинённому осмыслить сказанное, и чтобы сам пришёл к выводу, к какому подводил он.
   - Полетят двенадцать человек - шесть семейных пар добровольцев. Они не достигнут цели - к месту прибудут их праправнуки. Начался подбор кандидатур. У тебя есть девушка, лейтенант?
   - Вы хотите спросить, полечу ли я? У меня нет девушки. Была, но расстались. Она бы уж точно отказалась.
   - А сам? Скажу больше, тебе предлагаю возглавить экспедицию. Командиром должен быть врач. Космос богат на сюрпризы, но главная опасность находится внутри корабля. Успех задуманного зависит от взаимопонимания людей, обречённых жить в замкнутом пространстве. Будут бассейн, спортзал, видеотека, куча носителей с любой информацией, но это лишь удалит срок наступления разочарования. Необходимы постоянная занятость и обязательность выполнения работ. Тут нужно быть хорошим психологом и предотвращать кризисы.
   Неделя тебе на раздумья и две на поиски спутницы жизни. И ей, заметь, необходимо время на подготовку. О тебе уж не говорю. Конечно, необходимая информация всегда будет под рукой, но вам придётся выращивать овощи и фрукты, птицу, кроликов и ещё какую-то хрень. Иди, лейтенант, и помни, что дело это добровольное.
   
   Теперь офицер чуть ли не бежал домой, чтобы рухнуть на кровать и всё обдумать. Мысли настолько отвлекли от происходящего вокруг, что он не заметил, как добрался.
   В реальность вернул звонок в дверь. На пороге стояла похитительница его телефона.
   - Ты? Как нашла?
   - Я ведь успела начать разговор, и твой номер остался в памяти телефона подруги. А дальше дело техники.
   Лейтенант взял новенький смартфон и протянул руку вглубь квартиры, приглашая. Сам пошёл следом, оглядывая гостью. Она сразу понравилась ему, жалел, что внезапно разошлись, и теперь намеревался наверстать упущенное.
   - Алёна, меня зовут Матвей. Будем знакомы.
   - Как узнал моё имя?
   - Увидел рецепт, когда доставала смартфон из сумочки. Когда стоит единственная буква А после фамилии, выбор небольшой, и Алёна мне нравится больше чем Анна. Судя по рецепту, ты страдаешь пониженным давлением.
   - Временами одолевает слабость. А ты, оказывается, врач?
   - Корабельный. Хочешь, слетаем в космос? Не отвечай, позже вернёмся к этому вопросу, а сейчас я переоденусь, и мы отправимся в ресторан. Я в отпуске. Ты свободна?
   Лейтенант уже твёрдо решил, что сделает всё возможное, чтобы эта девушка стала его женой. Вопрос имел подтекст. Она ответила:
   - Мой заканчивается через четыре дня.
   «Она так дала понять, что парня у неё нет, и что я ей не безразличен», - обнадёжил себя Матвей и улыбнулся, понял, что торопит события и может всё испортить.
   Он убедил себя осадить коней, но вместо этого сказал:
   - Я так боялся, что больше не увижу тебя!
   - И мне пришлось потрудиться, отыскивая твой адрес.

   Лейтенант прощался с Землёй. Он водил подругу в филармонию, театр, кино и даже цирк. И подсознательно прощался. Вдруг понял это около её дома, когда в очередной раз провожал и что-то рассказывал. Неожиданно замолчал на полуслове.
   - Что случилось? – спросила Алёна, почувствовав неладное.
   - Мне нужно задать всего один вопрос, а тебе ответить. Только не перебивай.
   Молодой человек рассказал всё как на духу. Спешил, сбивался, но смысл дошёл до девушки. Огорошенная предложением, она стояла и молчала. Он понял её состояние и предложил:
   - Не тороплю с ответом. Если согласна быть со мной в горести и радости, адрес знаешь. Если придёшь, то навсегда.
   Лейтенант выговорил последнюю фразу, развернулся и ушёл. Хотелось оглянуться, но боялся вернуться. Он, как крупье, бросил шарик и крутанул колесо рулетки. Оставалось ждать. «Кто-то выигрывает, - подумалось вдруг. – Пусть и мне повезёт».

