Честь имею! Глава 8. Часть 70. Генерал Ульянов

Герой Советского Союза генерал-лейтенант В.А. Ульянов
Семья Ульяновых в первые дни Великой Отечественной войны была эвакуирована из Киева в г. Воткинск. Здесь шестнадцатилетний Виталий Ульянов начал работать на Воткинском машиностроительном заводе. В августе 1942 г. В.А. Ульянов в числе добровольцев был зачислен в 174-й истребительный противотанковый артдивизион им. Комсомола Удмуртии. Боевое крещение он принял на Юго-Западном фронте.
Свою первую награду — медаль «За отвагу» — В.А. Ульянов получил после боя за г. Новопсков Ворошиловградской области. В том сражении младший сержант В.А. Ульянов подбил средний танк, подавил четыре огневые точки и уничтожил до 20 фашистов. Был ранен.
После госпиталя В.А. Ульянов был зачислен в 280-й гвардейский стрелковый полк 92-й гвардейской стрелковой дивизии наводчиком орудия. Исключительную отвагу он проявил на Курской дуге.
В сентябре 1943 г. фронт продвинулся к Днепру. Командир взвода 45-миллиметровых пушек В.А. Ульянов, переправившись в числе первых на правый берег, прямой наводкой подавил несколько огневых точек врага. Батальон успешно форсировал реку. В бою за хутор Зеленый и с. Куковка, отражая контратаку танков и пехоты противника, подбил два немецких танка, семь бронемашин, уничтожил до взвода пехоты противника.
22 февраля 1944 г. гвардии сержанту В.А. Ульянову было присвоено звание Герой Советского Союза. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
Защита Родины стала профессией офицера В.А. Ульянова. В разные годы он окончил Киевское артиллерийское училище, Военную академию бронетанковых войск, Военную академию Генштаба. Виталий Андреевич никогда не прерывал связей со своей второй родиной — Удмуртией. Приезжал на встречи Героев Советского Союза в Народном музее ижевской школы № 73. Когда был начальником Орджоникидзевского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени Маршала Советского Союза А.И. Еременко, встречал делегацию юных следопытов из Ижевска.
Бессменный директор музея Раиса Михайловна Сонина вспоминает: «Рассказ Виталия Андреевича и все увиденное ребятами произвели на них настолько сильное впечатление, что Алеша Крестьянинов высказал желание после окончания школы поступить в это училище. Его желание исполнилось, он окончил Орджоникидзевское высшее командное училище, стал кадровым офицером. Сейчас майор Алексей Александрович Крестьянинов живет и работает в Ижевске. С Виталием Андреевичем мы поддерживаем постоянную связь. В музее есть звукозаписи его выступлений на встречах с учащимися школы, видеосъемки. Сейчас Виталий Андреевич пытается оказать нам помощь в реконструкции музея».
В настоящее время он живет в Москве, ведет большую общественную работу. Является председателем правления фонда ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил.


