Об обидчивости и о прощении. Размышления вслух

Об обидчивости и о прощении. Размышления вслух


"Кто непреклонен в том,
что касается его прав,
обладает и более сильным
чувством долга."
                (Альбер Камю)


Почему некоторых раздражает обидчивость людей?

А мне кажется, что обидчивость - это обратная сторона совести. Только совесть в прямом значении направлена на то, что человек сделал во вне, другим людям, а обидчивость - то, как он воспринял то, что люди сделали ему. И у одного и того же человека критерии одинаковы: что в первом случае, что во втором.

Если у человека вызывает боль беспардонность, хамство или насилие (физическое, эмоциональное, нравственное, сексуальное), значит и сам он до этого не дошел бы.

И наоборот, допустимость всего этого для другого человека, говорит только об одном - готовности самому в этом участвовать, о размытости своих личностных границ и моральных норм.

И прощение, как итог каких-либо насильственно совершенных над человеком действий, болезненных для него, не достигается дрессурой на боль и на количество действий, ее причиняющих.

Даже церковь не дарит прощение просто так. Сначала грех исповедуют, оглашают, проговаривают. Человек раскаивается в содеянном, сожалеет о своём поступке, выражает намерение не допустить повторения. Ему могут предложить исправить этот грех - наложат епитимию. И только потом он получает прощение. Если получает, конечно. Потому что есть ещё и смертные грехи, за которые человек несёт ответственность всю жизнь, которые не подлежат отпущению.

Тем более прощение не получают силой и давлением. Его либо просят, либо дарят. И если после недоразумений между людьми, им достаточно извинений (а не хамского притворства, что, мол, ничего не было, тебе показалось), то это норма (религиозная, правовая, моральная и этическая).

Нравятся мне слова Евгения Гришковца: "А вообще это прекрасно, когда люди находят в себе силы извиниться. Это прекрасно, но очень немногие умеют это делать. И далеко не все умеют искренне благодарить, находить слова для комплиментов, признаваться в своей неправоте или честно говорить, что не знают ответа на тот или иной вопрос."

Прощение тоже можно понимать по-разному. Мне ближе то, как написала философ и психолог Анна Кирьянова: отпустить от себя обиду можно, простить человека, совершившего подлость, только ни в коем случае нельзя подпускать его в свой круг вновь. Он вам благородства не простит, подловит момент предать. Как Лермонтов и Мартынов, если, конечно, вы помните, какой весьма некрасивый поступок Лермонтова предшествовал дуэли.

И у меня вызывает возмущение насильственное навязывание таких экспериментов людям, как это было в 2011 году в Саратове. Якобы обидчивость - это не повод издеваться над человеком с нарушением закона, организовывать травлю уголовными методами, выливать на него ушат помоев от каждого человека, с которым он до этого хорошо общался, оставлять человека беспомощным перед беспредельным глумлением.

Почему якобы обидчивость? Потому что речь идёт о том, что вызывает боль и обиду не только у этого человека, но и у самих насильников (при применении к ним самим, конечно). Вопрос только в двойных стандартах.

И многократное повторение травмирующих ситуаций отнюдь не снижает ни моральных норм человека, ни его уязвимости, и не заставляет его "жить по-человечески". Жизни по-человечески способствуют честные человеческие отношения, а не имитация уголовной зоны. Скорее здесь можно получить только одно - отрицание привязанности к другим людям в любой форме, готовность потерять любого человека из своего окружения, чтобы сохранить целостность своей личности.

Странные психологические опыты над человеком, где ему даже не говорится о целях эксперимента, а все это прикрывается якобы помощью в решении его самых больных проблем.

Если раковому больному пообещать, что помогут в выздоровлении, а на самом деле вырвут здоровый зуб или вырежут здоровую почку (кому как посчастливится с экспериментатором) - это может приравниваться к рекомендации принять плацебо (бесполезной безвредной таблетки)?

Своеобразные специалисты стоят за этим и в странном окружении они находят понимание. Прав был Альбер Камю, которого называли "совестью Запада". Это может говорить только об отсутствии совести в таком обществе и государстве, которому, увы, теперь уже не приходится особо рассчитывать на чувство гражданского долга у своих граждан.

__________
Фотография Ирины Ровной с сайта https://elot.ru/profile/91874197

2015, 2022 гг.


Рецензии