   Первые полгода полёта пронеслись как во сне, потому что у большинства это время совпало с медовым месяцем, и при этом люди изучали корабль. С рубкой ознакомились ещё в тренажёрном зале, а в самом летательном аппарате оказалось столько закоулков, что скучать не приходилось. И забота о хлебе насущном вносила в жизнь разнообразие.
   Признаки хандры командир – уже капитан – заметил лишь на третий год полёта. Он готовился к этому и быстро справился с проблемой: начал проводить учения вперемешку с соревнованиями. Последние поделил на спортивные и умственные. Ещё два года прошли без нареканий.
   В следующий раз выходить из трудного положения оказалось сложнее, но у командира нашёлся в рукаве козырный туз:
   - Мы созрели! – объявил он команде, когда все сбежались в рубку по сигналу тревоги. – Пора подумать о преемниках. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте корабль, и обладайте им, и владычествуйте, - переиначил он на свой лад библию.
   Пожелание было выражено в форме шутки, но все восприняли его как надо, и уже через месяц темы разговоров сменились. С рождением первого ребёнка скука и уныние навсегда покинули корабль.
   
   Жена командира стояла в каюте у иллюминатора и не оглянулась на шум входящего мужа. Капитану не понравилась задумчивость жены, показалось, что грустит. Её слова подтвердили догадку:
   - Не разрядись у меня в своё время мобильник, я не встретила бы тебя, не оказалась здесь. Не кажется, что это судьба, что всё предопределено? У нас родился сын, потому что решили - пора заводить детей. Пришли бы к этому позже, и родился бы именно он, в другой день, но этот же ребёнок.
   - Если в каждом телодвижении видеть предопределённость… Она ощущается только задним числом. Не заморачивайся. Или жалеешь?
   - Нет. Когда-то одна семья бросила всё и перебралась в глухомань. Таких мест полно в Сибири. Жили в изоляции. Честное слово, позавидовала им, когда узнала, и тоже захотелось удалиться от мирской суеты. Потом подумала, что их поедом едят комары, что нет электричества и горячей воды. Наш вариант лучше.
   Мужчина согласно закивал, развернулся и ушёл.
   На корабле установились нормальные взаимоотношения, никто не страдал ни клаустрофобией, ни ностальгией. Он следил за этим и при малейшем намёке принимал меры. Один раз устроил внезапные учения. Это тем более необходимо было сделать, так как с рождением детей всё остальное отошло на второй план. В другой раз уже сам космос взбудоражил размеренную жизнь: неожиданный мелкий камнепад как пескоструйный аппарат выгрыз брешь в корпусе корабля. Конструкторы предвидели такое, и поэтому поделили его на множество изолированных отсеков. Один пришлось ремонтировать, когда выскочили из-под необычного дождя, только и всего.
   Дети подрастали, родители старели. Наследников начали готовить к самостоятельной жизни по специальной программе: каждый из них получал две, а то и три специальности.

   Однажды - без видимой причины - умер первый старожил. Он - инженер - был к тому времени трижды дедушкой, и старенькой вдове не дали сильно горевать две дочери и сын.
   Через день капитан подстраховался: назначил нового командира и начал сдавать дела.
   - Тебя считаю самым разумным из молодых людей, - сообщил он сыну инженера. – Принимай дела. Буду надзирать, направлять и помогать, если потребуется. Задачу знаешь, но помни и вторую: мы смертны, и замена у всех должна быть подготовлена заранее.
   Постаревший капитан был спокоен за будущие смены, потому что эти люди родились и родятся на корабле и не будут нагружены воспоминаниями, вызывающими ностальгию.