Пенсионером себя не считаю

Это не просто слова. Однажды был такой случай. В клубе артиллерийского полка проходила встреча личного состава с фронтовиками. Дело было зимой, бойцы только что вернулись с полигона, пообедали, и, пока командир представлял гостей, докладывал об успехах в боевой подготовке, кое-кого не на шутку разморило. Во всяком случае, когда бывалый артиллерист Герой Советского Союза генерал-лейтенант Виталий Андреевич Ульянов выходил к микрофону, некоторые разомлевшие в тепле пушкари откровенно клевали носом. Но тут случилось чудо! При первых же словах генерала наполовину дремавшее воинство вдруг встрепенулось, в зале мгновенно воцарилась какая-то особенно доверительно теплая атмосфера. Со всех сторон сыпались вопросы, оживленный разговор то и дело прерывался взрывами хохота. На прощание «боги войны» устроили фронтовику настоящую овацию.
Вот такой он, бывший сержант, командир 45-миллиметрового орудия, в 18 лет ставший Героем. Более 40 лет в общей сложности прошагал Виталий Андреевич по жизни в воинском строю. Юношей познав армию, что называется, изнутри, он потом не без основания считал себя вправе действовать исходя из личного опыта, в том числе фронтового, даже если это порой не укладывалось в какие-то каноны или не нравилось начальству.
Не забывают о нем бывшие ученики, сослуживцы. Наведываются, пишут. В письмах, как правило, опять же слова благодарности. Как, например, вот эти: «Спасибо, дорогой Вы мой товарищ генерал-лейтенант, дорогой мой учитель! Уверяю Вас, что, какой бы я ни выбрал путь, Вам краснеть за меня не придется...» Письмо пришло из зарубежной теперь Одессы от лейтенанта Сергея Моисеева. Вскоре после окончания Орджоникидзевского ВОКУ офицер попал в аварию, стал инвалидом, и трудно сказать, как сложилась бы его судьба, не прими в ней участие генерал-лейтенант В.А. Ульянов.
И еще одно признание: «Я горжусь, что мне посчастливилось работать вместе с Вами...» Это из письма генерал-лейтенанта Дмитрия Мокшанова, бывшего в свое время первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Читаешь эти проникновенные строки и ловишь себя на мысли, что и сегодня, наверное, многие сочли бы за честь работать с этим удивительным человеком, сумевшим, несмотря на все пережитое, остаться в душе тем юным сержантом из 174-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона, которому все по плечу.
Впрочем, были и такие предложения. Генерал рассказал, как на одном торжественном мероприятии подошел к нему босс какой-то «ну очень крутой» фирмы и, покосившись на его Золотую Звезду, предложил должность... замдиректора. «А что я должен буду делать?» — спросил Ульянов. «Сидеть в солидном кабинете, иногда присутствовать на важных совещаниях», — ответил босс. «А делать-то что?» — не унимался фронтовик. «Да что вы, право, заладили: что делать, что делать?.. — рассердился работодатель. — Ничего не надо делать, просто сидеть и получать хорошие деньги, ваше имя будет работать...»
— Так и осталась фирма без «свадебного» генерала, — смеясь, закончил свой рассказ Виталий Андреевич и, уже серьезно, добавил: — А вот с Сашей Каньшиным сотрудничаю с удовольствием, потому что знаю, с кем имею дело.
В свое время, будучи начальником Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища, он рекомендовал лейтенанта Александра Каньшина как одного из лучших выпускников на комсомольскую работу. Потом трудились вместе. Так что и по сей день А. Каньшин остается для него «Сашей», хотя теперь вроде бы и начальник (Ульянов возглавляет правление фонда «МЕГАПИР», действующего в рамках Национальной ассоциации).
Судьба не случайно свела их снова: учитель и ученик считают своим долгом делать все, что в их силах, чтобы облегчить жизнь тем, кто нуждается в помощи, чтобы наша армия была достойна великой России, а военная служба престижной. Громкие слова? Нет, позиция, за которой огромная работа, требующая, кстати, немалых усилий.
Где только не побывал Виталий Андреевич со своими коллегами по ассоциации за 14 лет ее существования! Северный Кавказ и Подмосковье, Ленинградский военный округ и Забайкалье, Волгоград, Курск, Орел и даже пригород Лондона, где проходила научно-практическая конференция с участием представителей стран антигитлеровской коалиции...
Читаешь эти проникновенные строки и ловишь себя на мысли, что и сегодня, наверное, многие сочли бы за честь работать с этим удивительным человеком, сумевшим, несмотря на все пережитое, остаться в душе тем юным сержантом из 174-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона, которому все по плечу.
Наверное, не одной сотне солдат, офицеров, ветеранов войны и труда, членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, пожал он руку, сказал добрые слова, вручил нехитрые подарки от «МЕГАПИРА». Всю эту общественную работу он называет своим «вторым фронтом».
— И до этого пенсионером себя не считал, хотя уже 18 лет числюсь им, а уж теперь, работая с молодежью, и подавно, дел столько, что даже вот привести в порядок собственный архив некогда, — не скрывая радости, делится своими заботами 83-летний фронтовик.


Рецензии