   Корабль продолжал полёт. Года летели вместе с ним, и совсем скоро по космическим меркам цель приблизилась настолько, что только об этом и говорили.
   Экипаж уже не помнил основоположников экспедиции, лишь в записи можно было увидеть людей, что родились на Земле и первыми взошли на корабль. При подлёте так и сделали: посмотрели фотографии всех участников перелёта.
   Телескоп позволил рассмотреть планету лучше, и рубка наполнилась детьми и свободными от работы взрослыми. Всех интересовал лишь один вопрос: есть ли разумная жизнь?
   - Разумная жизнь есть! - объявил инженер. – Скачущие светлые пятнышки - это челноки. Непонятно только, чего мельтешат?
   - Это пассажирские самолёты, - предположил командир, - мощные настолько, что выскакивают на орбиту. Так лететь проще чем в атмосфере.
   Никто не возразил, и он распорядился:
   - Никому не комментировать внешность гуманоидов при встрече и не выражать эмоций. Судя по всему, головы у них побольше наших будут раз такие умные.

   Земляне облетели планету и определились с местом посадки. Летательный аппарат сел на космодроме в стороне от кораблей инопланетян.
   Открылся люк и выдвинулся трап. Командир шёл первым и замер на выходе, оглядывая окрестности. Сзади напирали, и пришлось отложить осмотр.
   Вдалеке виднелись дома. Они выглядели настолько высокими, что растущие рядом деревья смотрелись травой.
   Поразили чужие корабли. Земляне считали свой большим, но рядом с ними он походил на челнок, выкатившийся из чрева одного из них.
   - Мы у себя с яруса на ярус на эскалаторе перебираемся. А эти, похоже, на скоростных лифтах по этажам катаются, - нарушил кто-то мёртвую тишину.
   Люди опешили. Оцепенение вызвало и то, что никто их не встречал.
   Вдруг показались два автобуса, мчащиеся к ним. Они подъехали, как подлетели, и резко затормозили. До полусотни инопланетян высыпались наружу.
   - Ба! Да они выглядят как мы! – командир нарушил собственный приказ и не сдержал эмоций. – Впрочем, это объяснимо. Планета вроде на нашей, почему и жителям не быть похожими?
   Людей окружили, и из переговорного устройства одного из встречающих раздался гнусавый металлический голос:
   - И откуда такое чудо техники прибыло?
   - Свободный, неточный перевод, - командир прокомментировал вопрос для своих и тут же ответил: - Издалека. Несколько поколений сменилось, между прочим, пока до вас добирались. У нас посчитали, что здесь возможна разумная жизнь. С ревизией, так сказать, прилетели.
   Инопланетяне вдруг замерли, чувствовалось, что говоривший до этого слушает сообщение. Не людей, а кого-то из своих. Он вдруг убрал переговорник и сказал нормальным человеческим языком:
   - Ну здравствуйте! С прибытием! Вам не понравится то, что скажу, но что поделать? Такова жизнь. Ваши предки улетели, но так случилось, - мужчина замялся, быстро справился с волнением, но продолжал говорить с виноватым видом, словно просил прощения, – так получилось, что один Кулибин через пару лет изобрёл принципиально новый двигатель. Мощный, он и более крупный корабль мог вынести в космос как пушинку. А таких по четыре устанавливают.
   Несколько новых летательных аппаратов, в конце концов, отправились в экспедицию. Им понадобилось чуть меньше года, чтобы добраться сюда. На бортах находилось гораздо больше людей, много больше. Их потомков вы видите перед собой. Это мы.
   Мужчина сделал паузу, проверяя впечатление от сказанного. Местные жители замерли, а вновь прибывшие стояли поражённые сообщением.
   - Ваша миссия выполнена! - подвёл он итог.
   Жена командира заглянула мужу в лицо и прошептала:
   - Это что получается? Наш полёт оказался бестолковым, ненужным?!
   Капитан задумался над ответом. Он так не считал.
   - Не согласен, и у меня есть лекарство от твоей хандры. Не полети наши предки, и мы бы не родились. Более того, не появились на свет наши карапузы. Я ни о чём не жалею хотя бы из-за них. Полёт? Отрицательный результат – тоже результат. Помнишь такой постулат? Мы как массовка при съёмках фильма: можно обойтись без неё, но фильм получится блеклым, неинтересным.
   - И что теперь делать?
   - Как это – что? Снимать вторую серию. Но теперь первые роли наши!
   Он попросил слово, чтобы разрядить обстановку, поделиться мыслями и успокоить людей. На корабле он справлялся с подобными задачами, знал, что по силам и эта.

                *****
   


Рецензии